В любви и согласии
Новость в рубрике: Здравоохранение, РелигияСемья через призму социальной концепции Русской Православной Церкви. Рождаясь в этот мир, развиваясь и реализуя себя, мы в жизни руководствуемся незримыми духовными ориентирами, которые, как говорят в народе, впитываем с молоком матери. Мы опираемся на сохраненные в веках традиции, порой даже не задумываясь, что они основаны на христианских ценностях, на тысячелетней православной русской культуре. В основе любого социума лежит ответственность – за дарованную жизнь, продолжение человеческого рода, воспитание последующего поколения. В условиях изменяющегося мира Русская Православная Церковь в начале 2000 годов разработала Основы социальной концепции, чтобы сформулировать общие принципы отношения Церкви к насущным проблемам разных сфер человеческой деятельности и дать им нравственную оценку. Большое внимание в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви уделяется вопросам семьи, брака, воспитания детей, при этом обсуждаются сложные нравственные и житейские вопросы, актуальные на протяжении веков. Об основах социальной концепции церкви в отношении семьи, брака, материнства и детства мы беседуем с благочинным православных приходов Аксайского округа протоиереем Андреем Александровичем Мекушкиным.
– Христианская семья, брак – какими они должны быть?
– Для христиан брак является не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей. Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе, а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты.
Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.
«Женщина произошла из ребра мужчины. Не из ноги, чтобы быть униженной. Не из головы, чтобы превосходить. А из бока, чтобы быть бок о бок с ним, чтобы быть равной с ним. Из-под руки, чтобы быть защищенной. И со стороны сердца, чтобы быть любимой!».
Святитель Августин Блаженный
Плодом любви и общности в браке становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, есть одна из важнейших целей брака.
В семье, где есть любовь, где ребенок видит положительный пример для подражания, воспитание происходит естественно, и образ родительской семьи ребенок переносит в свою жизнь и в свою семью, когда вырастает. Поэтому многое зависит от того, какова обстановка в семье. Бывает так, что родители, особенно мамочки, приходят за помощью – ребенок сквернословит, он агрессивен. Родители обращаются к психологу. Ищут причины такого поведения малыша, но искать эти причины надо не в психологических моментах, а в духовных. Если родители ругаются, если в семье нет экологии материнства и детства, нет любви, если на глазах ребенка происходит насилие, жестокость, родители друг друга оскорбляют, унижают человеческое достоинство друг друга, то уровень агрессии ребенка является отражением семейных отношений.
Главный принцип воспитания заключается в показывании примера. А если мы воспитываем только словами, а сами не делаем того, о чем говорим, ребенок вырастает таким, как его мама и папа, во всем копируя тот пример взаимоотношений, какой ему показали. Поэтому я всегда говорю родителям: начинайте воспитание с самих себя. Если родители говорят со своим чадом о духовности, то сами они должны быть духовными, если говорят о добре, сами должны быть добрыми.
– Родители чаще всего занятые люди, замороченные своими проблемами, где же тут найти время и силы для воспитания?
– Да, к сожалению, мы сейчас все занятые люди. И часто мамочка, забрав ребенка из детского сада, прибежала с работы, посадила его перед телевизором и пошла готовить ужин. А малыш сидит и смотрит по ТВ все подряд. Вроде бы замолчал и не мешает, как хорошо, что есть телевизор, есть чем занять ребенка! А чем же он, собственно, занимается? Он предоставлен сам себе, предоставлен телевизору, а живого общения с родителями, разговора по душам, внимания к его проблемам и достижениям нет. Почему наши дети ушли в планшеты, компьютеры, виртуальные игры? Из-за недостатка любви и внимания! Им хочется самовыразиться, хочется с кем-то поделиться, а ему не с кем поговорить – папе и маме некогда. Приходя с работы, родители решают проблемы семьи, выясняют отношения, а ребенку достаются лишь назидания и упреки.
– И на этом план воспитания выполнен…
– К сожалению, быть для ребенка не только родителем, но и другом у нас зачастую не получается. Однако именно опыт семейного общения учит ребенка преодолению эгоизма. В семье формируется правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает продолжение в любви к предкам и Отечеству, в чувстве сопричастности к истории родной страны.
«Та, что воспитывает живую душу, талантливее любого живописца или ваятеля». Иоанн Златоуст
– Очень серьезная и болезненная тема семейной жизни – аборты. Церковь, конечно же, отрицательно относится к этому явлению, но какова альтернатива?
– Аборты – это, безусловно, трагедия, прежде всего, для русского народа в целом, поскольку уровень рождаемости слишком мал, чтобы обеспечить восполнение народа.
– Это, кроме того, личная трагедия для женщины. Даже, если она в момент принятия решения этого не понимает, все равно бессознательно психика женщины всегда протестует против убийства дитя во чреве.
– Все знают, что аборт – это грех, но часто от женщины можно услышать, что есть уже дети, что ей сейчас не до этого. Нельзя ради своего счастья, благополучия или спокойствия жертвовать жизнью другого человека, да еще того, у кого нет возможности за себя постоять! Это и есть бесчеловечность, вне зависимости от того, осознано это или нет.
– Когда мы говорим об этой проблеме, то центром внимания обычно становится женщина. А какова роль и ответственность мужчины, отца?
– В основах социальной концепции Русской Православной Церкви отец несет такую же ответственность за жизнь и судьбу нерожденного младенца, как и его мать. И на отца ложится такой же грех, как и на мать, при сотворении этого беззакония. Бывает, мужчина говорит: не я же делал аборт, какой, мол, с меня спрос? А бывает и так, что мужчина заставляет женщину, толкает ее на это. Ответственность между ними, как между родителями, делится поровну. А вот если женщина делает тайно аборт, то это повод мужчине задуматься над тем, что происходит в его семье.
– Правильно ли, если мужчина говорит женщине: а ты сама решай, как ты решишь, так и будет?
– Я думаю, что мужчина таким образом снимает с себя ответственность. По антропологии семьи предназначение мужчины быть главой семьи, он несет ответственность перед Богом, перед семьей за то, что в ней происходит. Если он говорит: «ты сама решай», то это просто умывание рук. Но такая его позиция не означает, что с него снимается ответственность за этот грех. Мужчина, наоборот, должен успокоить женщину, ведь женщина думает о прерывании беременности, когда она не уверена в мужчине, не уверена в завтрашнем дне, у нее есть какие-то сомнения, боязнь.
Что в таком случае нужно делать мужчине? Он должен ее успокоить, сказать, что ее любят, что ей не о чем волноваться и что все дети, которые будут рождены, желанны. Как правило, это показывает и статистика: те родители, которые сомневались и все же приняли решение рожать ребенка, потом вспоминают с горечью свои сомнения и с радостью, что они отказались от этого убийственного поступка. А рожденные дети становятся гордостью и радостью семьи!
– Медицина сейчас находится на достаточно высоком уровне, и такая операция не представляет сложности. Как научить молодых родителей не относиться к аборту легкомысленно? Как дать понять, что зарождение жизни идет с момента зачатия, что нет такого раздела в период беременности – вот до этого времени это не человек, а после уже человек? Ведь есть некий замысел, который встает над родителями и зарождается через них, и это замысел Божий о зарождающемся человеке…
– Здесь несколько аспектов. Конечно же, это воспитание будущих мам и в семье, и в школе. Когда правильно об этом говоришь – с уважением к зарождающейся жизни, когда аргументированно подходишь к этому вопросу, то молодые начинают понимать. Я преподавал в университете, и наша кафедра проводила такие занятия, приглашала специалистов и генетиков, врачей-гинекологов. И они рассказывали, как происходит зарождение ребенка, каков ребенок в две недельки, каков он в месяц, каким плод становится в четыре, пять месяцев. И это меняет мировоззрение будущих мам и будущих пап.
«Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей».
Уильям Теккерей
Следующий момент – нужно работать с врачами: для некоторых из них это просто медицинская манипуляция. Но я считаю, что это тоже грех – производить такие операции. Нужна продуманная государственная политика поддержки материнства и детства. Мамочка должна знать, что о ней позаботятся. Когда женщина носит младенца, она находится в особом состоянии: меняется гормональный фон, состояние психики. И в этот момент ее нужно поддержать, для чего должны работать специальные службы. Это необходимые социальные институты, ведь важно не только, поддерживает ли женщину семья, но как к ней и ее материнству относятся в обществе. Создание системы поддержки материнства – дело не одного дня, ведь в нее должны быть включены семья, школа, медицина, общество и государство.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!