Играл театр под звук войны
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Избранное, Культура«Когда говорят пушки, музы молчат». В блокадном Ленинграде музы не молчали… Объявление о начале войны 22 июня 1941 года в одночасье перевернуло жизнь всего города, как и всей страны. Ленинград перешел на военное положение. Тысячи людей встали на защиту города, стараясь превратить его в неприступную крепость. В один ряд с ними встали и артисты театров.
Срочно формируются актерские бригады, которые выступают на мобилизационных пунктах. Многие отправляются рыть противотанковые рвы под Лугой, Гатчиной, Стрельной.
Известный актер Николай Константинович Черкасов, воплотивший на экране образы Александра Невского и Ивана Грозного, с первых дней войны принимал активное участие в формировании труппы Театра народного ополчения. Он же и возглавил его. Труппа жила в ДК им. Первой пятилетки и была разбита на отделения. Всем выдали короткие канадские винтовки. Распорядок дня – казарменный: побудка в шесть утра, заправка коек, зарядка, умывание. После – военные занятия: строевая подготовка, стрелковое дело, изучение уставов и политчас. Актеры давали торжественную присягу. Подобная подготовка была необходима, ведь эти артисты должны были выступать на фронтах.
В первые дни войны многим представлялось, что она закончится за несколько месяцев, а представить себе, что город в течение 900 дней будет осажден, не мог никто. Однако об актуальности репертуара задумались сразу. И если программа актерских бригад была составлена на скорую руку – стихи, фельетоны, песни, рассказы на военную тему, то театрам пришлось срочно искать подходящие пьесы и репетировать. Необходимо было как можно быстрее перестроить ритм театров на военный лад, нужны были боевые, поднимающие патриотический дух спектакли.
Самым оперативным оказался Ленинградский филиал Центрального театра кукол под управлением Сергея Образцова. Уже в июле они создали фронтовую программу антифашистской сатиры «Урок истории» и «Арийцы в зоосаде». Что касается городских театров, они срочно вводили в репертуар пьесы о великих воинах и полководцах – Александре Невском, Суворове, Кутузове и героях времен Гражданской войны, таких как Чапаев.
Многие театры ставят пьесу «Давным-давно» про девушку, которая переоделась в гусарскую форму и сбежала на фронт, вновь звучит опера «Иван Сусанин», делается инсценировка по роману Льва Толстого «Война и мир».
На совещании в Театре комедии обсуждался вопрос, нужен ли, да и позволителен ли смех в такие времена? Может быть, изменить любимому жанру хотя бы на время? Но было принято решение, что смех нужен, даже необходим, – это еще одно оружие в борьбе с врагом. И в августе театр выпускает спектакль «Под липами Берлина» – злободневную сатирическую пьесу о Гитлере и его министрах.
Даже Ленинградский ТЮЗ продолжил ставить детские пьесы, делая упор на те, что в иносказательной форме раскрывали тему героизма и благородства.
На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала серьезная миссия в период Великой Отечественной войны. Именно оперетта, самый веселый и легкий жанр, была рядом со зрителями блокадного Ленинграда.
Многие актеры труппы переехали жить в здание театра. Причины были разные: у кого-то разбомбили дом, кто-то жил очень далеко, а ходить приходилось пешком, ведь транспорт в городе не работал, со временем, когда наступили морозы и голод, это экономило силы для работы. Ежедневные бомбежки города, а немцы были очень пунктуальны в этом смысле, приучили всех жителей подстраиваться под этот чудовищный график. Спектакли перенесли с вечернего времени на дневное, и все равно они по нескольку раз прерывались воздушной тревогой. Зрители организованно спускались в бомбоубежище, артисты, как были, в сценических костюмах, поднимались на крышу тушить зажигательные бомбы, чтобы не допустить пожара.
Бомбежки участились. Ленинград превратился в город-фронт. Несмотря на массовую эвакуацию, в городе оставались артисты, писатели и поэты, композиторы – на их плечи легла ответственность за моральный дух ленинградцев. Вся страна жила тем, что происходило в осажденном городе. Выжить, не пасть духом и отстоять Ленинград – было общей задачей. Удивительно, но даже в такое тяжелое время культурная жизнь в городе продолжалась. В городе еще оставались Театр Ленинского комсомола, Ленсовета, ТЮЗ, Театр комедии, которые были эвакуированы позже. А Театр музыкальной комедии и оркестр Радиокомитета всю блокаду находились в Ленинграде. И все эти коллективы работали, показывали спектакли, которые прерывались бомбежками по нескольку раз, ездили с выступлениями в армию, а главное, вопреки голоду и холоду, находили силы, чтобы работать.
Певцы и балерины – наверное, самая нежная публика из всей актерской братии – находили в себе силы и мужество не бросать публику. А залы почти всегда были полны. Тенор А.А. Орлов однажды был засыпан во время обвала, он долго лежал в больнице и вышел оттуда травматизированным. При первом сигнале тревоги его охватывал ужас. И он же на сцене однажды, когда началась очередная бомбежка, спокойно произнеся текст своей роли… сказал, обращаясь к публике: «Граждане, не торопитесь! Это только стекла, обыкновенные стекла».
А жизнь в городе становилась все тяжелее. Норма выдачи хлеба с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составляла рабочим – 250 граммов, служащим и членам их семей – 125 граммов. Театр терял коллег. Некоторые умирали прямо на сцене во время репетиций. Отощавшие, синие от холода и голода балерины поддевали теплые рейтузы под трико: так теплее и ноги казались полнее. Здание не отапливалось. На сцене было холодно. Чтобы согреться, за кулисами артисты сидели в тулупах поверх балетных пачек и фраков. Когда русскому хору выдали их сафьяновые сапоги для выступления, они все оказались малы – ноги певцов распухли. Дистрофия изматывала людей, каждое движение требовало усилий, а ведь театр – это процесс: поставить декорации, свет, принести бутафорию, нанести грим… Такие же люди-тени в зале смотрели спектакль в верхней одежде, аплодисментов не было слышно – сил хлопать артистам у зрителей уже не было. Тощие и измотанные артисты и публика были нужны друг другу.
Вот одно яркое воспоминание Раисы Беньяш: «Цветов уже не было. На сцену бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зеленых веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял ее, чтобы передать партнерше, но тотчас опустил на пол. Один актер хотел помочь ему, но отказался от своего намерения. Корзина была невероятно тяжелой. Когда в антракте ее совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелеными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты». Так жители города решили подкормить актеров: ведь если бы умерла театральная жизнь, умер бы весь город…
Когда в декабре в театре отключили электричество, актеры стали ездить с концертами в Красную Армию. За семь дней на Ладоге они дали 32 концерта. Январь и февраль 1942 года – самый страшный период блокады, это месяцы массовой смертности. Жизнь в городе замерла, и только Музкомедия еще работала. В марте, когда дали электричество, театр тут же возобновил спектакли.
Городской театр (современный Санкт-Петербургский академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской) открылся 18 октября 1942 года. Театры рождаются по-разному, этот родился из пьесы Константина Симонова «Русские люди», которая была напечатана в газете «Правда». Драма о трудностях войны – первый художественный отклик писателя на происходящие события. Пьеса сразу имела большой успех. Ее ставили на всех подмостках страны, зачитывали по радио, а Городской театр начал с нее свой первый блокадный сезон.
Откуда же взялась в осажденном городе новая труппа? Зимой 1941 – 1942 годов в городе, за исключением театра Музкомедии, агитвзвода (бывший Театр народного ополчения) и Театра Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), других не было. В его труппу вошли артисты Радиокомитета, Театра драмы им. Пушкина, Нового ТЮЗа и агитвзвода, жившие в городе.
Весь репертуар театра был посвящен войне, он укреплял в человеке силу духа, помогал выжить. Жители прозвали его блокадным. Спектакли не прерывались даже во время обстрелов: публика уже настолько привыкла к бомбежкам, что отказывалась спускаться в бомбоубежище. Да и сил на лишние передвижения не было. А когда в театре погас свет, зрители из зала подсвечивали сцену ручными фонариками, которые всегда носили с собой, ведь в городе было темно.
9 августа 1942 года состоялась премьера Седьмой симфонии. В Белоколонном зале Филармонии яблоку негде было упасть. Карла Элиасберга встретили овацией. Дирижер поднял палочку, и в зал ворвались неслыханные ранее звуки. Когда оркестр отзвучал, зал вскочил в едином порыве и долго аплодировал стоя. Было видно, что у людей по щекам текут слезы… А Карл Ильич удивлялся, почему немцы сегодня не стреляли? Немцы как раз стреляли, точнее, пытались расстрелять Филармонию. Но за час до концерта 14-й артиллерийский полк обрушил на вражеские батареи шквал огня, подарив, таким образом, дирижеру и слушателям 70 минут тишины.
До снятия блокады оставалось еще много дней…
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!