Ай да Петрушка, ай да молодец!
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, Избранное, Конкурсы, Культура, ФестивалиОткуда берет начало народный кукольный театр. Сегодня кукольные театры популярны во всем мире. Сказочные персонажи, изготовленные из ткани, папье-маше, дерева… Они надеваются на руку, приводятся в движение нитками или управляются тростью. Сюжеты кукольных спектаклей завораживают юного зрителя. Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Колобок, чудо-птица, Винни-Пух, Красная Шапочка… Какие только герои не оживают на сцене кукольных театров, но самым любимым по-прежнему остается Петрушка, который уже несколько веков радует российского зрителя.
История появления кукольного театра уходит корнями в начало XVIII века, во времена царствования Анны Иоановны. Правда, сначала представления на Руси показывали исключительно иностранные деревянные артисты. Они приезжали на гастроли, как правило, из Италии, Англии, Бельгии и других европейских стран. Первое время кукол называли «выпускными», а потом придумали для их обозначения новое слово – «марионетка».
Вплоть до середины XIX века кукольные спектакли показывали в театральных или домашних залах, представление состояло из диалогов с элементами танцевальных движений.
В конце XIX столетия марионеточные выступления стали неотъемлемой частью народных гуляний. Однако теперь зрителей забавляют уже российские актеры.
Самыми известными были «петрушечники» – кукловоды, которые разыгрывали представления с помощью перчаточных кукол. Выступали они, как правило, вместе с шарманщиками. Артисты рассказывали историю Петрушки – аналога итальянского персонажа Пульчинеллы. У Петрушки были рубаха и красные шаровары, а на голове он носил колпак с бубенчиками. Этот персонаж был известен своим озорным нравом, постоянно лез в драки и наводил шуму. С помощью Петрушки высмеивали полицию, богатых господ и всех, кто так или иначе притеснял простой народ.
В начале XX века такие кукольные представления постепенно становились под запретом. К тому времени Петрушка изменился. Он стал послушным мальчиком, а спектакли начали играть для детей.
Одним из самых выдающихся кукольников того времени – Иван Афиногенович Зайцев, который не только был талантливым артистом, но и владел мастерством изготовления кукол. Он первый актер-кукольник, получивший звание заслуженного артиста Российской Федерации. Его жена Анна Дмитриевна Триганова не только «одевала» артистов, но сама водила их на представлениях.
Еще одним знаменитым русским кукольником был Сергей Владимирович Образцов.
Он создал свой театр в 1931 году, собрав вокруг себя нескольких энтузиастов. Это было тяжелое революционное время. Сергей Владимирович пригласил в свою труппу артистов, работавших на ярмарочных балаганах. Вместе они придумали марионеточное представление «Цирк на сцене».
Актеры приносили детям радость. Они ездили по Москве с большой машиной, на которой было написано «Театр кукол», и давали выступления в детских садах, школах, больницах.
Вскоре в репертуаре театра появились две новые пьесы – «Джим и доллар», «По щучьему велению». Последняя постановка радует зрителей до сих пор.
А потом правительство выделило для театра Образцова здание на площади Маяковского. Там родился завораживающий спектакль «Лампа Алладина» и «Необыкновенный концерт», с которым артисты объехали весь мир, срывая шквал аплодисментов.
Этот спектакль даже попал в книгу рекордов Гиннеса как самое популярное кукольное шоу в мире. Сергея Образцова давно нет в живых, но его спектакли до сих пор радуют юного зрителя. Один из его учеников – В.С. Былков – руководил Ростовским государственным театром кукол, созданным в 1935 году.
В репертуаре театра лучшие классические литературные произведения – «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная ша- почка» Ш. Перро, «Щелкунчик» Э.-Т.-А. Гофмана, «Три поросенка» С. Михалкова, «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом» С. Маршака и многие другие произведения. Перечислить все на страницах газеты просто невозможно. Но одно из центральных мест в череде детских представлений занимает пьеса «Веселый Петрушка», созданная в рамках проекта «Истоки национального театра кукол».
Оксана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!