Оказывается, не с вешалки…
Новость в рубрике: Даты, Достижения, КультураСовременный театр начинался со скоморошества. Всемирная история возникновения театра уходит корнями в Древнюю Грецию более двухтысячелетий назад. Древнейшее искусство зарождалось как зрелищное развлечение публики, праздничные сценки ряженых актеров. Современный же театр формировался на так называемых «скоморошьих игрищах».
Представления изначально были приурочены к Великим Дионисиям – большому религиозному празднику. В Афинах V века до н.э. театральные представления были неотъемлемой частью религиозных праздников. Шествия со статуей Диониса сопровождались веселыми песнопениями и драматическими играми. Можно сказать, что история афинского театра начиналась как художественная самодеятельность для небольшого количества зевак. Первоначально ставились только трагедии, комедии стали показывать позднее. Примечательно, что пьесы, как правило, показывали только один раз. Это стимулировало авторов на создание актуальных, интересных произведений. Драматург не только писал пьесу, он был полноценным участником представления, выполнял роли режиссера, композитора, балетмейстера и даже актера. Естественно, это были исключительно талантливейшие люди.
Древние римляне были настоящими фанатами реализма. Идеальной считалась постановка, в которой актер вживался в роль на сто процентов, при необходимости он должен быть готов даже умереть.
Правительство, начиная с Перикла, давало возможность посетить театр и приобщиться к прекрасному даже материально не обеспеченным гражданам. Для этого каждому выделялась субсидия на один визит в театр, а в дальнейшем и на три посещения.
История древнего театра имеет еще одну характерную особенность: актеры играли свои роли без помощи собственной мимики. Ее заменяли всевозможные маски, часто весьма гротескные. Большое внимание актер уделял движениям тела, одежде. Актерами были мужчины, даже на женские роли. Они занимали привилегированное положение в обществе, освобождались от налогов. К женским театральным персонажам в средневековье относились несколько иначе, нежели сейчас. В основном женщины могли играть лишь служанок. Такие персонажи создавались в качестве насмешки. Соответствующая смысловая нагрузка прослеживалась и в каждой детали их туалетов. Многие традиции древнего театра перешли и в современный.
Театральное искусство в Аксайском районе стремительно развивается. Если десять лет назад существовал только один народный театр «Данко», то сейчас в районе с каждым годом открывается все больше театральных студий и кружков, где не только преподают актерское и ораторское мастерство, но и помогают начинающим актерам раскрыть свой талант по максимуму. Это такие студии и кружки, как «Soul Fiber», студия актерского и ораторского мастерства в семейном центре досуга и развития «Всезнайка», детская театральная студия «АРТИСТ».
В ДК «Молодежный» – и театральная студия «Образ», и детская студия кукольного театра «Улыбка». А в ДК «Дружба» существуют кружок театрального искусства «Апельсин» и студия актерского мастерства «Амплуа».
Что касается истории создания театра в России, то российский театр прошел долгий путь – от своего становления до получения звания одного из лучших в мире.
Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. Старейшим театром были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. В дальнейшем игрища превратились в народные драмы. Они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.
Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Использовались маски, грим, костюмы, бутафория.
В начале 70-х годов XVII века у Алексея Михайловича Романова возник интерес к театру. Царь и знать присматривались к жизни в Европе, подробно выспрашивали вернувшихся из-за границы дипломатов обо всем увиденном и услышанном ими в других странах. Власти хотели лучше выглядеть перед множеством прибывавших посольств, показать, что и в России люди умеют жить.
Устроителем первого театра стал пастор московской лютеранской кирхи Иоганн Готфрид Григори. Он набрал труппу из жителей Немецкой слободы и подьячих Посольского приказа. Выбрали пьесу «Артаксерсово действо», состоящую из семи продолжительных актов и нескольких интермедий, в которых задействовано более 60 человек. Подготовили декорации и костюмы, «актеры» разучили роли. И 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Царь так был восхищен, что десять часов подряд не вставал с места, пока шло представление.
Если вначале играли сцены из священной истории, то затем царь разрешил театральные представления, состоящие из танцев. Но после смерти царя театр прекратил свое существование.
Театральное дело было возобновлено Петром I. Прежде всего, он обратил театр из придворного в народный, для всех «охотных смотрельщиков». Театр был переведен из царских хором на Красную площадь, где была воздвигнута особая «комедийная храмина».
После смерти Петра Великого театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II: дворцовые спектакли стали весьма редким явлением.
Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Пьесы были преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга».
В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло и стало на ноги. Никогда до тех пор не представлялось такого изобилия и разнообразия зрелищ. Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в ее время было только теоретическим. На самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль.
Народный театр «Данко» в РДК «Факел» был образован в 1969 году. Вначале это был театр малых форм, в репертуар которого входили миниатюры, интермедии, эстрадные монологи известных сатириков и юмористов. В 1999 году театру исполнилось 30 лет, и эту дату коллектив отметил постановкой спектакля «Бабий бунт» по рассказам М.А. Шолохова. В ноябре 2001 года осуществлена постановка спектакля «Тихий Дон» по мотивам романа М.А. Шолохова. В 2006 году на сцене РДК «Факел» состоялась премьера музыкальной сказки «Али Баба и 40 разбойников». В 2012 году подготовлена постановка фрагмента по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». С ноября 2013 года театром руководит режиссер-постановщик Сергей Константинович Гуревнин. Он осуществил несколько постановок спектаклей: «Новогодний вальс», «Дед Мороз и Колобок», «Чудеса в Новый год», моноспектакль «О вреде табака». В 2013 году коллектив был награжден дипломом за участие в пятом Международном военно-историческом фестивале «Черкасский городок». В 2015 году народный театр «Данко» стал лауреатом первой степени в номинации «Литературная» Областного фестиваля-конкурса самодеятельных театральных коллективов и студий художественного слова «Театральная весна» в г. Волгодонске.
Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет. Французская школа игры привнесла в русский театр красоту внешних приемов, отделку мельчайших подробностей игры, продуманность стиля и достоинства декламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусству.
Во второй половине XIX века в истории русского театра наступает новая эпоха – на сцене появляются пьесы великих драматургов: А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. Театр идет по пути утверждения правды, реализма.
В русском театре конца ХIХ – начала XX веков наряду с упадком реакционного искусства происходит мощный подъем демократического направления, связанный с нарастанием революционного движения.
К рубежу новейшей истории процесс идейного размежевания в русском театре, как и в других областях искусства, достигает значительной зрелости. На всех деятелей культуры оказывают глубокое воздействие крутые перемены, порожденные мировой войной и революционными событиями 1917 года. Связь между общественно-политической позицией художников и их творчеством становится все более определенной.
В 60-е годы XX века в нашей стране театральное искусство начинает идти по традиционно-психологической линии, когда центральное место занимают непосредственно взаимоотношения зрителей и актеров, сама коммуникация как таковая. Если раньше целью для зрителя было понимание, истолкование спектакля, то теперь эту позицию занимает непосредственный опыт, который получает зритель вместе с исполнителями в процессе сосуществования в одном времени и пространстве, это, в свою очередь, способствовало возникновению ряда художественных практик современности, таких как концептуализм, перформанс, акционизм и других.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!