«У нас – родственные души…»
04.04.2019 Новость в рубрике: Городское поселение, Достижения, Конкурсы, Культура, Образование, Семья, ФестивалиДетскую школу искусств города Аксая и Семикаракорский фаянсовый завод ЗАО «Аксинья» связывают давние узы дружбы и сотрудничества. Дважды в год учащиеся школы посещают фабрику «Аксинья», знакомятся с производством донской керамики, посещают мастер-классы ведущих живописцев предприятия. «Это способствует пробуждению у детей интереса к донскому народному творчеству, развивает художественное мышление. Знакомство с семикаракорской керамикой питает воображение детей, а затем воплощается в их рисунках, акварелях, живописных полотнах», – так оценивает значение подобного творческого сотрудничества Светлана Николаевна Зерщикова, заведующая отделением изобразительного искусства ДШИ г. Аксая.
В марте состоялась очередная поездка учащихся и преподавателей на Семикаракорский фаянсовый завод. Для многих знакомство со знаменитым донским народным промыслом стало первым. А, как известно, первые впечатления – самые яркие, запоминающиеся надолго.
Экскурсия началась с участков первичной обработки, формовки будущих изделий. Пройдя всю технологическую цепочку создания «семикаракорского чуда», появилось ощущение, словно сам поучаствовал в его создании. Даже взрослым, как и детям, хотелось все потрогать своими руками, ощутить теплоту податливой глины, насладиться очертаниями еще сырых заготовок, угадывая в них будущие рукотворные шедевры. И, конечно, совершенно завораживающим предстал процесс росписи уже готовых изделий.
Безликие фигурки превращались в колоритных казачек и бравых донских казаков, разноцветьем нежных красок покрывались столовые сервизы, декоративные панно оживали сюжетами донской природы и казачьего быта. Покрытые блестящей прозрачной глазурью после обжига, все они приобретали законченный вид совершенства. Вот она – семикаракорская роспись! Настоящее произведение народного искусства!
Завершало экскурсию посещение музея истории художественного промысла. Экскурсовод помогала разобраться в тонкостях стиля донской керамики, подробно рассказывала о зарождении ремесла, его мастерах, темах и сюжетах их работ. На стендах выставлены лучшие образцы их творчества. Собранные вместе в таком количестве, они настолько привлекательные, чарующие, что возникало неодолимое желание взять все с собой, видеть это каждый день, наполнить свой дом сияньем многоцветья красок.
Экскурсия по Семикаракорскому фаянсовому заводу ЗАО «Аксинья» для учащихся и педагогов аксайской Детской школы искусств была закончена, но в этот раз это было особенное посещение, которое вскоре продолжилось в кон-цертном зале предприятия. Теперь заводчане отправились в путешествие в мир музыкальных картин и образов, которое им предложил коллектив педагогов Детской школы искусств г. Аксая – камерный оркестр народных инструментов «Родник». Музыканты, находясь еще под впечатлением от живого общения с создателями такого великолепия, с особым чувством исполняли народные произведения. Выступление творческого коллектива было ознаменовано еще тем, что двадцать лет назад на фабрике состоялся концерт другого известного ансамбля русских народных инструментов Детской школы искусств «Узоры».
Лауреат международных и всероссийских конкурсов ансамбль «Узоры» в течение 22 лет вел активную концертную деятельность в Ростовской области и за ее пределами. Одно из выступлений состоялось и для работников Семикаракорского фаянсового завода. Камерный оркестр «Родник» – преемник и продолжатель дела аксайских «Узоров». В том далеком концерте принимали участие трое музыкантов из «Родника» – это Наталья Сомкина, Петр и Зинаида Басенко. Кстати сказать, среди публики оказалось несколько слушателей еще того памятного концерта двадцатилетней давности.
На фоне яркого живописного баннера выступление оркестра «Родник» выглядело естественным, разнохарактерные и разностилевые произведения не нарушали атмосферы народности, органично заполняя звуком все пространство огромного зала. Русская народная песня «Калинка» в современной обработке прозвучала как эпиграф всего концерта, говоря о глубоких традициях академического исполнительства на русских народных инструментах, заложенных еще великим патриотом России, создателем Великорусского оркестра народных инструментов Василием Васильевичем Андреевым. И в следующей инструментальной пьесе А. Загребельного «Русская душа», исполненной «Родником», публика без труда узнала русскую народную песню «Ой, мороз, мороз».
Надо отметить, что весь концерт отличала особенная черта: удивительно точное попадание в репертуар, что случается далеко не всегда. В этом выступлении не было ни одного незамеченного слушателями номера. Вокальные произведения настолько естественно входили в программу концерта, настолько органично соответствовали голосу, манере сценического поведения солистов, да и просто их внешнему облику, что публика с восторгом принимала классический романс и народную песню, музыку советских композиторов. Очарование юности солистки оркестра Валентины Федорец подкупало аудиторию, гармонировало с лирикой романса А. Алябьева «Я вижу образ твой» и песней И. Брамса «Данко», словно девушка пела о себе, о своих чувствах и переживаниях.
Прекрасен лирический баритон солиста Ильи Курелова. В его исполнении прозвучали «Влюбленный солдат» Энрико Канио, песня Матвея Блантера «Черноглазая казачка», «Королева» на стихи Сергея Есенина.
Одним из видов народного ремесла является создание керамических изделий. В древние времена люди не знали такого слова. Впоследствии им называли изделия из глины, которые хранили тепло рук мастера. Глиняная посуда наделена целебными свойствами, а все благодаря природным качествам глины и ее способности поглощать солнечную энергию. С давних пор местом хранения продуктов люди избрали кувшины из глины, обладающие способностью регулировать температуру естественным образом. Гончарное казацкое дело было известно с 1845 года. Два столетия назад в Семикаракорах было много гончарных мастерских, но к семидесятым годам прошлого столетия осталась только одна, где в заново построенном цехе и сегодня производят уникальный фаянс. Семикаракорская роспись отличается неповторимостью ярких сюжетов, гармонией красочного многоцветья, которые отражают мироощущение авторов и дарят праздничное настроение. Отличительной особенностью отдельного по стилю направления семикаракорской живописной техники является использование ручного труда в процессе росписи изделий оригинальных форм. Мастера – настоящие творцы изобретательности и поэтичности в выборе декора. Суть производства семикаракорской керамики заключается в технологии нанесения узора и в его виде. В первую очередь – это пейзажная роспись букетно-растительного узора на белом фоне. Утонченные элементы смотрятся гармонично и связаны с культурой и природой Дона.
Первые аккорды гуслей Ирины Варфоломеевой в обработке народной песни «Коробейники» наполнили зал чарующим тембром старинного русского инструмента, настолько редко встречающимся у нас на Дону, что большинство присутствующих в зале даже не смогли определить его название. А тембр гуслей придает особый русский колорит звучанию всего камерного оркестра. Более привычны и узнаваемы домры и балалайка, составляющие основу струнной группы коллектива. Теплый грудной, словно голос певца, звук альтовых домр Натальи Сомкиной и Зинаиды Басенко производил впечатление выразительного вокального дуэта. Балалайка Павла Басенко легко отзывалась на любое проявление характера исполняемых пьес россыпью дробей в русских наигрышах, виртуозностью пассажей в вариациях, тремоло при исполнении задушевной мелодии.
Самым ярким звуком обладают «первые скрипки» оркестра – домры малые Олега Андреева и Петра Басенко, их высокий регистр и яркий тембр способны были проникать в самые отдаленные уголки зала. Особое место в оркестре занимал контрабас Ильи Басенко. Илья владеет всеми инструментами басовой группы: балалайкой-бас и балалайкой-контрабас, домрой-бас и даже бас-гитарой. В этом концерте музыкант покорил слушателей виртуозной игрой на смычковом контрабасе, выполняя роль основы оркестра. Под умелыми пальцами Александра Савченко любой оттенок характера, любое настроение способны были передать кнопочки баянные. Завершала концерт солистка оркестра Татьяна Топчий, которую публика сразу нарекла Аксиньей. Костюм донской казачки, особая стать, прекрасный голос Татьяны Топчий – все напомнило образ главной героини великого романа Михаила Шолохова.
Публика не скупилась на аплодисменты. А Петр Басенко выражая признательность публике за столь горячий прием, произнес: «Нам всем выпало счастье принимать участие в создании произведений искусства. Нас объединяет способность чувствовать и понимать прекрасное. У нас с вами – родственные души!»
Один из слушателей задал вопрос директору аксайской школы искусств Светлане Петровне Евстигнеевой: «В школе существуют такие яркие коллективы народных инструментов! Вы, наверное, создаете им особые условия?». Ответ Светланы Петровны был ответом руководителя, педагога-музыканта: «Заинтересованность в таких коллективах, безусловно, есть. Присутствуя на концертах, я чувствую гордость за школу, ощущаю себя частью общего дела. Я вижу, как нужны публике такие встречи, как благотворно воздействие живой музыки на слушателей. Если вы заметили, в составе «Родника» уже два поколения музыкантов, и все они – выпускники аксайской школы искусств. Что это, если не традиция? И она будет жива до тех пор, пока есть преемственность поколений, пока есть творческие люди, энтузиасты своего дела, на которых всегда держалось настоящее искусство».
Б. Петров, преподаватель ДШИ города Аксая
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!