Здесь на всем – военный след, хоть войны давно уж нет…
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Культура22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории России – начало Великой Отечественной войны, которая является составной частью Второй мировой войны. В этот день на рассвете фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Тяжелая кровопролитная война, длившаяся 1418 дней и ночей, завершилась 9 мая 1945 года полным разгромом стран фашистского блока. Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 миллиона человек.
Война давно уж позади, но каждый год мы чтим память павших воинов, которые отдали свои жизни ради нашего будущего. Конечно, не пережив всю трагедию Великой войны, невозможно до конца прочувствовать, какие испытания выпали на долю нашего народа. Но благодаря сохранившимся военным предметам: технике, обмундированию, оружию, можно проникнуться тем временем, вступить с ним в безмолвный «диалог». Тем более, что каждая военная вещь непременно была очевидцем тех самых ужасных событий, и каждая вещь, несомненно, может рассказать нам свою историю, произошедшую во время войны… Помочь, особенно молодому поколению, приобщиться к тому времени помогают военно-исторические комплексы – места, где «живет» история войны. Аксайский военно-исторический комплекс – самый крупный и в то же время самый молодой из трех комплексов Аксайского военно-исторического музея. За более чем 20 лет существования комплекс заметно преобразился. Спустя годы кропотливой работы по приведению территории в порядок и размещению на ней найденной военной техники открылась экспозиция под открытым небом, а следом за ней – вход в знаменитые аксайские подземелья, о которых сложено множество легенд. Об этом месте знает весь регион, и его выставки, перемещающие посетителей в военную обстановку, привлекают посетителей не только со всей страны, но и из-за рубежа.
Растим патриотов: в память о тех, кто воевал
В папке у В.Д. Гладченко есть лист из блокнота, на котором его рукой написано: «30-летие музея СКВО, Темрюк. Военная горка, осень 1997 года. Поездка руководителей музеев Ростовской области в Краснодарский край по обмену опытом. После этих мероприятий зародилась идея создания Военно-исторического комплекса в Аксае».
Вроде бы случайность. Но она, эта «случайность», подготавливалась и вызревала во время работы по созданию музея «Таможенная застава», который находится, как известно, в балке Малый Лог (Мухина балка). Потом комплекс «Таможни» стал «прирастать» охранной зоной, попутно шла борьба за придание Мухиной балке статуса природного заповедника, над территорией которого музей во главе с Гладченко взял шефство, следил за всем, что там происходило. Даже штатные единицы были специально для этого открыты. Естественно, не прошли мимо музейщиков все ЧП с брошенным военными запасным командным пунктом (ЗКП).
Вот что писал В.Д. Гладченко 7.08.2002 в документе «Донцы» в Аксае на музейном комплексе»: «В 1993 году в рамках договора о разоружении ЗКП был демонтирован, и использовать его по назначению стало невозможно. Со временем он, может быть, обрушился бы совсем, если бы на него не обратили внимание музейные работники. В июле 1998 года глава Администрации Аксайского района В.И. Борзенко принял постановление «О создании Военно-исторического комплекса при Музее истории города Аксая». Администрация и министерство культуры Ростовской области совместно с командованием Северо-Кавказского военного округа поддержали ходатайство местной власти и дирекции музея, и 28 августа того же года музей был открыт. А потом были месяцы кропотливой работы по очистке территории и сооружений от мусора и завалов сгоревшего оборудования, ремонт электропроводки и части помещений. Одновременно отправлялись гонцы в разные концы области для выявления старых образцов списанной боевой техники, хранящейся в воинских частях и других военизированных организациях, с тем, чтобы оформить на территории комплекса выставку под открытым небом. Большую роль в этом сыграл (и продолжает эту работу в музее) участник Великой Отечественной войны, которому также довелось быть комендантом крепости Бранденбург в 1945 году, полковник в отставке Петр Андреевич Рыбалкин».
В заметке «Самолет в музее» (Жизнь. 20.06.2003) корреспондент газеты Марина Бровкина рассказала, как в Аксайский музей попал его первый авиационный экспонат. «Як-52 обнаружили в Ессентуках. Давно списанный, он сиротливо стоял на территории авиаремонтного завода. В Аксай самолет ехал около суток. Мы сняли с самолета крылья и погрузили в фургон, говорит старший научный сотрудник музея Петр Рыбалкин. Ехали мы ночью, поэтому никто не видел, какая диковинка у нас в фургоне. Только один раз остановила милиция для проверки документов.
Молоденький сержант заглянул в фургон и остолбенел. Он подумал, что мы везем спортивный самолет в подарок Леониду Якубовичу. Пришлось его разочаровать». Далее автор рассказала, что в Аксай груз прибыл в три часа дня, выгружали его вручную и сразу же собрали и установили на заранее подготовленное место. «Осталось доставить винт. А еще покрасить машину». Но самолет и так пользуется большой популярностью у посетителей, особенно детей. Хорошая история, потому что удачно завершилась.
Самой большой бедой музея было все-таки отсутствие должного финансирования. В информации Юлии Фроловой «Большие перемены в Аксайском музее» (Победа. 2.07.2003) сообщалось следующее:
«24 июня на Военно-историческом комплексе состоялось совещание по вопросам ремонта музея, облагораживания его территории, реставрации и доукомплектования боевой техники». Колесо закрутилось после того, как 31 мая Военно-исторический комплекс посетил полпред Президента РФ в Южном федеральном округе В.Г. Казанцев. Увиденное его совершенно не удовлетворило: «От того, как выглядит музей, будет создаваться впечатление, как выглядит наша армия». Казанцев потребовал ко 2 августа привести комплекс в порядок. Администрацией района было решено помочь работникам музея, прежде всего рабочей силой: воинские части района, и погранотряд Ростова обещали прислать солдат для благоустройства территории (чистка пруда и ручья, возведение ограждения, планировка площади под технику и т.д.) и ремонта экспонатов. Оказать материальную помощь обещали заместитель главы Администрации Аксайского района Г.П. Косивцова и глава администрации Аксая Г.Н. Колесников.
В статье «Военно-исторический комплекс получил второе крещение» (Победа. 6.08.2003) корреспондент Юлия Фролова рассказала о торжествах, которые прошли 2 августа на вновь открывшемся после реставрации и доукомплектования выставочной техникой Военно-историческом комплексе музея истории города Аксая.
«Глава города Аксая Г.Н. Колесников сообщил о присвоении комплексу имени дважды Героя Советского Союза Н.Д. Гулаева, а также поблагодарил всех служащих музея за самоотверженный труд, ведь, как уже писала наша газета, большинство работ велось на энтузиазме этих людей. Геннадий Николаевич отметил, что в работе посильную помощь оказывали даже ветераны и школьники». Автор подчеркнула, что ВИК – «это, прежде всего база военно-патриотического воспитания будущих защитников нашей Родины».
Информационная заметка «Подарки для музея от Правительства России» (Победа. 21.01.2005) сообщала, что «16 января Военно-исторический комплекс имени Н.Д. Гулаева получил сразу два подарка к грядущей 61-й годовщине освобождения Ростовской области. С бронетанкового ремонтного завода, расположенного в станице Кущевской Краснодарского края, сюда прибыли два закаленных ветерана, участники афганской войны – танк Т-72 и БТР-60. Эти подарки по распоряжению Правительства России преподнесло Аксайскому музею Министерство обороны, и со дня на день ожидается прибытие третьего подарка – боевого самолета МиГ-23».
«В Мухиной балке под Ростовом приземлился истребитель МиГ-23» (Вечерний Ростов. 16.02.2005) – так называется статья Александра Оленева, из которой мы узнаем, как новый экспонат «добирался» в Аксай.
«МиГ-23, который сейчас экспонируется в Мухиной балке под Ростовом, передан в Аксайский военно-исторический музей по решению Правительства России. Ранее истребитель был приписан к Краснодар-скому военно-авиационному институту и базировался на аэродроме в Майкопе. Эта машина, судя по ее внешнему виду, послужила изрядно и много раз побывала в переделках. Самолет летал в небе Афганистана, а в последние годы использовался для учебных целей. Для передачи в музей с самолета сняли всю электронику, однако сохранили в неприкосновенности внутренний вид кабины пилота. Остались даже бортовые часы, а это первое, что снимают со списанных самолетов. Когда правительственное решение о передаче самолета было подписано, встал вопрос: а как доставить самолет из Адыгеи под Ростов? Для перевозки негабаритного груза использовались два автопоезда, предоставленных предприятием «Автомобилист». Как сообщил директор музея В.Д. Гладченко, большую помощь оказал заместитель главы Администрации Аксайского района Ю.Р. Биштов, взявший на себя все организационные вопросы по перевозке самолета. Даже «пустой» (без топлива и боекомплекта) истребитель весит 11 тонн, а длина его составляет 16 с половиной метров! Везти такую махину невозможно, не перекрывая движения. Поэтому перед поездкой самолет «расчленили»: отсоединили переднюю и хвостовую части фюзеляжа, сняли крылья. В таком виде и привезли в Аксай. А для того, чтобы снова собрать на новом месте, из Краснодарского военно-авиационного института прибыла бригада специалистов. Сборка заняла три дня». Окраской самолета музейщики занимались сами.
И надо отметить, что в Аксае, в отличие от Темрюкского музея «Военная горка», предпочитают использовать цвета, соответствующие тому времени, когда эксплуатировалась техника, без броской пестроты, ставшей популярной на современных военных шоу. И это правильно, в музее, прежде всего, важна достоверность, сохранение колорита эпохи.
Тема ЗКП и подземелий, сделанных в ракушечном пласте холма, на котором располагается воинская часть, достаточно широко освещена в периодической печати и даже в документальных (и не очень!) фильмах. Но эти сведения очень противоречивы и порой не внушают никакого доверия.
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
По военно-историческим маршрутам…
Начиная с 1997 года, Военно-исторический комплекс обретал свой современный облик от закрытой воинской части Северо-Кавказского военного округа до передового музея Ростовской области. Выставка под открытым небом комплектовалась на протяжении многих лет техникой, списанной Министерством обороны Российской Федерации. Будущие экспонаты приезжали из Батайска, Новочеркасска, Шахт, Евпатории, Майкопа, станицы Кущевской Краснодарского края, часть техники прибыла и из аксайских воинских частей.
Вся собранная техника стала экспозицией выставки «Вооружение Российской армии в конце XX века». Танки, бронетранспортеры, самолеты, артиллерийские орудия наглядно показывали отдельные единицы, представлявшие боевую мощь нашей страны. Примечательно, что эта выставка – единственная на территории Ростовской области, так еще и под открытым небом!
Чуть дальше от экспозиции едва приметен домик с синей дверцей. Казалось бы, похоже на котельную, которая зимой отапливает здание напротив. Но кто бы мог подумать, что за этой самой синей дверью распростерт знаменитый запасный командный пункт общей площадью 3,5 тысячи квадратных метров. Построенный в 60-е годы XX века подземный двухъярусный бункер с разветвленной системой коридоров, множеством комнат и обширных залов был предусмотрен на случай третьей мировой войны. «Обитатели» бункера могли автономно жить в нем в течение трех лет. Укрепления выдерживали попадания любых бомб, снарядов и ракет, существовавших в то время.
– Про это место существует множество легенд и поверий, но мы в своих экскурсиях говорим только правду, избегая подробностей о сверхъестественных вещах, которых и так много в Интернете, – рассказывает заведующий Военно-историческим комплексом Аксайского музея Н.Ю. Махно.
Экскурсии в бункер особенно нравятся детям, ведь основной антураж экспозиции придает естественный полумрак. Несмотря на мирные цели, с которыми создавался бункер, чем глубже продвигаешься по подземельям, тем явственнее ощущаешь холод от металлических стен и кафельного пола.
Завершающей точкой экскурсии становится небольшое помещение аккурат напротив бункера. В маленькой комнате вдоль стен расположены стеклянные стеллажи с экспонатами еще одной выставки – «Пехота Красной Армии и вермахта в Великой Отечественной войне», очень емко показывающую элементы вооружения и основное обмундирование солдат и офицеров пехоты.
Ко времени начала Великой Отечественной войны и Советский Союз, и Германия располагали самой массовой пехотой того времени. Обе противоборствующие силы: и вермахт, и РККА в лице своей пехоты показывают нам два подхода к военному делу. Если немцы стремились в первую очередь создать более качественно вооруженную, обученную и снабженную, но менее малочисленную пехоту, то руководство Красной Армии, реально оценивая свои силы, сделало ставку, прежде всего, на простоту, дешевизну и массовость. И как мы знаем, данный подход в условиях длительной войны оказался выигрышным.
Кроме основных образцов стрелкового оружия, можно увидеть предметы фронтового быта, экипировку, некоторые награды и документы воинов. Вспомогательные материалы – схемы и диорама, позволят представить пехоту в структуре армии.
Сегодня территория комплекса стала неотъемлемой частью путешествия по Аксаю. Только в музее на Мухиной балке проходит множество мероприятий патриотической направленности – совместные с Музеем Победы выставки, военно-спортивные игры, мероприятия, посвященные Дню Победы, встречи с ветеранами и другие.
С Военно-исторического комплекса начинается цикл мероприятий, посвященных «Ночи в музее», где любой желающий может приоткрыть завесу тайны и узнать то, что не услышит на обычной экскурсии. В эти дни музей преображается, а музейные работники примеряют на себя роли непосредственных участников событий времени, отраженного в каждом комплексе. Так, бункер на один вечер оживает и превращается в действующий запасный командный пункт. А на улице проходят мастер-классы, интересные конкурсы и угощения солдатской кашей.
Комплекс – завершающая точка и в военно-историческом маршруте «Они защитили Родину: имена на обелисках», одержавшего в 2017 году победу в конкурсе Российского военно-исторического общества на лучший военно-исторический маршрут. Первые посетители проехали по маршруту накануне Дня Победы в 2017 году. Научная деятельность музея в направлении военной истории получила свою награду – признание Музея Великой Отечественной войны в г. Москве и приглашение к сотрудничеству. И как результат, участие в Международной выставке «Интермузей – 2018», где представлен опыт передовых музеев России и ближнего зарубежья.
– В дальнейшем мы планируем только развиваться, открывать новые выставочные помещения, приобретать новые экспонаты, – делится планами Н.Ю. Махно. – Сегодня наш посетитель – это школьник. В основном, приезжают дети из Ростова-на-Дону и всей области. Порой комплекс посещают школьники из Краснодарского края.
Аксайский музей входит в культурную программу города Аксая, то есть делегации, приезжающие на «Аксайкардандеталь», «Мидель» или другие предприятия, обязательно посещали музей.
Регулярно в комплекс приезжают посетители семьями или организованными группами, автобусами. Как отмечает заведующий комплексом Н.Ю. Махно, по одновременному нахождению экскурсионных групп Военно-исторический комплекс побил своего рода рекорд – восемь автобусов.
Каждый год в Военно-историческом комплексе – 11 тысяч счастливых улыбок взрослых и детей, море эмоций и приятные воспоминания. Наверное, именно ради этого работники Аксайского военно-исторического музея стремятся узнавать новые формы работы, разрабатывать новые маршруты, находить интересные факты из жизни Аксая, при этом поддерживая высокие позиции среди других музеев Ростовской области.
Дарья ЧУПЕРЕВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!