Священное море
Новость в рубрике: Даты, Избранное, КультураОдно из самых уникальных мест в России, да и, пожалуй, в мире – озеро Байкал. Оно находится на границе Иркутской области и Республики Бурятии. Озеро Байкал – одно из самых древних на Земле. Его возраст – 25 – 35 миллионов лет, при том, что большинство озер живут не более 10 – 15 тысяч лет.
Как оно образовалось, до сих пор доподлинно не выяснено. Та же история и с его названием – существует множество версий.
В 1996 году озеро Байкал было внесено в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в силу своего богатейшего разнообразия по флоре и фауне. В 1999 году ЮНЕСКО рекомендовала учреждение праздника «День озера Байкал», до 2008 года он отмечался в четвертое воскресенье августа, потом дату поменяли на второе воскресенье сентября. В этом году День Байкала пришелся на 8 сентября. Такого рода праздник – это не только повод для торжеств, но и возможность поговорить о проблемах уникального водоема, который казаки-первопроходцы называли Святым морем.
О том, что Байкал нуждается в защите, в нашей стране поняли задолго до инициативы ЮНЕСКО. Достаточно вспомнить фильм Герасимова «У озера» (1969 год) с Жаковым, Белохвостиковой, Шукшиным, Теличкиной, Аринбасаровой, Ножкиным, Еременко-младшим – всех звездных имен, пожалуй, и не перечислить. Фильм умный и глубокий, неспешный – сейчас так уже не снимают из опасения, что зритель заскучает. Напрасно. Вот отзыв, датированный мартом этого года: «Смотришь такие фильмы, и хочется быть лучше, чище, человечнее. Это – на все времена!» Вот и я собирался посмотреть «У озера» только из-за съемок на Ольхоне, но не удержался и досмотрел до конца. Рекомендую посмотреть этот светлый фильм.
Но и грустный, оттого, что прошло 50 лет, а проблем у Байкала только прибавилось. И даже окончательное решение о закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) в 2013 году не снимает угрозы экологического бедствия. Накопившиеся за время работы предприятия отходы хранятся в опасной близости от озера, их надо утилизировать. Как всегда, на это недостаточно средств. У Байкала целый комплекс экологических проблем, среди которых, помимо БЦБК, загрязнение от Селенги – основной реки, несущей воды в озеро.
На ее долю приходится примерно половина речных вод, поступающих в Байкал. Селенга течет по территории Монголии, принимая неочищенные бытовые и промышленные стоки Улан-Батора (1 405 тыс. чел.) и других населенных пунктов соседнего государства. Но и внутри России – на территории Республики Бурятии достаточно похожих проблем. Прибавьте к этому планы Монголии о строительстве ГЭС на Селенге, что может неблагоприятно сказаться на объемах притока речной воды в озеро Байкал.
Байкалу уже был нанесен ощутимый ущерб из-за ввода в эксплуатацию Иркутской ГЭС. На экологическое состояние уникального озера влияют вырубка лесов в зоне водного бассейна рек, впадающих в Байкал, и лесные пожары, принявшие в последние годы угрожающие масштабы. На почти трехсоткилометровом маршруте Иркутск – Хужир и обратно в относительно благополучном 2014 году мы несколько раз попадали в зоны задымления от лесных и степных пожаров. А это был уже сентябрь, его последняя декада.
Турпоток на берега Байкала с каждым годом растет, развивается сеть баз, гостиниц, кемпингов. А это, в свою очередь, усугубляет проблемы с вывозом и переработкой мусора, да и очистные сооружения там отсутствуют. В «столице» острова Ольхон – поселке Хужир, уже тогда было больше дюжины действующих гостиных дворов и мини-отелей, а еще с полдюжины находились на разных стадиях строительства. Не думаю, что сейчас их стало меньше.
Ольхон – это туристическая «Мекка» байкальского региона. Если Байкал – это сердце Сибири, то сердце Байкала – остров Ольхон. Скала Шаманка – это сакральный центр всего северного шаманизма, древней религии, переживающей ныне свой ренессанс. Этот же памятник природы, только под именем мыс Бурхан – священное место для буддистов ламаистского толка, входит в число девяти чудес Азии, поэтому поток туристов из Китая и других азиатских стран с каждым годом возрастает. Едут туда и европейцы: на пароме слышал итальянскую, немецкую, французскую речь.
Байкал – самое глубокое озеро в мире, его наибольшая глубина – 1 642 метра, а средняя – 744,4. Протяженность береговой линии – две тысячи километров. В Байкал несут свои воды 336 рек, а вытекает из озера только одна Ангара. Площадь озера Байкал сопоставима с площадью таких государств, как Бельгия или Нидерланды. Объем воды в Байкале – 23 615,39 кубических километра, что составляет примерно 19 процентов мировых запасов озерной пресной воды. В Байкале около 2 600 видов водных обитателей, половина из которых эндемики, то есть живут только здесь. Состав байкальской воды очень близок к дистиллированной воде, что уникально!
В нашей группе на экскурсии к мысу Хобой, кстати, тоже священному месту у шаманистов, из десяти человек пятеро были иностранцы: молодая пара из КНР, две подружки из Малайзии, а страну пятой девушки наш гид Илья, бурят по национальности, не запомнил. Пошутил, что язык можно сломать – такое название. Я предположил, что это – Мьянма, Илья засмеялся: «Может быть».
Спросил, как он с иностранцами объясняется: «Немного английский знаю». К тому же, информация на всех площадках была на русском и английском. Из пятерых россиян мы с Мариной были самые дальние, к тому же, южане. И если первый день, который мы посвятили скале Шаманке и ее окрестностям, выдался не по сезону солнечным и теплым (даже рискнули чуточку поплескаться в озере, на отмели), то второй день был холодным и ветреным.
«Сарма подула», – сказал Илья, предостерегая от необдуманных поступков на скалах – можно из-за порывов ветра потерять равновесие, а глубина обрывов и сто, и двести метров. Ольхон – самый большой остров на Байкале, его площадь превышает территорию государства Сингапур (Ольхон – 729 кв.км, Сингапур – 725, но в Сингапуре около шести миллионов жителей, а на Ольхоне – 1 742 человека), так что передвигались мы на «буханке», то есть вездеходе УАЗ. Илья для нас был один в трех ипостасях: экскурсовод, водитель и повар (еще и переводчик – для иностранцев).
Он накормил нас обедом после посещения мыса Хобой. Меню простое, но с местным колоритом: уха из омуля, салат из овощей, выращенных в теплице Ильи, и чай из местных трав, по рецепту его бабушки. Десерт, правда, был магазинный, коих в поселке Хужир предостаточно. Там даже арт-галерея есть, несколько кафе с Интернетом и краеведческий музей имени Ревякина – местного историка-энтузиаста.
Чего нет на Ольхоне – это асфальтированных дорог. Вообще нет, и никогда не было. Если от парома до Хужира и далее – до крохотного поселка Харанцы, есть хотя бы гравийное покрытие, то за урочищем Песчанка по лесным дорогам можно проехать только на вездеходах. Да и то, в сухую погоду. Можете представить, как нас подбрасывало на ухабах, но на остановках все: и русские, и иностранцы – с восторгом устремлялись к очередному «памятнику природы», впитывая на ходу лаконичную информацию Ильи, которая сводилась к легендам о происхождении названия или, как на Песчанке и Узурах, истории возникновения и упадка поселков.
На Песчанке до 1951 года был лагерь заключенных с малыми (относительно, конечно) сроками. Зеки, осужденные за прогул или кражу нескольких картофелин, а также ссыльнопоселенцы из Прибалтики и Закарпатья ловили рыбу: летом с карбасов, а зимой со льда, перерабатывали ее в лагерном рыбцехе. На урочище Узуры было животноводческое отделение, совхоз в 90-е годы распался, осталась только метеостанция и не так давно построенный гостевой дом.
Красота Байкала суровая, сдержанная, но притягивающая, западающая в душу надолго, быть может, навсегда. Попали мы на Ольхон, на первый взгляд, случайно. Моей спутнице Марине срочно понадобилось пообщаться с шаманом – таким способом она хотела сдвинуть с мертвой точки свой застопорившийся проект – рок-оперу «Алель».
Увидела по ТВ передачу о шаманах Алтая – с ними наш президент встречался, беседовал о чем-то. И ей захотелось, попросила меня «пробить» это в Сети, а у меня – сестра в Иркутске, чем байкальские шаманы хуже алтайских? Отель на Ольхоне еще дома забронировали, сестра высказалась с полушутливым упреком: «Я здесь столько лет живу и ни разу на Ольхоне не была…» Чего удивляться: москвичам тоже некогда по музеям ходить, а до Хужира из Иркутска почти триста километров очень непростой дороги.
Уже после я узнал, что на Ольхоне представлены все природные ландшафты, которые встречаются по берегам Байкала: степь, леса, горы, песчаные дюны. Даже соленое озеро есть – Шара-Нур, с лечебными грязями. Степь занимает большую часть острова, но есть хвойные и смешанные леса; из хвойных наиболее распространена лиственница, но на горе Жима (Ижимей), высота которой 1 274 метра, растет реликтовый ельник. Часть прибрежных скал, в том числе и Шаманка, из мрамора, но много гранитных и известняковых горных образований.
Что делается для сбережения байкальских красот и его уникальной биосферы? С 1999 года в России действует специальный Федеральный закон «Об охране озера Байкал», регулирующий хозяйственную деятельность в регионе и введший некоторые запреты. Созданы фонды и общественные движения, нацеленные на сохранение экологического здоровья озера. Например, уже 16 лет действует ассоциация «Большая байкальская тропа» (ББТ), в работе которой принимают участие волонтеры из 30 стран мира и 40 городов России.
За эти годы проложено более 500 километров троп по берегам Байкала, а начиналось все с 25-километрового маршрута Листвянка – Большие Коты. Волонтеры ББТ не просто прокладывают пешеходные маршруты по живописным местам, но и обустраивают их, расчищая от завалов сухостоя, а также от мусора, оставленного неорганизованными туристами. У ББТ есть сайт, на котором можно узнать все подробности и попробовать себя в качестве волонтера проекта, а заодно и приобщиться к числу ценителей уникального озера Байкал.
День озера Байкал – это еще и повод оглянуться вокруг: все ли в нашем городе или станице благополучно с экологией? И не просто повздыхать и поохать: «как все запущено», а взяться за уборку берега рек или пруда, расчистку родников, ручьев. Для этого не надо больших усилий, нужно только понимание, что никто этого не сделает за нас. Нам, нашим детям и внукам, жить в общем доме под названием Планета Земля, значит, мы за все в ответе!
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!