Новые задачи древней игры
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеКаждый шахматный урок – это сказка и театр, игра и смех, тайна и удивление… Уже в самом начале 2000-х годов на уровне Правительства РФ начались разговоры о необходимости введения шахмат как обязательного предмета, преподаваемого в дошкольных учебных заведениях и в начальном звене общеобразовательной школы. На сегодняшний день запущен проект «Шахматный всеобуч России», организованный Российской шахматной федерацией при финансовой поддержке Фонда президентских грантов, Фонда Елены и Геннадия Тимченко и организационной поддержке Министерства образования и науки Российской Федерациии, Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Минобрнауки РФ.
«Цель правильно проводимых уроков шахмат в начальной школе и занятий в детском саду – это развитие способности действовать «в уме», так называемого внутреннего плана действий. Фактически это означает развитие образного и логического мышления. Успех приходит, когда каждый шахматный урок – это одновременно сказка и театр, игра и смех, тайна и удивление… Урок без неуспевающих, урок-сотрудничество», – считает старший научный сотрудник института стратегии развития образования Российской академии образования, кандидат педагогических наук Игорь Георгиевич Сухин.
«Я могу привести пример, что все страны, которые входят в ФИДЕ, и чьи дети играют с первого класса в шахматы, показывают значительно лучшие показатели по математике и другим предметам. Мы стоим, если не сказать во главе, то у истоков этого процесса. И, конечно, конечная наша цель – чтобы наши малыши с первого по четвертый класс играли в обязательном порядке все. Но на сегодняшний день форму, будет это урочка или внеурочка, школа выбирает сама. Но мы закладываем в наших обновленных стандартах и программу по шахматам. То есть без этого нельзя! Это правда», – сказала министр образования РФ Ольга Юрьевна Васильева, выступая на заседании Совета Федерации.
«С сентября в школах области планируется ввести всеобщую начальную подготовку по шахматам – шахматный всеобуч», – заявил Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев 4 августа 2012 года. Но администрация Аксайской СОШ № 2 еще до старта проекта, в самом начале 2012 года, ввела для учеников начальных классов занятия шахматами в качестве внеурочных занятий. Школой были закуплены специальные шахматные столы, приобретены наборы фигур. В одной из рекреаций начальной школы оборудовали импровизированный «шахматный класс». Было разработано расписание, в соответствии с которым каждая параллель учеников приходит на занятия. Поскольку охват этими занятиями детей значительный, шахматные турниры стали традиционной частью Недели математики, ежегодно проводимой среди младшеклассников. Сначала соревнуются ребята на классном уровне, потом победители проходят в следующий, школьный тур. Лучшие из лучших соревнуются до тех пор, пока не выявится единоличный победитель. Судьями на всех этапах соревнований выступают родители или старшие братья учеников-шахматистов. Кроме того, в прошлом году среди учеников был организован сеанс, одновременной игры, где в качестве опытного игрока-шахматиста выступил ученик старших классов Глеб Коновалов. Все эти ребята являются учениками замечательного педагога Геннадия Ивановича Чмырева, который еще в начале 2012 года стал преподавать шахматы детям в школе № 2. За эти годы им были подготовлены уже несколько поколений «школьных гроссмейстеров», они искренне любят эту интеллектуальную игру и с удовольствием участвуют в соревнованиях различного уровня.
Вот что на этот счет говорит сам Геннадий Иванович:
– Сперва немного истории. Советская шахматная школа была лучшей в мире. В чем же истоки этого уникального явления? По всей стране действовали шахматные кружки для детей. Именно в них начинали свой путь в большие шахматы чемпионы мира Михаил Ботвинник, Михаил Таль, Борис Спасский, Анатолий Карпов. Но с распадом Советского Союза эти традиции были утрачены. Неминуемо пришел спад и в шахматной культуре. И только вот в новое время решили поднять престиж этой древнейшей игры. В школах по стране введен шахматный всеобуч. В его организацию в школах Аксая включились лучшие шахматисты города и района. Для начала в школах были проведены сеансы одновременной игры. Так, в Аксайской школе № 2 сеансерами стали неоднократные победители различных районных и городских турниров Н.Д. Водопьянов, Г.И. Чмырев, выпускник этой школы Алексей Чихачев и учащийся школы Михаил Панченко. Вскоре в школе оформили и шахматный клуб. Бывший перворазрядный шахматист В.М. Сеймов, ушедший из жизни два года назад, разместил на стене увеличенные фотографии всех чемпионов мира по шахматам с афористичными высказываниями каждого из них о том, что значила для них эта игра. Предоставил он для занятий кружка и демонстрационную доску. Теперь на ней разбирают различные позиции ученики начальной школы и воспитанники группы продленного дня. После этого они закрепляют навыки за шахматной доской.
Количество желающих приобщиться к этой древней игре неукоснительно растет, и в прошлом учебном году в педагогический коллектив школы влилась Елена Владимировна Тюкина, истинная ценительница и знаток этой игры.
– Сегодня, когда весь мир вошел в век компьютерных и информационных технологий, – говорит она, – особенно серьезную роль играет способность незамедлительно и грамотно разбираться в колоссальном объеме информации, умение ее анализировать и систематизировать. Важнейшее место в развитии логического и системного мышления занимают шахматы. Этот специфический род деятельности доступен практически всем, а общая шахматная символика формирует нужные предпосылки для обмена опытом и международного взаимодействия. Шахматы – это одна из составляющих мировой культурной среды. Они дисциплинируют ум и тренируют волю, а главное – развивают умение думать. При такой колоссальной пользе шахматный набор обойдется вам во много раз дешевле навороченных видеоприставок и прочих современных игрушек, как развивающих, так и не очень, – считает Елена Владимировна.
Девятый чемпион мира по шахматам Тигран Вартанович Петросян так сказал об этой замечательной игре: «Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука». Такое редкое смешение пользы и удовольствия должно быть внедрено в каждый неокрепший детский ум, стать источником новых компетенций и заменить несущие в себе скрытые опасности компьютерные игры.
Авторитетное мнение
– В школах и детском саду у ребят нет интереса к шахматам. Кто-то даже боится шахмат. Особенно боятся родители, у которых дети гуманитарии. Они против того, чтобы их детей заставляли в школе играть в шахматы. И они правы – нельзя заставлять. Эти риски нивелируются, когда ребята решают на уроках занимательные задания, проводят увлекательные дидактические игры с фигурами, которые чаще находятся не в стартовом положении. Нужно предлагать занимательные нестандартные задачи, требующие творческого подхода. Во многих из них кажущийся очевидным путь ведет в тупик. Ученик удивился – значит, он наш! Такие занятия нравятся всем детям, в том числе и гуманитариям. Ребята готовы решать подобные задачи часами, когда они соответствуют их возрасту, интересам и желаниям. Когда есть мотивация, то и процесс обучения проходит содержательно и успешно.
Курс «Шахматы – школе» подразумевает, что шахматы – инструмент развития, процесс обучения их основам выступает средством для достижения цели. Такой подход можно назвать «партнерским»: учащиеся вместе с педагогами являются единой командой, «сражающейся» с нестандартными занимательными задачами разной сложности. Этот курс имеет межпредметные связи с разными учебными дисциплинами и образует единую систему. Назовем ее волшебным квадратом: математика, логика, чтение, язык. А в сердцевине – шахматы. Практика показала, что для учащихся начальных классов шахматные задачи и головоломки нередко оказываются даже интереснее, чем сами шахматы. Ничего удивительного, ведь курс предусматривает много шахматных сказок, загадок, презентаций, кроссвордов, чайнвордов, викторин, тестов, латинских квадратов, буквенных и других затей.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!