Фото – как память из прошлого
Новость в рубрике: Избранное, КультураСтарочеркасский музей-заповедник хранит коллекцию фото своих земляков. В отличие от живописи, скульптуры, архитектуры, искусство фотографирования зародилось относительно недавно, соответственно, появились люди, которые работали в этом направлении. Их профессия – фотографы.
В наше время профессия эта очень востребована, ведь ни одно торжество не обходится без фотографий, на которых запечатлены памятные события в жизни как обычного человека, так и государства.
Фотография – простое слово, означающее «светопись». Датой рождения фото принято считать 1838 год. Мало сведений, как выглядели первые фотоаппараты, которые назывались «камера-обскур». В 1861 году Т. Сэттон создал первый зеркальный фотоаппарат, который представлял собой крупный ящик, стоящий на штативе. Объективы были весьма далеки по совершенству от сегодняшних, а светочувствительность фотоэмульсии – низкой, поэтому съемка требовала яркого освещения и долгой выдержки.
В XIX – XX вв. цены на фотографию были очень высокие. Например, цена одного группового фото могла достигать 1 рубль 50 копеек, учитывая то, что на Дону корову можно было купить за 2 рубля 80 копеек (со слов жителей станицы Старочеркасской). Поскольку фотосъемка была очень дорогим удовольствием и большим событием в жизни человека, на нее приходили целыми семьями, одевались празднично. Иногда приходилось записываться к фотографу за несколько месяцев.
Самый тяжелый процесс в фотографировании – это съемка детей, во время процесса ребенок должен был сидеть неподвижно и не капризничать, поэтому во многих студиях фотографы для привлечения внимания малыша использовали игрушки, погремушки, даже живых птиц в клетках.
На старинных фото можно заметить, что люди не улыбаются. На это есть причина: одна съемка занимала от нескольких до 20 минут, и поэтому фотографируемый объект должен был оставаться в одном положении, не меняя выражения лица и позу. Нередко фотографы использовали вспомогательные предметы для максимального обеспечения неподвижности клиента – кресла с подлокотниками, специальные держатели головы, которые называются «копфгалтеры».
С этой же целью, для хорошего кадра, фотографы снимали помещения со стеклянными потолками, обставленные красивой мебелью, на стены клеились обои с пейзажами. Использовались яркие вспышки. Самые первые вспышки были пожароопасными, так как представляли собой металлический поддон, в который насыпали магниевый порошок и поджигали, это было не практично и не безопасно.
Как и в любом городе, так и в бывшей столице Войска Дон-ского – станице Старочеркасской – были открыты фотоателье В.А. Зенделя и В.Я. Чеснокова.
Василий Яковлевич Чесноков имел фотоателье не только в станице Старочеркасской, но и в поселке Миллерово, станице Константиновской. Чесноков был лауреатом российских и международных выставок. Его однофамилец Никандр Васильевич Чесноков был тоже родом из Старочеркасской, из семьи торгового казака, но фотографией начал заниматься в станице Константиновской, куда переехал в зрелом возрасте.
О фотографе В.А. Зенделе практически ничего неизвестно, единственное что сохранилось – это фотографии жителей станицы, сделанные в его мастерской.
С появлением первых фотографий возникла необходимость в картонной основе – паспарту, которая усиливает прочность фотобумаги и является носителем информации о фотографе и фотоателье. На паспарту, с лицевой стороны, можно было увидеть надпись о городе, где происходила фотосъемка. С оборотной стороны паспарту располагалась информация об имени фотографа, отметки о художественном образовании, его награды и медали, год, в котором сделано фото.
В небольших студиях фотографии наклеивали всего лишь на пустой картон, позже на этот картон, с оборотной стороны, стали ставить небольшой штамп с фигурными завитками и надписью с фамилией фотографа.
Со временем бланки паспарту стали изготавливать на фабриках в промышленных масштабах, и крупные фотографы заказывали бланки с собственной фамилией, надпись эта называлась – литографией, выполнялась красивым шрифтом, обрамлялась рамкой с вензелями растительного характера.
С 1860 по 1910 год спрос на паспарту с литографией был очень высок. После стремления к тенденции удешевления и доступности фотографии бланки стали выходить из употребления. В конце XX века, с развитием новых технологий и удешевлением фотоматериалов, фотографии стали более доступны, их цена сильно снизилась.
Уже более 200 лет фото прочно вошло в нашу жизнь. Фотографии стали общедоступными для всех слоев нашего общества. В наше время фотография приобрела другой формат, изменилось качество, форма, печать и так далее, но одно осталось низменным – ни одно событие не обходится без фотографий. Фото – как память из прошлого, в котором останутся лучшие моменты нашей жизни!
Г.Н. Менчикова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Фото из архива Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!