И молились, и воевали
Новость в рубрике: Защита Отечества, Избранное, РелигияРусское духовенство внесло весомый вклад в приближение Победы. На фронтах нашей Родины воевали все, как говорится, от мала до велика, но хочется уделить внимание священнослужителям, которые внесли в Победу немалый вклад. Батюшки защищали свою страну наравне со всеми, несмотря на то, что до начала войны церковь и ее служители испытывали притеснения и гонения.
Закрепление места и роли православного священника в русской армии происходило еще от Петра I. Он решил, что священники обязаны находиться в полках, на военных кораблях. В сухопутных походах священники подчинялись полевому «оберу», в морских – «обер-иеромонаху». Почти до XIX века не было отдельного управления военного духовенства, и оно подчинялось местному епархиальному начальству.
Все изменилось с приходом к власти Екатерины II. Она поставила во главе только одного «обера», который руководил как священниками флота, так и армии. До 20 лет службы «обер» получал жалованье, после ему начислялась пенсия. Далее структура военного духовенства изменялась в течение столетия.
Церковно-военное ведомство появилось в 1890 году, в него входили церкви и соборы. В то время Российская империя вела многочисленные войны, как наступательные, так и оборонительные, и соответственно, укреплялся институт военного духовенства. Главный священник ведомства приравнивался к генеральскому чину. Священнослужители на полях битвы не только проводили богослужения, читали молебны, но и проявляли героизм. Около трех тысяч священников отличились в Первую мировую войну – получили награды, а около 227 человек – золотые кресты, 11 человек – Орден Святого Георгия.
После Октябрьской революции институт военного духовенства был ликвидирован по приказу Народного комиссариата. Из армии уволили больше трех тысяч священнослужителей, многие подверглись репрессиям.
Выживших, отбывших сроки в тюрьмах, ссылках и лагерях священников в 1941 году, наравне со всеми советскими гражданами, призывают в армию. Они становятся танкистами, артиллеристами, пехотинцами, разведчиками.
В наше время мало упоминаний о священниках, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Точно неизвестно, сколько их было, шедших в бой в солдатской шинели, без рясы и крестов, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Священнослужители не просто сражались на фронтах, за службу получали награды «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За доблестный труд во время войны», «Партизану Великой Отечественной войны». В тяжелое военное время для страны церковь не только утешала верующих в скорби, но и поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя формированию высоких патриотических чувств среди населения, вдохновляя тем самым на борьбу с врагом. Это помогало советскому народу собраться с духом и одолеть неприятеля.
Еще одной важной вехой в деятельности Русской православной церкви в борьбе с неприятелем было участие в сборе средств на нужды Красной Армии, помощь раненым бойцам и их семьям, сбор на сооружение танковых колонн и авиаэскадрилий. Сборы денежных пожертвований по приходам начались летом 1941 года. За три года РПЦ с помощью верующих внесла в Фонд обороны более 100 миллионов рублей.
В период Великой Отечественной войны русское духовенство внесло весомый вклад в приближение Победы. При храмах, в прифронтовой полосе были убежища для престарелых и детей, перевязочные пункты. Священнослужители участвовали в рытье окопов, организации обороны населенных пунктов, трудились в госпиталях.
В станице Старочеркасской местных священнослужителей, участников Великой Отечественной войны, не было. Но из воспоминаний местных жителей в 1990-х годах в главном каменном храме – Войсковом Воскресенском соборе, служил отец Виктор, в помощниках у него был дьякон (имя не называется). У этого дьякона на рясе всегда висел орден и медали. На одной из встреч с местными жителями дьякон рассказывал: «В 1934 году меня репрессировали, отправили в Сибирь, хорошо, что не в 36-м – могли и расстрелять…». Когда начался 1941 год, его призвали в армию, но не воевать, а поддерживать бойцов, наставлять словом божьим на Победу. Проповедник вел беседы, благословлял солдат на службу, настраивал на победный дух. Однажды ему пришлось взять винтовку у погибшего на его глазах солдата и пойти в рукопашный бой. И именно за этот неравный бой с неприятелем он получил свою первую медаль.
Во время войны в Старочеркасском Войсковом Воскресенском соборе служил приезжий священник Роман. По рассказам местных жителей он был очень добрым и хорошим человеком, помогал людям. Мальчиков лет восьми – десяти брал к себе на символическую работу и платил им за нее деньги, а еще давал продукты – то хлеб, то пачку чая.
Станица Старочеркасская была оккупирована два раза. Когда немцы ушли, отец Роман остался служить в храме до тех пор, пока не закрыли собор из-за просевшей купольной части.
После Великой Отечественной войны все возвращалось в свое русло. Священнослужители, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны, как и все, вернулись к мирной жизни. А многие из них и к своему привычному делу – службе в церкви.
Г.Н. Менчикова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника. / ФОТО из архива Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!