Свет лучины в оконце или выставка «Да будет свет…»
Новость в рубрике: КультураВозможно, наши потомки будут снисходительно говорить об электричестве, как и мы сейчас вспоминаем о свечке. Каждый день мы пользуемся такой распространенной формой искусственного освещения, как электрическая лампа, которая сейчас для нас стала привычной и банальной. Но если заглянуть в далекое прошлое, то увидим, что люди относились к осветительным приборам как к магическим атрибутам. Выставка Старочеркасского музея-заповедника: «Да будет свет…» знакомит нас с осветительными приборами, начиная с эпохи Киевской Руси и заканчивая недалеким прошлым.
С глубокой древности крестьянские избы освещались лучинами и закреплялись в металлические светцы, которые бывают трех основных видов: поставные, подвесные и втычные, то есть вставляемые в стену. Со временем светец превращается в художественное изделие. Захваты «вилок» завивались, украшались кованым узором, светильнику придавалась форма «павлиньего хвоста» или «перьев жар-птицы». Лучину обычно изготавливали из древесины сосны, клена, осины, березы, дуба длиной до одного метра и толщиной до десяти сантиметров. Светцы с зажженной лучиной обычно ставили в емкость с водой или песком, дабы не было пожара. При этом лучина не всегда освещала крестьянский дом. С весны и до осени необходимо было вставать и ложиться с зарей.
Часто для освещения использовали масляные светильники, работавшие на основе сгорания жира или масла. В емкость с маслом вставляли фитиль и поджигали его.
С изобретением свечей украшением интерьера становятся подсвечники. Сначала они были достаточно простой формы и только лишь удерживали свечу. Первоначально это были просто плоские поверхности, затем подставки на круглой стойке с чашечками для свечей. Материалом для их изготовления служили дерево, камень, металл. Позже стали изготавливать керамические и стеклянные подставки для свечей. Количество гнезд в светильнике зависело от его предназначения. Подсвечник с несколькими «рожками» назывался канделябр, напольный именовался торшером. Тяжелый подсвечник назывался шандалом. Если нужно было передвигаться с пламенем, использовали подставки небольшого размера и высоты, с ручкой и с широким поддоном-блюдцем, которое собирало капли воска.
Высокие изделия на несколько свечей использовали на письменном столе и во время застолий. Также существовали подставки для свечей совсем маленького размера для туалетных столиков. Для дома часто использовали декоративные подсвечники на две или три свечи. Большие помещения освещали несколькими канделябрами. В период ренессанса подсвечники украшались фигурками животных, людей, на них наносили различные орнаменты. Основным материалом для изготовления стала бронза, которая была прочной и не боялось высокой температуры. Роскошные, декорированные канделябры могли позволить себе только состоятельные люди. Доступными стали подсвечники с XIX века, когда их стали изготавливать из чугуна. Тогда же на смену воску пришел менее дорогой парафин. Сейчас свечи и подсвечники используются только в торжественных случаях, для создания романтической обстановки, а также при перебоях с электричеством.
Революция в способах освещения происходит в середине XIX века с изобретением керосиновой лампы. Авторами нового осветительного прибора стали два львовских аптекаря Игнатий Лукасевич и Янг Зех. С 1853 года керосиновая лампа начинает свой долгий путь в быт человека. Принцип работы светильника достаточно прост. В емкость заливается керосин, в него опускается фитиль, конец которого фиксируется в горелке. Горелка закрывается ламповым стеклом, которое защищает пламя от ветра и обеспечивает тягу.
Когда слава о керосиновой лампе распространилась по территории соседних государств, австрийцы серьезно заинтересовались этим изобретением. Они начали выпускать лампы и у себя. Львовские рационализаторы своевременно не смогли запатентовать свое изобретение. Любопытно, когда австрийские лампы начали продаваться на их родине, то именовались «венскими». Преимуществ у нового осветительного прибора было масса. Во-первых, светила лампа ярче, во-вторых, керосин гораздо дешевле стеариновых свечей, в-третьих, керосиновая лампа могла стать настоящим украшением интерьера. Металлические части лампы делались из бронзы. Дополнительные украшения могли изготавливаться на лучших фарфоровых фабриках Германии и Франции. Абажуры и резервуары изготавливались на многих стекольных заводах. Даже в наш электрифицированный век керосиновый фонарь можно встретить на полках магазинов. «Керосинка» до сих пор имеет много преимуществ и продолжает нести свет в самые глухие и отдаленные уголки и местечки.
Огромный скачок в развитии получили осветительные приборы благодаря изобретению Томаса Эдисона. Лампа накаливания полностью изменила вид настольных ламп – абажуры стали более компактными, ножку лампы стали производить на шарнирах, что позволяло менять положение абажура. Появились электрические лампочки в 70-х годах XIX века, однако только в начале XX электричество приходит в массы. При этом эстетическая составляющая стояла на втором месте. Главное, чтобы был свет.
Многим знакомо выражение «лампочка Ильича». Связано его появление с реализацией плана ГОЭЛРО – всеобщей электрификацией советского государства. Конечно, не большевики принесли в нашу страну освещение. Знать свои дворцы электрифицировала еще на рубеже веков. Однако именно советская власть провела широкомасштабный процесс, благодаря которому электричество в жилых домах стало доступным и прочно вошло в жизнь простого человека.
План ГОЭЛРО сыграл в жизни нашей страны огромную роль: без него вряд ли удалось бы вывести СССР в столь короткие сроки в число самых развитых в промышленном отношении стран мира. К 1931 году – минимальному десятилетнему сроку программы – были перевыполнены все плановые показатели по энергостроительству. К концу 1935 года советская энергетика вышла на уровень мировых стандартов и заняла третье – после США и Германии – место в мире (Из сети Интернет).
Одним из вариантов освещения в доме становится настольная лампа. Это незаменимая вещь в любом интерьере. Она может быть ночником в детской, выступать в качестве дополнительного освещения в рабочем кабинете, а также быть украшением интерьера в гостиной. Электрическая настольная лампа используется человечеством уже более века и до сих пор не потеряла своей актуальности. Люди, занятые умственным трудом, много времени проводят за письменным или компьютерным столом. Для того чтобы глаза не уставали и не испортилось зрение, чтобы можно было работать долго и эффективно, необходимо правильное освещение. Настольные лампы – это полезное и красивое изобретение, позволяющее сделать нашу жизнь светлее и радостней.
И, возможно, уже в недалеком будущем наши потомки будут говорить об электричестве с такой же снисходительностью, как мы сейчас вспоминаем о свечке.
С.Г. Астапенко, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!