МТЗ – был, есть и будет!
Новость в рубрике: АПК, Новости, СобытияОппозиция в Минске зовет к свержению президента Лукашенко, что, в конечном итоге, может привести к разрушению белорусской экономики. А этого допустить нельзя. События последних месяцев не могут никого оставить равнодушным.
И среди вереницы этих событий – происходящее в Белоруссии, в Минске, где оппозиция зовет рабочих крупнейших предприятий на митинги и забастовки, чтобы таким путем добиться ухода президента Лукашенко. Трудовые коллективы производственных объединений, как, например, АО «Минский тракторный завод», с оппозицией не согласны. Им митинговать некогда, им надо семьи кормить. Да и вообще они серьезным делом заняты. Но оппозиция не унимается…
А мы-то какое отношение имеем к этому, может спросить читатель. Да самое непосредственное. Минский трактор МТЗ, или попросту «Беларус», на себе, считай, все сельское хозяйство вытянул. И союзных республик СССР в прежние времена, и сегодняшних стран СНГ. Не считая, само собой, аграрную отрасль союзного государства России и Белоруссии.
Немного истории. Построенный в мае 1946 года Минский тракторный завод входит сегодня в восьмерку крупнейших производителей сельхозтехники, он выпускает от восьми до десяти процентов всех колесных тракторов в мире. В 2019 году экспортировал свою продукцию в 100 с лишним стран. И линейка этой продукции ширится. Если в первые послевоенные годы ставилась задача наладить выпуск техники для обработки земли, то позже МТЗ стал широко использоваться для работы на фермах – подвезти силос, вывезти молоко. При скорости до 40 км трактор вполне подходит и как транспортное средство. По нашим дорогам близ ферм – самое то. Тракторная тележка к МТЗ много лет использовалась вообще для перевозки любых грузов, да и сейчас используется.
Технический прогресс не стоит на месте, и для основных работ в поле – вспашки, сева, многочисленных обработок почвы на больших площадях нужна техника мощная, современная, широкозахватная. И она есть. Импортная и отечественная, причем отечественная постоянно совершенствуется, в ряде случаев уже не уступая зарубежной – возьмите, к примеру линейку трактора «Кировец», да и наши сельмашевские комбайны последних моделей.
Но мы сегодня речь ведем не о них, они для больших площадей, а у МТЗ то преимущество, что он маленький, юркий, универсальный.
Рассказывает директор ООО СХП «Мускат» Станислав Игнатьевич Пивень:
– Этот трактор прост в эксплуатации, отремонтировать его можно прямо в поле, как говорится, на коленке. Научиться управлять трактором легко, и это большое преимущество для нас, в условиях удаленности и разбросанности полей и угодий, куда еще не скоро дойдет напичканная электроникой современная техника.
Станислав Игнатьевич руководит небольшим (1 046 га земли) хозяйством, где выращиваются в основном плодовые культуры, трактор МТЗ задействован во всех агроприемах в садоводстве.
– При умелой эксплуатации машина служит долго,– продолжает он. – У нас одному трактору 26 лет, другому 20…
О том же говорит Владимир Николаевич Бандурин, фермер по образованию и по призванию, сын фермера первой волны из станицы Грушевской Николая Гавриловича Бандурина:
– Трактор линейки МТЗ – универсальный, пропашной, может вести обработку как прямых посевов, так и междурядных, причем культур как зерновых, так и подсолнечника, кукурузы, овощей. МТЗ и на сеноуборке работает, и на скирдовании. Мы с отцом начинали в девяностые годы со свиноводства. Был большой сарай, другие строения, мы же еще и сеяли травы, зерновые. Первый трактор мы купили в 1992 году, совсем убитый, отремонтировали его, и до первого капитального ремонта он проработал двадцать лет. И сейчас еще в строю.
– Аналогов минскому трактору в мире предостаточно, – продолжает Владимир Николаевич,– но они нам просто недоступны по цене. Может, еще и поэтому минский «Беларус» работает на всем пространстве СНГ, Восточной Европы, в Африке, Южной Америке. Конечно, все дорожает, и этот трактор тоже, однако, кроме основного производства в Минске, налажено сборочное производство в ряде городов, что делает трактор более доступным. Ушли в прошлое проблемы с сервисом, запчасти для трактора продаются свободно.
События в столице Белоруссии начались в середине августа. Газета «Крестьянин» в номере от 18 августа пишет: «по исследованию Высшей школы экономики, сегодня 56 процентов действующих тракторов в России – линейки МТЗ, и преобладает самая новая модель – МТЗ-82, ежегодно их продается 16 – 20 тысяч единиц».
А журнал «Вокруг света» сообщает, что в список «155 чудес, которые надо увидеть своими глазами», внесено тракторное ралли «Бизон – Трек-Шоу».
Но о нем надо сказать отдельно. Генеральный директор компании «Бизон» Сергей Суховенко в начале 2000 годов высказал мнение, что если можно проводить гонки на автомашинах, то почему нельзя на тракторах? МТЗ для этого, кстати, очень подходит. Первое такое ралли состоялось в мае 2002 года в Мясниковском районе, и среди его участников был механизатор ООО «Грушевское» Аксайского района Михаил Лихонин. Он и стал победителем! Ярко раскрашенный МТЗ-80 с надписью на лобовом стекле «Сила в деталях» (бренд фирмы «Бизон») прибыл в станицу Грушевскую тем же летом.
Мы задали вопрос о тракторе «Беларус» еще одному специалисту, всю жизнь проработавшему в сельском хозяйстве. Говорит Николай Архипович Носик из поселка Октябрьский, много лет бывший директором одноименного совхоза-техникума, кандидат технических наук, первоцелинник:
– На целине нужна была техника мощная, тяжелая, мы на ней и работали. Сегодня я смотрю на комбайны и тракторы – душа поет! Широкозахватные, комфортабельные, работают красиво, четко, убирают без потерь, пашут без огрехов. А все-таки маленький МТЗ – первый помощник в любом хозяйстве, даже и в большом.
По данным агрономической службы райсельхозуправления, сегодня из всей техники, работающей на полях сельхозпредприятий и фермерских хозяйств Аксайского района, половину составляют тракторы МТЗ.
Если бы оппозиция в столице Белоруссии оставила крикливые лозунги и заинтересовалась реальной жизнью в стране, состоянием ее экономики и, в частности, тем вкладом, какой вносит АО «Минский тракторный завод» в сельское хозяйство, считай, половины планеты…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
1 Комментарий на "МТЗ – был, есть и будет!"
Тоже переживаю за страну, в которой еще что-то осталось от Советского Союза. Не хотелось бы повторения событий, что произошли на Украине.»А можно было так?» — часто стали задавать этот вопрос, сравниваю Белоруссию сегодня и Россию 1991 года……