Легенда советского кино
Новость в рубрике: Даты, КультураВ декабре 1957 года Сергей Бондарчук представил в худсовет «Мосфильма» сценарий картины «Судьба человека» и получил добро на съемки. Сразу же вслед за этим Бондарчук занялся поиском актеров. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Другие роли в картине достались Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и другим. Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приемного сына Андрея Соколова Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай.
Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придет немало детей, решил отправиться туда. Оказалось – не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Борискина (в дальнейшем– Полунина), который пришел в Дом кино с отцом, актером Владимиром Борискиным. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссер тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на съемки. Но окончательно его утвердил сам Михаил Шолохов. Во время съемок Павлику было шесть лет, он еще не умел читать, и роль ему приходилось заучивать на слух. Бондарчук запретил на съемочной площадке называть Павлика собственным именем. Он был для всех Ваней.
Съемка фильма началась до завершения режиссерского сценария. Надо было захватить уходящую весеннюю натуру. Ее выбрали по совету Шолохова в двадцати километрах от станицы Вешенской на берегу Дона, у хутора Куликовского. Здесь снималась встреча Соколова с собеседником. В «Судьбе человека» авторам хотелось, чтобы открывающий фильм пейзаж давал картину пробуждения жизни. Для этого хорошо было бы запечатлеть расцветающие яблони, окруженные водой. Однако группа чуточку запоздала. Половодье пошло на убыль. Пришлось «подправить» пейзаж. В разлившийся Дон поставили срубленную дикую яблоню. Ее ветки украсили бумажными лепестками. Она так естественно вписалась в пейзаж, что даже приехавший на съемки Шолохов не сразу обнаружил подмену. Эта яблоня «по колено» в воде и вошла в фильм.
Съемки картины происходили в течение всего 1958 года. Поездить пришлось немало.
Встречу Соколова с Ванечкой снимали на Дону, недалеко от станицы Вешенской (родины Шолохова), эпизоды довоенной жизни Соколова – в Воронеже, эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком – в Тамбове, пленение Соколова и расстрел советских солдат – в окрестностях сел Терновка и Губарево, каменоломню фашистского концлагеря – в Ростовской области, прибытие на вокзал эшелонов с пленными – в Калининграде, а психологический поединок Соколова и Мюллера – в павильоне «Мосфильма». Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале города Тамбова. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды – в Воронежской области. Атаку самолета и его пикирование снимали с вертолета, это позволило увидеть грузовик глазами гитлеровского летчика. А чтобы показать атаку глазами Соколова, съемку провели непосредственно с машины. Такой прием использовался впервые.
Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Герой как будто стоит под нескончаемым камнепадом глыбы, булыжники мечет судьба в Андрея, бьет без единого промаха в сердце человека. Муки унизительного плена, ужасы фашистского концлагеря, гибель жены и дочерей, воронка, яма, заполненная водой, все, что осталось от дома и семьи, гибель сына.
Бондарчук заканчивает картину шолоховскими словами, впечатанными в последние кадры фильма: «…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
Фильм режиссера-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то, что герой фильма – человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача – и режиссерская, и актерская.
Судьба главного героя – обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Не во имя стилистической гладкописи рассказ и фильм назван не «Судьбой Андрея Соколова», а «Судьбой человека».
В конце января 1959 года картина «Судьба человека» была предоставлена на суд Главного управления по производству художественных фильмов. Первый показ состоялся 9 февраля. Киношное руководство единодушно признало безусловную победу режиссера. Премьера фильма состоялась 12 апреля 1959 г. С. Бондарчук и В. Монахов были удостоены Ленинской премии.
Огромный восторг фильм вызвал и у широкого зрителя. В прокате 1959 года «Судьба человека» собрала 39 миллионов зрителей, заняв почетное пятое место. Тогда ее опередили такие фильмы, как «Чрезвычайное происшествие», «Голубая стрела». Но кто сегодня помнит их? А «Судьба человека» закономерно вошла в золотой фонд отечественного кино, завоевав впоследствии множество призов на самых разных кинофестивалях. Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Лучший фильм по оп-росу журнала «Советский экран» в 1960 году.
Мария МАТЕКИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!