Песня – это связь времен
Новость в рубрике: Избранное, КультураНародный фольклор: как не потерять свои корни. Как часто мы в очередной раз убеждаемся в том, что новое иногда не лучше старого, но не всегда это старое мы в силах вернуть обратно. Обряды и обрядовая поэзия должны играть в жизни общества значительную роль. Ведь они исстари выполняли эту функцию. Передаваясь от матери к ребенку, они осуществляли связь времен, опыт духовной
и трудовой жизни людей, придавали национальный колорит общественным отношениям. А человек, тем временем, мог участвовать в исполнении песен, приговоров и причитаний.
Рождение отмечалось обрядами. Свадьба человека, служба, засев поля также сопровождались обрядовыми действиями. И каждый этап жизни имел свою закономерность. Так чередовались будни и праздники. Труд и отдых человека происходил по четко работавшим часам народного календаря. Но с течением времени многие обрядовые действия переставали восприниматься как магические, постепенно превращаясь в эстетические и ритуально-игровые. Однако приятно осознать, что фольклорная поэзия не исчезла. Так, в нашей стране существуют фольклорные ансамбли, исполняющие песни народного календаря.
Яркие костюмы, сильные голоса, отголосок старинной мудрости в тексте. Просто это образцовый фольклорный ансамбль «Жаворонок» выступает. «Жаворонок» потому и фольклорный, что своим репертуаром он сохраняет и несет в массы традиции русской народной и казачьей культуры, прививает любовь к русскому фольклору, уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа. Состоит ансамбль из учащихся школ города Аксая.
Во всей Ростовской области и в нашем Аксайском районе насчитывается множество фольклорных ансамблей. Они исполняют фольклорные песни, стараясь донести до нас их текст подлинно и без каких-либо изменений. «Жаворонок» не исключение. Руководит этим ансамблем Ольга Викторовна Терещенко – квалифицированный специалист, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, награжденная медалью «За возрождение Донского казачества».
С июля 2018 года Ольга Викторовна работает хормейстером образцового фольклорного ансамбля «Жаворонок» в Доме культуры «Дружба». Став руководителем коллектива, она сохранила состав участников, набрала новых. Свою любовь к народной песне она сумела привить детям, тем самым сохраняя историческую самобытность и народность песенной культуры. Являясь артисткой Государственного академического ансамбля песни и пляски Донских казаков им. А.Н. Квасова, Ольга Викторовна вводит в репертуар «Жаворонка» песни, раскрывающие народно-песенные традиции Донского края. В методике работы О.В. Терещенко сочетается все самое необходимое для получения хороших результатов развития эстетического и музыкального вкуса, чувства ритма, пластики, артистизма, культуры одежды. Кстати, костюмы у ансамбля шьются исключительно под заказ и четко подходят под репертуар. Если песня казачья, то и костюм отражает самобытность казачьей культуры. Большое значение Ольгой Викторовной придается сохранению национальной культуры и изучению фольклора, поэтому в работе делается непосредственный акцент на изучение русской песни. Это способствует развитию духовного мира ребенка, формирует его художественный вкус.
Под руководством Ольги Викторовны образцовый фольклорный ансамбль «Жаворонок» принимает участие в различных областных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах детского творчества, занимает только призовые песта, а работа Ольги Викторовны, как педагога, всегда высоко оценивается жюри и отмечена благодарностями за профессионализм, педагогическое мастерство и высокие результаты.
Репертуар ансамбля строится на ансамблевых песнях, он постоянно пополняется. Здесь и казачьи плясовые, и русские народные, и свадебные венчальные, и обрядовые песни.
Одним из свадебных ритуалов казаков был праздник подушки, который отмечался за несколько дней до свадьбы. Этот праздник был связан с переносом приданого в дом жениха.
В дом невесты приходила родня жениха и осматривала приданое. В комнатах заранее раскладывались свадебные подушки. Жених и невеста садились на подушки, а швеи, вышивающие приданое, подносили гостям мед. Потом на подушки усаживались другие гости, они пили мед, целовались и бросались подушками. После этого приданое невесты «подушечники» несли к дому жениха, следом за ними на телеге везли сундук. Родня жениха принимала приданое и угощала участников «подушечного» шествия.
Этот праздник в настоящее время сохраняется в станице Раздорской, хуторе Пухляковском и других местах Ростовской области. Донская казачья подушка отличается от подушек других народов по многим параметрам: размером, формой, украшением, символическим назначением и местом в доме и самой семье.
Этот обряд ансамбль «Жаворонок» воплотил в своей песне «Подушечка». «Подушечка, раздушечка, моя пуховая, ай, лели, лели, моя пуховая…» – запевают ребята, передавая по очереди друг другу красную подушечку, пока она не попадет в руки «жениху». Кроме того, настроение обрядовой песни передается яркими казачьим костюмами и декорациями – ансамбль поет на фоне декораций казачьего дома, где происходит сватовство, с присущей утварью.
«Посеяли лен за рекою, уродился лен с бородою, лели-лели с бородою, с бородою…» – поют ребята другую народную песню, а позади них заставка – колышется лен в такт их пению…
– Каково, на ваш взгляд, будущее фольклора? – спросили мы у Ольги Викторовны.
– Вопрос этот неоднозначен и очень сложен. В принципе, фольклор по-прежнему существует и, на мой взгляд, продолжает развиваться. Новое поколение приходит на смену старому, переняв у последнего опыт. В песнях появляется что-то новое. Фольклор – это коллективное творчество, которое создается не просто так, в мгновение ока, а шлифуется долгим временем, десятками и даже сотнями лет. В связи с урбанизацией многое начинает меняться. Меняется и фольклор. Наш народ не должен терять свои корни, должен помнить сложившиеся веками традиции, такие богатые и неповторимые в своем разнообразии. Он должен иметь культурную самобытность. На сцене главное – создать и удержать ту обстановку, тот климат, который помогает зрителям полностью раствориться в самобытном прошлом. Насладиться тем, чем жили наши прабабушки и прадедушки.
Новая культура принесла нам новую музыку. Возможно, она тоже приемлема многими людьми во всех возрастах. Но давайте не будем забывать о нашей коренной культуре, духовности. Будем помнить наши песни, традиции, веками связанные со многими обрядами, определенными циклами жизни. К примеру, те же свадебные обряды или сватовство, отправление сыновей на службу, рождение ребенка, похороны. Все это было и осталось ключевыми звеньями нашей жизни, – подытожила Ольга Викторовна.
Народная песня – частица высокой духовности культуры нашего народа, и то, что сегодня дает нам народная песня, значение ее в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить. Известно, что широта бытования фольклора находится в прямой связи с преемственностью традиций, и нужно сделать все, чтоб именно дети, подростки, молодежь подхватили народную песню, дали ей второе дыхание: «Запоют дети – запоет вся страна!»
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!