Светлый праздник
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Религия24 апреля православные отмечают Воскресение Христово, Пасху. Пасха – самый ожидаемый, самый радостный день в году для всех христиан. Событие, которому посвящен праздник, – это основа веры. Воскресение Христово изменило ход мировой истории и открыло человеку путь в Царствие Небесное. Светлый праздник всегда предваряют сорок восемь дней поста – самого строгого и самого длинного в году. Во время него православные христиане берут на себя определенные ограничения (в еде, в развлечениях), стараются уделять внимание своей внутренней жизни, своей душе, и участвовать в богослужебной жизни Церкви, чтобы вместе с ней шаг за шагом проходить путь к Пасхе.
Пасха в 2022 году православными верующими отмечается в последнее воскресенье апреля, 24 числа. Это переходящий праздник, поэтому дата Пасхи ежегодно определяется по специальной методике – пасхалии.
Вселенским Собором в 325 году было установлено считать днем празднования Пасхи первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Прежде чем радоваться Воскресению Христову, Церковь вспоминает и предшествовавшие ему события.
Последним земным дням Христа посвящены богослужения предпасхальной недели – Страстной, а перед ней верующие в течение сорока дней соблюдают пост, усиленно молятся и исповедуются.
В «Огласительном слове» святителя Иоанна Златоуста, которое читается в праздничную ночь на литургии, говорится: «Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитеся днесь». То есть Пасха наступает для всех – и для тех, кто постился, усердно молился, посещал Церковь, и для тех, кто пропустил даже весь пост. Но это вовсе не значит, что не нужно предпринимать никаких усилий. Там же, в этом красивейшем и поэтичном тексте, сказано, что Господь «и дела приемлет, и намерения целует». Важно, чтобы было хотя бы намерение, желание приблизиться к Богу, быть рядом с Ним – и тогда, когда Он был на Кресте, и когда Он Воскрес.
Верующие через богослужебную жизнь Церкви в эти дни становятся сопричастниками великих событий двухтысячелетней давности.
В Великую Субботу, когда верующие приходят в храмы, чтобы поклониться лежащему во гробе Спасителю, в воздухе уже как будто бы ощущается отзвук слов, которые разнесутся по всему миру в эту ночь. В храмах освящают пасхальные угощения – крашеные яйца, куличи и творожные пасхи. Эти кулинарные символы праздника также создают особое настроение.
В середине дня в субботу важные события, за которыми наблюдают верующие со всего мира, происходят в Иерусалиме. Именно в канун православной Пасхи в Храме Гроба Господня происходит настоящее чудо – схождение Благодатного огня. Это в первую очередь богослужение Православной церкви, но в нем также принимает участие и Армянская. А в самом храме собираются представители разных конфессий и даже других религий. Ежегодное схождение Благодатного огня – это символ торжества веры.
А ночью в православных храмах будет совершаться праздничная служба. Перед ее началом обычно читаются Деяния святых апостолов, затем бывает полунощница, во время которой плащаницу (иконописное изображение Христа во гробе) уносят в алтарь. А около полуночи начинается крестный ход. Верующие с пением и горящими свечами, подобно женам-мироносицам, шедшим ко Гробу Господню, обходят храм. Затем звучит наконец долгожданная весть: «Христос Воскресе!» Так начинается пасхальная заутреня, а после нее пасхальная литургия – только раз в году совершаемые богослужения, особенно наполненные светом и ликованием. Во многих храмах литургия совершается также утром, но только на ночном богослужении читаются «Огласительное слово» святого Иоанна Златоуста и Евангелие на разных языках. Зато после поздней литургии во многих храмах устраивают праздники для детей. Кроме того, на Пасху верующие поздравляют друг друга, ходят в гости, а также во многих семьях есть традиция собираться за праздничным столом несколькими поколениями, чтобы провести этот радостный день вместе.
На ночное пасхальное богослужение лучше приходить заранее. Самое правильное, конечно, накануне исповедаться, чтобы затем причаститься на ночной Пасхальной литургии Святых Христовых Таин. Но даже если по каким-либо причинам вы не смогли подготовиться к Причастию, попробуйте просто вслушаться в то, что предлагает нам Церковь в эту ночь. Ведь пасхальная служба – самое радостное событие в жизни каждого верующего человека. Она полна ликования о Христе Воскресшем. Вслушиваясь в ее слова, проникая в ее смыслы, мы сами наполняемся этой великой радостью.
Светлая седмица – время радости и отдыха после долгих великопостных трудов. На Светлой седмице богослужения в храмах особенные – они не такие длинные, как обычно, и практически целиком поются. Ежедневное молитвенное правило состоит из часов Пасхи (части ежедневного богослужения этого периода). А пищевые запреты отменяются полностью.
Следующее за Светлой седмицей воскресенье называется Антипасха, но это вовсе не потому, что Пасха заканчивается. В переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». До ее отдания, то есть последнего дня праздника, еще целый месяц. Как спаситель был со Своими учениками еще сорок дней, прежде чем отправиться на Небеса к Богу Отцу, так и Церковь живет Пасхой вплоть до Вознесения Христова.
В течение всего праздничного периода не принято делать земные поклоны, коленопреклоненно молиться. Эта практика возобновляется только на Троицу.
Среди праздничных блюд есть угощения, которые традиционно считаются пасхальными. Именно яйца, пасхи и куличи принято освящать в храме в Великую Субботу как пасхальную трапезу. Но важно помнить, что смысл Пасхи не в том, чтобы испечь и съесть самый красивый, высокий и пышный кулич и украсить стол яркими разноцветными яичками. Смысл в том, чтобы каждый из нас по-настоящему ощутил и глубоко прочувствовал, что Христос Воскрес и «Жизнь жительствует». А праздничные угощения, будь то кулич или просто сдобная булочка, – это лишь приятное дополнение.
Всю Светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова.
Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.
В Светлую субботу после литургии совершается последний крестный ход, и священник совершает чин раздробления артоса. Артос считается, наряду со святой водой, одной из святынь православной церкви, и так же, как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил. При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.
Пасхальный трезвон
На Пасху существует особая церковная традиция колокольных звонов. Первым трезвоном во все колокола сопровождается ночной крестный ход. Праздничный колокольный звон можно услышать и после окончания заутрени, перед началом литургии.
В течение Светлой седмицы колокола могут звонить в любое время вне зависимости от того, совершается ли богослужение. Укоренилась и традиция «народного» звона: на праздничной неделе у любого желающего появляется возможность самому позвонить в церковные колокола. Именно на Пасху колокольное звучание меняется: мерный великопостный звон уступает место радостному и бойкому – праздничному.
Екатерина Агаева, прихожанка Успенского храма
Отправить ответ
1 Комментарий на "Светлый праздник"
Всегда с радостью ждем этот праздник. Печем куличи, делаю творожную пасочку — тяжело, но приятно потом посмотреть на свой труд. Нашему Господу тоже было не легко. Обязательно с внуками красим яйца. Перламутровые, золотые, обязательно красные, зеленые, желтые. Клеим наклейки. Внуки с нетерпением ждут утра Пасхи. «Когда же Пасха, так хочется куличик попробовать», — говорят внуки, но ждут, когда можно будет отломить кусочек кулича и с яичком съесть. Действительно, это праздник праздников.