Коронавирус отступил. Идем дальше
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ЗдравоохранениеВ планах – строительство модульного здания с приемным отделением нового стиля. Заболеваемость коронавирусом идет на спад. С симптомами этого заболевания в медицинские учреждения обращается гораздо меньше пациентов. По словам главного врача Центральной районной больницы И.В. Галеева, сегодня в муниципальном образовании число таких обращений составляет 20 – 25 в сутки, а ЦРБ начала работать в обычном режиме.
– Игорь Владимирович, очередная волна ковида позади, и докторам пришлось перестраиваться в обычный режим работы. Насколько это было сложно?
– Особо острая ситуация с ковидом завершилась в третьей декаде марта, когда снизилось количество заболевших коронавирусом, обращающихся за помощью. К этому времени мы начали планировать процесс изменения работы поликлиники.
В период ковида мы разделили красную и зеленую зоны, выделили маршруты пациентов с подозрением на коронавирус к кабинетам забора анализов и осмотра. Отмечу, что в пик заболеваемости прием неотложных больных в течение 10 – 12 часов дневной смены вели фактически семь докторов и фельдшеров. Бывали дни, когда за полную смену в неотложных кабинетах они принимали до 300 человек, в отдельные дни их количество доходило до 400. Мы были вынуждены отвлечь узких специалистов от своего приема и возложить на них обязанности по оформлению медицинской документации ковидных больных и листков нетрудоспособности.
Большое внимание в это время мы уделили дистанционной работе с пациентами. Доктора созванивались с пациентами, расспрашивали о самочувствии. Врачи научились по телефону оценивать состояние пациента, выявлять симптомы, которые все-таки требуют прибытия в поликлинику или стационарного лечения. Диагностические службы работали только с пациентами, имеющими признаки ковида. Мы практически перестали делать флюорографические исследования в плановом порядке. Компьютерная томография на 99 процентов проводилась для подтверждения или исключения коронавируса.
Инфекционный и общий стационар были заполнены ковидными койками. И это, конечно, длилось очень длительное время.
Поэтому мероприятия по переходу на «мирные рельсы» заняли немало сил. Нам нужно было вновь распланировать помещения, в поликлинике убрать временные перегородки и восстановить маршрут движения пациентов к своим привычным врачам, возобновить работу регистратуры в обычном режиме. Мы понимали, что пациентам нужна обычная помощь, поскольку немало людей сообщали о тревожных симптомах, которые могли свидетельствовать о начале онкологических заболеваний. Страдающие хроническими заболеваниями сердца и сосудов говорили о том, что у них есть обострения, которые были на грани неотложного. Мы старались все-таки осмотреть таких пациентов, провести необходимые обследования. В стационаре были выделены места для госпитализации неотложных больных и страдающих хроническими болезнями с начавшейся декомпенсацией. Таким образом, нам удалось спасти немало людей, хотя были большие риски заразиться в стационаре коронавирусом. В этой ситуации персонал отработал на пять с плюсом, в плане обеспечения безопасности больных медицинские работники постоянно носили средства индивидуальной защиты.
– За время пандемии обезвреживать коронавирус научились не только инфекционисты?
– Все врачи в это время были инфекционистами – и хирурги, и анестезиологи, и реаниматологи, и терапевты, и кардиологи. Все научились заниматься ковидом. С одной стороны, хорошо, что им пришлось эту школу пройти, потому что они теперь готовы к любым испытаниям. С другой стороны, когда с больным многими болезнями в качестве инфекциониста общается врач-кардиолог или врач-терапевт общего профиля, который хорошо знает сопутствующее заболевание пациента, у него шансов поправиться и восстановить здоровье гораздо больше.
– Чему еще научила пандемия?
– Мы отработали новые технологии медикаментозного обеспечения – перестали закупать лекарственные препараты впрок, а начали приобретать их небольшими партиями. Это объясняется тем, что подход к лечению ковида за два года изменился 14 раз. Первая и последняя версия сильно отличаются. С выходом новой рекомендации мы закупали новые препараты. Это заставило систему закупки лекарств очень гибко и оперативно работать.
– Во время пандемии на плечи сотрудников больницы вместе с большой нагрузкой легла колоссальная ответственность.
– Все службы ЦРБ работали в круглосуточном режиме. И те, кто занимался оказанием непосредственно лечебной помощи, и те, кто обеспечивал диагностику, занимался вакцинацией в экстремальном режиме, и те, кто решал экономические вопросы, те, кто занимался подвозом кислородных баллонов. Ни одна служба не работала в штатном режиме. Это была постоянная экстремальная ситуация. Справились все. Те, кого не подвело здоровье, оставались на посту и вырабатывали две ставки по времени. И самое главное, никто не спасовал. Те, кто заболевал, через две недели возвращались на рабочее место, не дожидаясь полной реабилитации. Кто-то, находясь на лечении в стационаре, продолжал заниматься оформлением медицинской документации, помогал решать вопросы планирования. Пандемия сплотила коллектив больницы.
Очень хорошо показали себя сельские медики. На них была колоссальная нагрузка. Под патронажем участковых терапевтов, фельдшеров находилось одновременно по 150 человек. Им необходимо было без-ошибочно определить, кто из пациентов нуждается в постоянном контроле из-за высокой степени риска получить неблагоприятный исход. От этого зависела судьба людей. И это испытание самое тяжелое. Очень трудно действительно сразу определить группу риска, обеспечить кому-то более подробное наблюдение в ущерб другим. Но такова логика массовых пандемий.
Я хочу сказать, что и жителей района это сильно сплотило. Нам помогали волонтеры, которые доставляли больным продукты, лекарственные препараты, отвозили к пациентам врачей. Каждый понимает, что только вместе мы можем победить эту болезнь, и мне очень импонировал дух населения во время вакцинации. Не менее 80 процентов взрослого населения мы вакцинировали.
По поводу нагрузки скажу еще, что в период ковида многие сотрудники по два года не были в отпусках или уходили максимум на десять дней. Коллектив ЦРБ понимал, что сейчас нужно сосредоточить максимум усилий на оказании помощи населению.
– Игорь Владимирович, с возвращением ЦРБ к нормальному режиму работы возобновилась ли диспансеризация населения?
– Профилактическая работа стала самой главной в наше время. Мы возобновили диспансеризацию населения. К общей диспансеризации добавилась углубленная диспансеризация людей, перенесших ковид. Мы видим отсроченные осложнения инфекционного процесса. У многих развиваются серьезные хронические заболевания сердца и сосудов. Мало у кого коронавирус привел к хроническим легочным заболеваниям. Через три недели после начала пандемии мы поняли, что это болезнь не органов дыхания, а сердечно-сосудистой системы. Это связано с тем, что во всех органах есть кровеносные сосуды, а работа органов зависит в основном от кровообращения.
Соответственно, ожидаемо было обострение заболеваний почек, печени, сердца, сосудов, головного мозга. Многие люди потеряли способность быстро мыслить, развивались серьезные ментальные расстройства. Мы начали работать по диагностике этих заболеваний. У многих выявилось повышение уровня холестерина – а это угроза атеросклероза и развития тяжелых осложнений в виде инсультов, инфарктов. Благодаря определенным мероприятиям мы смогли избежать этого, сохранить здоровье пациентов. С назначением лечения и его контролем выросла нагрузка на лабораторию. В повседневном режиме начала работать рентгенологическая служба. Сегодня все рентгеновские аппараты и компьютерный томограф тоже работают целый день, жители района проходят флюорографию в профилактических целях.
Мы планируем в этом году охватить диспансерным наблюдением 25 – 30 процентов жителей района. На следующий год хотим увеличить охват до 50 – 60 тысяч человек.
Большое внимание уделяется программе лечения заболевания сердца и сосудов. Мы сегодня успешно провели разъяснительную работу с населением. Много приходит людей для того, чтобы выписать рецепты и продолжить очень важное лечение по поддержанию жидкостного состояния крови, снижения риска опасных состояний.
Мы продолжаем эту работу, заказываем новые препараты, проводим апробацию того, что сегодня считается именно новым. Это один из важных разделов работы. Мы его будем дальше развивать. Ну и, конечно, огромное внимание уделяем выявлению онкологических заболеваний. У нас такой принцип: когда человек приходит в кабинет с жалобами, сначала убедись, что у него нет онкологического заболевания, потом развивай направление диагностического поиска по другим заболеваниям.
Мы используем помощь других диагностических учреждений, понимая, что пока еще диагностическая база не слишком отвечает потребностям района, даже потому, что не хватает площадей. Больница создавалась, когда население района было 70 тысяч, а сейчас 120. Нам приходится уплотняться, чтобы приобретать новое лабораторное оборудование. С руководством района инициировали в министерстве здравоохранения вопрос о строительстве модульного здания, которое будет концентрировать в себе приемное отделение нового стиля, чтобы в нем было комфортно ожидать, в том числе и неотложную госпитализацию.
Предполагается организовать в этом здании диагностический конвейер, чтобы поступающий в стационар с нужными показаниями пациент в одном месте прошел необходимые обследования и за короткий промежуток времени мог получить правильный диагноз, а если нужно, то и интенсивную терапию или даже хирургическое вмешательство. В этом здании планируется расположить травмпункт, подразделение скорой медицинской помощи, а практически весь первый этаж лечебного корпуса переформатировать под большое реанимационное отделение на 12 коек, насыщенное серьезной техникой, обеспеченное кислородом, всеми необходимыми диагностическими лечебными приборами. Думаю, уже в следующем году первый этаж здания будет оснащен высокотехнологичным медицинским оборудованием.
– Игорь Владимирович, вы упомянули про сельских медицинских работников. Насколько сегодня им комфортно работать на местах? Достаточно ли оборудования?
– Мы продолжаем оснащать свои сельские подразделения оборудованием и уже оснастили наши амбулатории и фапы. Радует, что в этом году мы завершим проект цифровизации сельских медицинских учреждений. Подключены к Интернету 15 фапов из 22. Фельдшерские здравпункты мы будем подключать в следующем году. Создание цифрового контура в августе откроет для пациентов доступ к электронной записи, получению рецептов в электронном виде и больничных листов. И сейчас мы начали активно готовить специалистов к работе с этим оборудованием, обучать их цифровой грамоте. Доступность медицины без цифровых технологий невозможна. Хочу отметить, что сегодня в нашем телеграм-канале идет диалог с пациентами, специалисты отвечают на вопросы жителей, касающиеся работы медицинских учреждений района.
– Расширение возможностей Центральной районной больницы требует притока новых кадров…
– Мы ежегодно занимаемся вопросами привлечения специалистов. В этом году снова выдаем целевые направления на обучение в средние и высшие учебные заведения медицинского профиля. Уже есть 32 студента, которые с 2025 года начнут приходить к нам. Мы ждем целый ряд специалистов – кардиологов, реаниматологов, неврологов, врачей функциональной диагностики, онкологов, отоларингологов. Мы постоянно учитываем ту актуальность, которая есть на сегодняшний день, те направления, где существует дефицит приема, вызывающий у людей беспокойство.
Для привлечения специалистов мы делаем шаги по решению жилищного вопроса медицинских работников. Руководство района и города Аксая совместно находят пути решения этого вопроса. Мы надеемся, что в будущем времени сможем предлагать специалистам служебное жилье, благодаря чему они закрепятся в районе. Это существенно поможет привлечь специалистов.
– Среди главных аспектов качества медицинского обслуживания является ее доступность для населения.
– Для того, чтобы обеспечить доступность медицины, мы решили ряд вопросов. Во время ковида остро возникла необходимость быстрой доставки врачей к пациентам, проходящим лечение на дому. Для этого нам были выделены транспортные средства. Выделяются автомобили скорой медицинской помощи, а также техника для транспортировки врачей на вызовы.
Не менее важными становятся выезды узких специалистов на село. Хочу отметить, что в конце мая этого года мы вернемся к возобновлению этого проекта. Доктора смогут выезжать в сельские населенные пункты, проводить приемы. Руководитель этого направления – Константин Владимирович Зуев, который совместно с моим заместителем по медицинскому обслуживанию населения О.П. Шевцовой разрабатывал концепцию этой работы.
Основная задача ЦРБ – сохранение жизни и здоровья жителей Аксайского района.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!