Илья-пророк – лету срок
Новость в рубрике: Даты, Религия2 августа православная церковь отметила день памяти Ильи-пророка. Илья-пророк, живший в IX в. до н.э., принадлежит к самым почитаемым святым наряду с Николаем Чудотворцем. За свою пламенную ревность к служению о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Праздник почитаем у славян, а также в Греции, Грузии и на Ближнем Востоке.
В народе его называли «грозным святым», и в воображении наших предков он представлялся суровым старцем с длинной седой бородой. В славянской народной традиции Илия-пророк является повелителем небесного огня, дождя, грома и молнии, покровителем урожая и плодородия. В этот день в дома не пускали домашних животных, люди верили, что в них может вселиться нечистая сила, проникнуть в дом и навредить домочадцам. Страх нагоняла на людей и стихия, которая бушевала ночью на Илью-пророка и называлась «воробьиная ночь». В эту ночь часто разыгрывается непогода, льет дождь, сильный ветер ломает ветви деревьев под раскаты грома и полыхание молнии. Чтобы отвести беду, умилостивить грозного пророка, в Ильин день никто не работал в поле, не косил, не убирал сено, чтобы его не спалило грозой, не работали в огороде, чтобы урожай не сгнил. Любая работа была под запретом. Но, несмотря на то, что Илья-пророк считается грозным, суровым, он был очень почитаем в русских деревнях и селах. В этот день запрещалась любая работа в поле, огороде, дома. Устраивались совместные трапезы, народные гулянья и ярмарки.
В станице Старочеркасской праздник отмечали три дня, поскольку это был престольный день в Преображенской церкви. Церковь эта располагается в 1,5 км от центральной части станицы Старочеркасской, около кладбища. Была построена в 1740 году на месте сгоревшей деревянной церкви в честь святого пророка Илии. Преображенская церковь имела самый большой приход в станице. Из всех престольных церковных праздников жители станицы выделяли, пожалуй, только праздник Ильи-пророка. Праздновали его с большим размахом. Рано утром в станицу съезжались казаки из хуторов Арпачин, Алитуб, Подпольный, Бунты. Во всех церквах начинались торжественные богослужения. После службы устраивали гулянья, и открывалась ярмарка. За два дня начинали съезжаться купцы и лавочники со своими товарами. Ярмарка длилась пять дней. Крытые палатки устанавливались за Войсковым собором в сторону реки Дон и протоки. На торговых столах и прилавках выставлялись сладости: халва, конфеты, вафли, мороженое в вафельных стаканчиках. Бублики и баранки, нанизанные на веревочках, подвешивали на самовары. В соседних палатках продавали одежду, обувь, посуду.
Развлечением на ярмарке был балаган. Его привозили из города. На небольшом возвышении устанавливали сцену, вокруг располагались небольшие деревянные скамеечки, вкопанные в землю. Вокруг сооружения возводилось ограждение из частокола. При входе стоял клоун в яркой одежде, в колпаке с колокольчиком на голове и зазывал на представление: «Деньги есть – в балаган, денег нет – за балаган». Зрителей развлекали дрессированные животные: кошки, собаки, обезьяны и даже медведь. Представление начиналась с выхода дрессировщика, который выводил обезьяну и обращался к ней: «Покажи, как пьяные бабы ходят?» Обезьяна ходила, шатаясь, хваталась за голову, падала на деревянный настил, каталась по полу, перекатывалась с боку на бок. «Покажи, как бабы воду носят?» Обезьяна брала палку, клала на плечо и начинала важно расхаживать по сцене. После представления все желающие могли сфотографироваться с обезьяной и медведем. Неподалеку от балагана располагался вращающийся разрисованный барабан – «крутилка счастья». За пять копеек на нем можно было выиграть ручку, вазу, перечницу, а кому повезет – самовар.
Особую радость и веселье от праздника и ярмарки получала детвора. Никто не уходил без обновок, игрушек и сладостей. Среди игрушек предпочтение отдавали свистулькам, ласточкам, воздушным шарикам. Свистульки и ласточки были сделаны из глины, расписаны яркими красками и разноцветными перышками. Оболочка для шариков тоже была яркой, блестящей, а внутренность наполнялась опилками. Шарики и ласточки крепились к резинкам. Дети катались на каруселях в виде лодочек и лошадок. В послеобеденное время, ближе к вечеру, в казачьих дворах начинались праздничные застолья. За столом собирались родственники. Веселье, радость, общение царило за праздничным столом. Пели песни, плясали. Начиналось и заканчивалось застолье в каждой компании песней «По Дону гуляет».
Казачки готовили много блюд, столы ломились от угощений. Гулянья продолжались до позднего вечера.
На праздник Ильи-пророка в станице заключались сделки между арендаторами земли. В этот день производилась расплата за пользование паем за прошедший год и заключалась новая сделка. За использование земельного пая оплата была от 150 до 300 рублей. Арендаторы земли друг другу привозили подарки: ведро нардека (арбузный мед), две – три махотки сметаны и мешок муки хорошего качества. Земли, которые сдавались в аренду, располагались в пределах хуторов Хомутовка и Турчанинов.
С днем Ильи-пророка связывали приход осени, люди обращали внимание на первые явные осенние признаки в природе: ночи становятся прохладными, появляется первая желтая листва на деревьях, день становится короче. В связи с этим родились поговорки и присказки: «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень», «Илья лето кончает», «Петр и Павел день на час убавил, а Илья-пророк – два уволок». Люди примечали по приметам, какой будет погода в этот день, такой день будет и на Воздвиженье, большой православный праздник, отмечаемый 27 сентября. Но все же впереди еще много нас ждет теплых приветливых деньков.
К сожалению, многие яркие красивые традиции ушли в прошлое. Но традиция отмечать этот праздник в наши дни, в обновленном облике, стала у Воздушно-десантных войск России. Отважные воины ВДВ считают Илью-пророка своим небесным покровителем.
Г.В. Соловейкина, старший научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!