Учиться, не болея
Новость в рубрике: Здравоохранение, Избранное, Образование, СемьяСохранение здоровья школьников, а также укрепление их здоровья, было и остается острой проблемой современности. О том, как подготовить школьника к началу учебного года, каких врачей посетить и как происходит мониторинг здоровья школьников и условий организации учебно-воспитательного процесса в интервью газете «Победа» нам рассказала заместитель главного врача по детству и родовспоможению Лариса Николаевна МЕЛЬНИК.
Здоровьесберегающие технологии развиваются и совершенствуются, в особенности методики и приемы профилактики, обеспечивающей предупреждение заболевания. Именно профилактическое направление признано ВОЗ основным условием эффективности систем общественного здравоохранения. Применительно к школе ведущими направлениями этой деятельности традиционно являются формирование здорового образа жизни, физкультура и массовый спорт, существенное значение имеют вакцинация и профилактические медицинские осмотры.
– Лариса Николаевна, от чего зависит здоровье ребенка?
– Здоровье ребенка, как и здоровье любого человека зависит от ряда основных факторов. Первое, и самое важное, – это образ жизни. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения 50 процентов составляющих нашего здоровья – это образ жизни, который мы ведем, 20 процентов – это генетика, то есть то, что ты унаследовал, 20 процентов – состояние окружающей среды и экологии, и оставшиеся десять процентов – это состояние системы здравоохранения. У нас получается наоборот. Очень многие уповают на то, что медицина решит все проблемы со здоровьем, но все обстоит совершенно иначе. Поэтому буквально с рождения надо заниматься формированием здорового образа жизни.
Составляющие здорового образа жизни у детей соответствуют таковым у взрослых.
Первый момент – это рациональное питание. Дети должны у нас получать сбалансированно белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, из питания детей следует исключить фастфуд, полуфабрикаты, «рекламную продукцию». Наши дети любят то, к чему мы их приучаем. Самый простой и наглядный способ – это, так называемый, метод «умной тарелки» или «тарелки здоровья». Половина рациона ребенка должна состоять из некрахмалистых овощей – помидоров, огурцов, моркови, капусты, брокколи, шпината, бобовых культур. Четверть рациона ребенка должна включать в себя крахмалосодержащие продукты – цельнозерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и другие. Оставшаяся часть рациона должна содержать нежирное мясо – курицу, индейку, рыбу или постную говядину. К этому всему добавьте фруктов и нежирного молока.
И если говорить о подготовке детей к детскому саду или школе, то и дома надо готовить такие блюда, с которыми ребенок впоследствии встретится в образовательных учреждениях – каши, запеканки, суфле, котлеты, первые блюда, салаты из свежих овощей.
Если ребенок получает сбалансированное питание и в структуре питания присутствует достаточное количество овощей, фруктов, ягод, то в принципе он может не употреблять витамины, потому что избыток поливитаминов не усвоится. Если структура питания ребенка нарушена, то тогда, соответственно, ребенок должен будет получать поливитамины дополнительно. Единственный витамин, который дети должны принимать всегда, независимо от сезона – это витамин Д. На самом деле витамин Д – это не просто витамин, это прогормон. И главная его функция – это не только формирование костной, мышечной систем. Последние исследования доказали его важную роль в функционировании иммунной, нервной систем, эндокринной систем, в предотвращении в будущем сердечно-сосудистых рисков и онкозаболеваний.
Второй важный момент в формировании здорового образа жизни – это закаливание. Необходимо соблюдать несколько несложных правил. Во-первых, соблюдать температурный режим. Температура в помещении должна быть 18 – 22 градуса, не больше. Регулярно проветривать помещение. Спать желательно с приоткрытой форточкой или даже приоткрытым окном, в зависимости от времени года. Также следует правильно одевать ребенка. Не стоит надевать десять слоев, нанося этим только вред. Умываться следует прохладной водой, но здесь важно снижать температуру постепенно. Также можно включить в список новых полезных привычек обливания прохладной водой после ванны или душа с постепенным понижением температуры вплоть до 22 градусов.
Третье направление – физическая активность. Важно приучить ребенка с раннего возраста к утренней зарядке. Можно также делать ему массаж, устраивать долгие прогулки на свежем воздухе, заниматься активными играми: зимой – играть в снежки, кататься на санках, летом – загорать, купаться, кататься на роликах, велосипеде и заниматься другой активностью. Но во всем нужна постепенность, резко и подолгу ничего делать не стоит: каждую привычку мы начинаем с нескольких минут, постепенно увеличивая время. А детям постарше рекомендуется посещение спортивных секций. Но это не должны быть максимальные нагрузки, и тот вид спорта, который ребенку нравится, который для него физиологичен и приятен. Я хочу сказать, что дети, занимающиеся физической культурой, отличаются от сверстников лучшим здоровьем, самостоятельностью, организованностью.
Четвертый момент – это режим дня. Он должен быть четко регламентирован. Большая проблема у родителей – это укладывание детей спать. Здесь надо выработать определенный ритуал, выработать привычку ложится примерно в одно и то же время – в 21-00 – 22-00 часа. И обязательно без длительного просмотра телевизора, фильмов, мультфильмов перед сном, потому что это может возбуждать ребенка и как следствие нарушать сон.
Если мы говорим об адаптации ребенка к режиму дня в образовательном учреждении, нужно обязательно узнать, какой режим, в детском саду, куда вы планируете вести своего малыша. И хотя бы в течение месяца – двух соблюдать его дома, чтобы для ребенка это не было дополнительным стрессом. Помимо того, что он идет в новый коллектив, он совершенно меняет ритм жизни, то хотя бы режим будет для него знаком и понятен. А также будет понятен характер питания, и ему уже будет легче принять новую для него обстановку.
Пятый важный этап – самостоятельность. Во все ритуалы, сборы ребенок должен быть максимально вовлечен. И многие вещи нужно позволять ему делать самому. Пусть он сам выберет одежду, в которой он пойдет сегодня в школу или детский сад, пусть он сам завяжет себе шнурки, пусть он самостоятельно ест, даже если вы очень торопитесь.
С противоэпидемиологической целью надо приучать ребенка мыть руки с мылом, иметь индивидуальные платочки, пользоваться только индивидуальными стаканами.
Шестой – немаловажный фактор – психологическая адаптация. Родителям, а также бабушкам, дедушкам очень сложно расстаться с ребенком даже ненадолго, и дети это чувствуют. Для безболезненного разрешения ситуации родители сами должны настроиться позитивно, можно продемонстрировать детям какой-нибудь мультфильм или фильм о том, как хорошо и интересно в детском саду или школе. При этом говорить исключительно в позитивном ключе о педагогах для формирования доверия у детей.
Для того чтобы психологическая адаптация прошла еще более успешно, малыши также должны посещать маленькие коллективы – родственников, друзей, знакомых, развивающие группы. Оставлять следует постепенно на два, три, четыре часа, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным в новом пространстве. Никогда не стоит длительно прощаться, потому что долгие прощания наводят на мысль о длительном расставании и формируют у ребенка тревогу.
Обязательно нужно обсуждать с детьми дни, проведенные в саду или школе, что нового произошло, что нового он узнал, с кем познакомился, что вкусного он ел, хвалить его за успехи, показывать, как вы гордитесь, помогать советом как избежать каких-либо проблем. И всегда показывать ребенку, что вам не все равно, что вы всегда рядом.
А если у ребенка есть серьезные проблемы с адаптацией, то родителям стоит обратиться к психологу заранее, индивидуально подойти и сформировать определенные навыки, а не усугублять эту проблему.
– Расскажите о таком важном подходе к сохранению здоровья, как вакцинация.
– Действительно, не существует более значимого подхода к сохранению здоровья детей, чем своевременная вакцинация. В России, как вы знаете, зарегистрирован национальный календарь прививок, который включает вакцинацию против управляемых инфекций – это коклюш, дифтерия, столбняк, полиомиелит, гемофильная палочка, гепатит В, корь, краснуха, паротит. Кстати не так давно в календарь прививок была включена вакцинация против пневмококковой инфекции, гемофильной палочки, что позволяет значительно снизить заболевания органов дыхания. Да, ребенок может заболеть, но это может быть банальное ОРИ, а не отит, пневмония или бронхит. В настоящий момент можно также вакцинироваться от ротавирусной инфекции ветряной оспы, менингококковой инфекции, папилломавирусной инфекции. И главное вакцинировать детей своевременно. Недаром календарь прививок регламентирует возрастной аспект, чтобы к периоду социализации, активной жизни в обществе ребенок уже имел защиту от инфекций.
Ориентируясь сейчас на непростую геополитическую ситуацию, миграцию населения, специалисты также прогнозируют и рост таких заболеваний, как корь, краснуха, паротит, полиомиелит, в результате которых могут развиться тяжелые осложнения и инвалидизация. Поэтому вакцинация, проведенная своевременно, поможет защитить детей.
Не могу не затронуть тему вакцинации от коронавирусной инфекции. На сегодняшний день в более чем 40 странах мира осуществляется вакцинация детей от этого заболевания. Причем во многих странах она осуществляется с шести лет. В России с 2021 года в национальный календарь прививок также включена и вакцинация от коронавируса для детей старше 12 лет. Для этого используется вакцина Спутник М. По качеству ее составляющих она со-ответствует вакцине Спутник V, но количество действующего агента уменьшено в пять раз, что достаточно для выработки иммунного ответа у детей. По данным клинических исследований, проведенным Министерством здравоохранения Российской Федерации, по наблюдениям Роспотребнадзора, можно смело говорить о высоком уровне безопасности данной вакцины.
Почему мы вакцинируем детей от ковида? Во-первых, надо отметить, что в последнюю волну заболеваемость детей значительно увеличилась. Во-вторых, даже при легком течении процесса мы регистрируем серьезные осложнения данного патологического процесса. В нашем районе было зарегистрировано три ребенка с мультисистемным воспалительным процессом. Отмечается рост аутоиммунных процессов после перенесенного заболевания. А сейчас проводятся исследования связи перенесенного заболевания ковид-19 и развития сахарного диабета. Пока выводы делать рано, но не исключена и эта взаимосвязь. И третий момент – иногда дети болеют не столь тяжело, но они являются источником инфекции для семьи, в которой находятся и пожилые люди, и люди с хроническими заболеваниями, для которых коронавирусная инфекция может стать фатальной. Вопрос о вакцинации решает доктор, который курирует пациента, но очень важно вакцинироваться тем детям, которые имеют серьезные хронические заболевания, потому что такие дети болеют тяжелее, и само заболевание в данном случае может закончиться неблагоприятным исходом.
В нашем районе имеются все возможности для вакцинации детского населения.
– Как и когда проходят медосмотры в школах? Какие специалисты осматривают детей?
– Мы работаем в рамках «Приказа № 514Н Министерства здравоохранения Российской Федерации 10.08.2017 года», который регламентирует наблюдение за детьми, начиная со дня рождения и до наступления совершеннолетия. В три года ребенка должен осмотреть педиатр, невролог, детский хирург, детский стоматолог, офтальмолог, оториноларинголог, акушер-гинеколог или уролог-андролог, и сданы общий анализ крови и общий анализ мочи. Дети в четыре – пять лет осматриваются только педиатром и детским стоматологом.
Что касается ребенка шести лет, за год до школы родители должны провести серьезный профилактический осмотр, чтобы выявить те отклонения, которые есть в состоянии здоровья, чтобы своевременно их нивелировать. В шесть лет дети проходят педиатра, невролога, детский хирурга, детского стоматолога, травматолога-ортопеда, офтальмолога, оториноларинголога, психиатра, акушера-гинеколога или уролога-андролога. Из обследований ребенок сдает общий анализ крови, общий анализ мочи, а также проходит ультразвуковые исследования брюшной полости, почек и сердца, и электрокардиографию. А уже непосредственно перед школой в семь лет дети посещают педиатра, невролога, детского стоматолога, офтальмолога, оториноларинголога, сдают общий анализ крови и общий анализ мочи.
К сожалению, у нас есть проблема с нехваткой узких специалистов, поэтому участковый педиатр выдает направления в другие учреждения, работающие также по ОМС. Мы сотрудничаем с ГБУ РО ОДКБ, КДЦ «Здоровье», ДЦ «Авиценна», центром «Симплекс», ООО «Кардиоцентр». Профилактические осмотры проводятся в течение календарного года, непосредственно медицинские осмотры перед поступлением в образовательные учреждения упразднены приказом Минздрава России от 13.06.2019 г. № 396н и письма Минздрава России от 22.11.2019г №15-3/и/2-11087, информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего вносится из амбулаторной карты ф-112/у и ф– 30/у, учитываются данные осмотров специалистами, давностью до трех месяцев.
Мы проводим профилактические осмотры в образовательных учреждениях. Ежегодно выездная бригада специалистов осуществляет осмотр детей непосредственно в детских садах и в школах, в том числе выезжает и врач ультразвуковой диагностики. По факту прохождения данного профосмотра формируется заключение, даются рекомендации. И, пользуясь случаем, хочу обратиться к родителям: после проведения профилактических осмотров в случае выявленной патологии, обязательно обратитесь к участковому врачу, пройдите дообследование с ребенком и курс лечения и реабилитации. Если функциональная патология выявлена в раннем возрасте, проведено лечение, то ребенок будет здоров. В противном случае может сформироваться хроническое заболевание. В педиатрическом отделении есть все возможности для лечения и реабилитации наших детей – дневной стационар, койки реабилитации. Мы подбираем удобный режим для каждого маленького пациента.
– Какие заболевания чаще всего встречаются у школьников?
– К сожалению, в процессе обучения наблюдается достаточно серьезный рост заболеваний опорно-двигательного аппарата, это и нарушение осанки, сколиозы, плоско-вальгусные стопы. Возрастают болезни органов пищеварения. Ведь иногда дети отказываются есть в школе и между приемами пищи формируются достаточно большие перерывы. Поэтому, я повторюсь, так важно формировать у ребенка правильное пищевое поведение.
Присутствуют и нарушения со стороны органов зрения, потому что идет большая зрительная нагрузка, и дети в большинстве своем на переменах отвлекаются на гаджеты, вместо того чтобы активно подвигаться или сделать гимнастику для глаз. Да, современная жизнь просто невозможна без цифровизации, но нужно соблюдать, как сейчас принято говорить, цифровую гигиену. То есть родители должны четко контролировать время, проведенное ребенком за компьютером, телефоном, телевизором. Фиксируются и эндокринные нарушения. К сожалению, мы отмечаем рост ожирения у детей, и он имеет именно алиментарный характер, то есть все идет из-за неправильного питания и недостаточной физической активности. В тоже время у нас есть дети и с белково-энергетической недостаточностью.
Еще хотелось бы отметить, что к сожалению, в этом году мы наблюдаем рост сахарного диабета у детей. Поэтому родителям нужно формировать правильный образ жизни у детей, чтобы избегать вот таких проблем со здоровьем.
– Что бы вы пожелали всем будущим школьникам и их родителям в преддверии 1 сентября?
– Здоровья, конечно же! Счастье – такой собирательный образ. Спросите у большинства людей, которые больны. В чем счастье? Они ответят вам, что мечтают о здоровье. И только после того, как они поправятся, они почувствуют себя полностью счастливыми. Самое главное в жизни быть физически здоровым, чтобы иметь силы и энергию на достижение заветных высот. Я желаю вам никогда не болеть, никогда не поддаваться унынию. Желаю вести здоровый, правильный и подвижный образ жизни, чтобы она всегда была активной, а в результате яркой, интересной и насыщенной.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!