Мона Лиза, мадонна Мария
05.05.2023 Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Избранное, ОбразованиеРазмышления малолетнего узника фашистских концлагерей Ю.В. Планидина накануне 78-й годовщины великой победы. Так случилось, что эти женские имена, символизирующие красоту и высокую духовность, вошли в мою жизнь, всегда оберегали от бед. Может, не зря говорится, что искусство спасет мир... Мне уже 93 года, за плечами большая жизнь, есть что вспомнить.
…Это было давно. И в то же время – словно вчера. Стояло лето сорок второго года…Жила наша семья в Ростове, на Соборном подворье, в самом эпицентре войны, собор постоянно был под обстрелом, потому что недалеко находились два моста через Дон – понтонный и железнодорожный. От постоянных обстрелов дома рушились, полыхали. Горело и наше подворье. Жильцы, более десяти семей, прятались в подвале собора. Во время долгой бомбежки темные своды тускло освещались керосиновой лампой, в полумраке видно было лежащих и сидящих стариков, женщин, детей. Я сидел на глиняном полу и лепил с натуры женщину с ребенком. «Ну-ка, покажи», – сказал сидящий рядом старик. Долго смотрел, держа в руках мой слепок. «И впрямь Мона Лиза…». И стал говорить о божественных мадоннах и их детях, о фашистах-мракобесах. Заметно было, что старик разбирался в искусстве эпохи Возрождения, но я-то до войны успел окончить только три класса 37-й школы в Ростове, до изучения идей гуманизма не дошло. Однако вся моя жизнь была связана с детьми, а тут без этого никак. Вспомню несколько историй.
…Снова война, то же лето сорок второго. Приближается фронт. Шесть подвод с детьми из Бессарабии и Украины – на нашем подворье. Их не пропускают к переправе, она перегружена военными. Горькая судьба ждет этих детей, и я тоже среди них. Мы были вывезены в Германию, прошли несколько страшных лагерей в Варшаве, Лейпциге, Дрездене. Нас разбирали, покупали по одному, некоторые попали в экспериментальные медицинские лагеря (сохранились документы, фотографии из материалов Нюрнбергского процесса). Чудом я с товарищем уцелел в Дрезденском пекле, в войну был дважды ранен, один раз тяжело, чудом избежал ампутации ног. Описать все словами невозможно…
С тех пор минуло много лет. Июнь 2021 года. В крытом дворике ЮРГПУ (НПИ) в Новочеркасске состоялась моя персональная выставка «80 ликов войны. 1941 – 1945 гг.». Тема войны чередовалась с детской темой. Присутствовали ректор, атаман Всевеликого войска Донского, педагоги, студенты, а их в этом вузе десять тысяч. Молодые поисковики организовали отряды по поиску неизвестных артефактов, которые, как говорят, до сих пор находятся в бабушкиных сундуках. Так они узнали о моем деде по материнской линии Тихоне Михайловиче. Из-за высокого роста он был зачислен среди первых в кавалергардский полк, сохранились и фотографии. Стоял на посту у врат царских покоев императрицы Александры Федоровны. Знаменит был как обладатель редкого сильного голоса. Впоследствии служил протодьяконом в Новочеркасском и Ростовском соборах. Жизнь духовенства всегда была трудной, мученической. Поисковики хотя и с трудом, но отыскали его могилу. Какая это была радость для меня!
Из отдельных эпизодов поисковики сложили целостную картину моей жизни – человека, который был всегда связан с искусством и мировой культурой, способной влиять на человеческое мировоззрение, на происходящие события.
Вот еще два эпизода. Весна сорок пятого. Конец войны, долгожданное освобождение. «Шпрехаешь по-немецки? – спросил меня капитан Павел Абакумов, его часть освобождала наш лагерь. Он рассудил, что, если я провел среди немцев годы, должен был освоить язык. Я пробормотал что-то нечленораздельное на смеси русского и немецкого. – Будешь переводчиком!» И я был зачислен в его отряд. В пилотках, в солдатской форме, на катерах мы бороздили Эльбу, проверяя корабли и баржи. Были стычки с фашистами, которые переплывали реку в американской форме, спасаясь от возмездия. Однажды ко мне обратились два старика, в руках у них были лопаты. Зачем, подумал я? Пришли в загородный старый особняк и в подвале откопали среди мусора два свертка. Выяснилось, что старики были коммунистами-подпольщиками, в свертках они хранили знамя Компартии Германии и бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса…
И еще минули десятилетия. Девяностые годы прошлого века. Я уже много лет преподаю ИЗО в Рассветовской средней школе. Мой класс оборудован панорамным устройством, это новый метод обучения, одобренный АПН СССР, идет внедрение экспериментальной программы, авторы – я и художник Б. Неменский. Мои уроки часто посещают учителя и студенты, а однажды на уроке присутствовала делегация из Берлина во главе с режиссером-документалистом Рольфом Ремером. Они снимали наш поселок, нашу школу, мой панорамный метод обучения, были в приемной семье Сорокиных. В беседе за чаем я рассказал гостям о детском концлагере в городе Пирна, о стариках-подпольщиках. В следующий приезд Рольф Ремер рассказал о том, что ездил в Пирну, узнал о том детском лагере и о тех стариках, их именами назван теперь колледж в Пирне, и о том, что отец Рольфа Ремера тоже был коммунистом, как известный писатель и драматург Бертольд Брехт. Выяснил, что спасенное знамя компартии Германии и бюсты Маркса и Энгельса были установлены на почетном месте на учредительном съезде компартии ГДР. Рольф Ремер передал мне приглашение коллектива колледжа приехать в гости, провести урок ИЗО по моему методу. К сожалению, по разным причинам эта поездка не состоялась. А жаль…
И снова память возвращает в сорок пятый. «Товарищ капитан, разрешите обратиться! За Эльбой, за мостом, в огромной каменоломне – наши военнопленные». Немедля мы отправились туда, но людей в котловане не оказалось, разбежались – так мы подумали. Однако обнаружили въезд в штольню с узкоколейкой, внутри – ящики. Оружие или драгоценности, подумал я. Но, оказывается, отряд Абакумова был направлен на поиски картин Дрезденской картинной галереи. В феврале 1945-го американская авиация разрушила город и знаменитую галерею. Фашисты спрятали около двухсот полотен таких мастеров, как Рембрандт, Рубенс, Джорджоне, и даже сама «Сикстинская мадонна» Рафаэля были брошены в затопленной штольне, в других местах, чтобы впоследствии взорвать их. К сожалению, 197 картин 13 февраля 1945 года сгорело. Я стоял у ящиков, где находились сотни полотен, не ведая, что в них мои спасительницы. Ведь эти бессмертные творения оставляют неизгладимую память и след в сердце каждого, кто видел их хоть раз.
Советские воины спасали культуру. Мировую культуру. Ведь и у нас в стране фашисты разграбили 427 музеев, Янтарную комнату, 43 тысячи библиотек.
Я учитель ИЗО, всегда утверждал и утверждаю, что в основе мировоззрения, мироощущения должен быть эстетико-нравственный процесс, а это культура, вера, которые накапливались сотнями лет в нашем Отечестве. Жаль, что сегодня не все это понимают.
КСТАТИ
11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, в Донской государственной публичной библиотеке открылась выставка работ Ю.В. Планидина.
У кого-то годы, как ластик, безжалостно стирают из памяти имена и фамилии людей, даты и события, факты. А у Юрия Васильевича, хоть он давно и в преклонных летах, воспоминания о событиях его детства и юности по-прежнему безо всякого тумана – ясные, четкие. Выставка продлит свою работу до 11 мая.
Юрий Васильевич Планидин (09.02.1930 г.) – ветеран Великой Отечественной войны, узник немецкого концлагеря, учитель, изобретатель, писатель, художник, член Ростовской ассоциации борцов антифашистского сопротивления. Это человек удивительной судьбы. Свои воспоминания он выражает в картинах, где раскрывает силу и волю русского человека и старается донести до человечества одну простую, но такую важную мысль: страшней войны на свете нет ничего!
Юрий ПЛАНИДИН
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!