Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле
Новость в рубрике: Избранное, ОбразованиеАлександровская школа уже почти 20 лет носит статус казачьей. Статус «казачья» присвоен школе в Александровке в 2004 году. Сейчас в Александровской основной общеобразовательной школе обучаются 116 детей. Какой отпечаток накладывает такой статус на обучение детей, как ребята учатся в школе – об этом нам рассказывает директор Александровской школы Галина Ивановна ГОПТАРЕВА.
– Исходя из требований времени, учитывая региональный компонент в подходе к патриотическому воспитанию, педагоги нашей школы в течение многих лет работают по воспитанию национальной гордости, формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств личности учащихся, – говорит Галина Ивановна.
По словам педагога, нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. И потому воспитание в школе – одно из приоритетов в образовании. Любовь к родному краю, желание видеть родной город, станицу все более и более растущими и расцветающими – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
– Каковы особенности обучения в школе с казачьим уклоном?
– Система патриотического, духовно-нравственного воспитания школьников включает уроки и внеурочные мероприятия, ведение факультативных курсов, патриотические акции, военно-спортивные игры, работу краеведческих музеев, различные конкурсы, экскурсии, лекции, беседы, викторины, встречи.
Мы живем на Дону, история Дона привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. Донские казаки, испокон веков проживавшие здесь, защищали свою родную землю, несли из поколения в поколение традиции своих дедов и прадедов. Эти традиции дошли и до наших дней.
– Наша школа, ставя перед собой целью формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству, духовное развитие и физическое оздоровление школьников в традициях донского казачества, вот уже 20-й год является казачьей школой и решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре донских казаков. Создавая казачью школу, мы стремились не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе, уделяя особое внимание ребятам из неблагополучных, неполных семей, относящимся к «группе риска».
Казачата Александровской школы четко знают и чтят казачьи заповеди:
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах.
3. По тебе судят обо всем казачестве.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово! Слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив не бездействуй.
10. Береги семью свою и служи ей примером.
– Какие ваши выпускники? Какие они получают навыки, помимо знаний по общеобразовательной программе?
– Выпускник казачьей школы должен иметь прочные знания по предметам, владеть навыками военной подготовки, уметь постоять за себя и других, знать историю, культурные традиции Дона и казаков, чтить обычаи своего народа, строить жизнь по христианским принципам.
– Галина Ивановна, как конкретно строится работа в вашей школе?
– В учебной программе до 15 процентов учебного времени отводится на ознакомление детей с особенностями истории казачества, быта, традиций, фольклора. Это позволяет в рамках федерального государственного стандарта за счет обогащения содержания значимой региональной информацией дать представление о природных условиях, культуре, экономике, историческом прошлом и настоящем Ростовской области. Также учащиеся школы принимают участие в мероприятиях, проводимых казаками Аксайского юрта. Но опять же, обучение осуществляется в соответствии с федеральным базисным учебным планом по общеобразовательным программам, а реализация регионального компонента содержания образования – через факультативные и кружковые занятия. То есть через организацию секций военно-патриотической направленности, систему дополнительного образования.
– Какие основные направления воспитательной работы?
– Основными направлениями воспитательной работы являются патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое, спортивное, трудовое, краеведение, милосердие, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся школы также принимают активное участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых районным казачьим обществом. В результате такого сотрудничества с социумом, когда участвуют не только дети, но и казаки сельского, районного обществ, у ребят заметно повысился интерес к изучению истории Дона, родного хутора и района, к прошлому своего народа, донского казачества.
– Со второго класса модульно, а с 5-го класса как часы в учебном плане ведутся факультативные курсы: «История донских казаков и Донского края», «Сельскохозяйственный труд в жизни казаков», «Игры и забавы Донских казаков», «Литература Дона». Эти курсы являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания и формирования духовно-нравственных качеств нашего молодого поколения. Особая роль в патриотическом воспитании принадлежит военной истории Дона, – продолжает Галина Ивановна. – Общаясь с ветеранами войны и труда, слушая их воспоминания, знакомясь с реликвиями народного подвига, ребята овладевают духовным богатством, берут интервью у ветеранов, посещают их семьи, записывают рассказы членов семей, а также оказывают ветеранам посильную помощь, поздравляют с праздниками.
На занятиях факультатива «Игры и забавы донских казаков» ребята знакомятся с донской казачьей культурой, вырабатывают быстроту, ловкость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Разучивая традиционные казачьи игры, дети с удовольствием играют в них на переменах и обучают им ребят из других классов.
Внеурочная деятельность в школе ведется за счет кружков «Казачий строй», где проходит знакомство и обучение строевой подготовке, физическим упражнениям, походным песням, ребята учатся обращаться с оружием, то есть здесь ведется подготовка к военной службе.
В Александровской школе собрана коллекция предметов казачьего быта, которые используются как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С казачьими блюдами дети знакомятся и учатся их готовить в рамках курса «История донских казаков», модульно в разделе курса ОДНКНР в разделе «Семья и традиции», во внеурочной деятельности.
Также ежегодно на базе школы проводятся спортивные состязания между казачьими школами района, приуроченные к Дню защитника Отечества.
Планируется проведение спортивных состязаний «Веселые старты», приуроченных ко 270-летию со дня рождения атамана Матвея Платова.
Важную роль в патриотическом воспитании школьников выполняет и такая форма внеклассной работы как экскурсия. Проведение экскурсий по памятным местам области, района, на места боевых действий минувших войн, к памятникам, в музеи пробуждает в детях любовь к отеческим святыням, формирует из них настоящих патриотов, гордящихся своими историческими корнями и стремящихся быть достойными великой России.
– Подводя итог, хочется отметить, пролетают годы, проходят столетия, сменяют друг друга поколения людей, вершащих судьбы мира, что-то из прошлого бесследно исчезает, а что-то остается в памяти поколений навсегда, становясь частью истории этого народа, – говорит Галина Ивановна Гоптарева. – Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, значит гордиться ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего.
КОММЕНТАРИЙ
Д.С. Лихачев, советский и российский литературовед, филолог, культуролог, профессор:
– Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть его растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Елена СЕМИБРАТОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!