Желают слышать, видеть и говорить
Новость в рубрике: Культура, Молодежь, ОбразованиеКак сегодня творчество помогает аксайским подросткам проявить себя. Что как ни творчество помогает человеку реализовать самые смелые идеи, желая заявить о себе миру и быть услышанным. Сегодня для этого работают различные центры и организации, одним из которых является муниципальное бюджетное учреждение Центр творчества детей и молодежи Аксайского района.
На одной из его образовательных площадок, в клубе по месту жительства «Родник», работает сегодня детская общественная организация Центр молодежных инициатив. Созданная педагогами Центра еще в 2018 году, она воплощает в жизнь самые смелые творческие идеи неравнодушных ребят Аксайского района. Возглавляет ЦМИ все эти годы Ирина Александровна Гапченко, педагог-организатор Центра творчества. А в этом учебном году к ней присоединилась Светлана Владимировна Дзюба, с которой у них сложился яркий творческий тандем.
Здесь дети от 5 до 18 лет имеют возможность заниматься досуговой деятельностью от художественно – прикладного творчества до организации встреч с интересными людьми и тематических мероприятий различной направленности. Примечательно, что подростки инициируют и с удовольствием воплощают в жизнь самые современные актуальные и интересные формы досуговой деятельности, и она довольно разнообразна. Ребята организовывают литературные вечера, спортивные игры, патриотические акции, устраивают молодежные «обменники», делясь друг с другом самым ценным и дорогим, экологические акции.
В рамках проекта «Говорят подростки» дети выносят на обсуждение темы, которые их волнуют здесь и сейчас. Им важно поделиться своими переживаниями, проговорить возникшую проблему, посмотреть на нее со стороны, услышать мнение сверстников и наставников, которые сквозь призму собственных знаний и опыта всегда поддержат и направят.
За последние полгода в клубе уже провели тематические встречи, посвященные гигиене контента в сети интернет, влиянию музыки на человека, чувствам и тревоге, красоте, поэзии. Особенность таких встреч в том, что один из подростков выступает в роли активного слушателя, который делает заметки на доске, отмечая те высказывания, которые больше всего в нем отозвались.
Ребята постарше занимаются организацией досуга для тех, кто помладше. Так, например, ко Дню Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., самые активные подростки ЦМИ выступили в роли наставников малышей, которые посещают детскую художественную мастерскую под руководством педагога дополнительного образования Центра творчества Екатерины Владимировны Письменской, уже много лет работающую здесь же, в клубе «Родник». Они подготовили для младших детей настоящий праздник с викториной, творческими мастер-классами и поощрительными призами.
В летний период в клубе «Родник» педагогом-организатором Центра творчества Светланой Владимировной Дзюба реализуется досуговая программа «Коворкинг с подростками: три, два, один – лето!!!», где дети занимаются саморазвитием, организовывают кинопросмотры с последующим обсуждением, играют в настольные игры, проводят патриотические акции. В клубе, или как сами ребята называют его «штабе», большое внимание уделяют навыкам коммуникации, которые в современном обществе имеют огромное значение.
– Мы стараемся проводить больше таких занятий, которые могли бы вызвать у ребят желание пообщаться, поделиться своим мнением. В работе с подростками самый эффективный метод – это диалог. Если в этом достигается успех, то это ценно. Искренность по отношению к детям и их идеям, поддержка и общение помогают и им оставаться открытыми нам, – рассказывает Светлана Владимировна Дзюба.
Новым опытом для активистов ЦМИ стала постановка литературно-музыкальной композиции «Три истории», которая была представлена в рамках проекта «Театральная лаборатория «Живые мысли» под руководством педагогов-организаторов Центра С.В. Дзюба и И.А. Гапченко в сотрудничестве с режиссером театральной студии «Лицедеи» Дома культуры «Молодежный» Сергеем Михайловичем Калининым.
«Три истории» – это литературно-музыкальная композиция, посвященная проблеме травли, которая может быть как моральной или эмоциональной, так и физической. Тема была выбрана самими подростками во время голосования еще весной, она оказалась наиболее актуальной для них. После чего С.М. Калинин приступил к написанию сценария, в основу которого легли реальные истории подростков 1990-х годов и наших дней.
Сами подростки готовились к выступлению, как настоящие актеры. Для них провели тренинги по управлению голосом, дыханием и телом. Предварительно они получили домашнее задание – посмотреть фильмы с подобной темой, чтобы эмоционально проникнуться проблемой и посмотреть, какие изменения происходят в человеке под действием травли со стороны сверстников или взрослых. И после двух месяцев репетиций, пережитых сомнений и эмоций, упорного труда и репетиций юная театральная группа, наконец, представила зрителю свое творение.
«Три истории» – это современный спектакль – монолог, представленный как олицетворение древней китайской мудрости недеяния зла и отрешенности от неистинного. «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нем, то я защищен от него». В русском переводе более популярна версия «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Своеобразной метафорой такого поведения стали черные маски и красная краска на одежде и лицах актеров. Эти сценические детали символизируют как страх и замалчивание темы, так и раны, остающиеся в подсознании человека, о которых невозможно не говорить.
В рамках камерной сцены ребята показали свой талант – благодаря слову и движению они дотронулись до души зрителя, продемонстрировав, насколько ребенок раним и беспомощен перед равнодушием и насилием со стороны других людей. Динамичные метания по сцене и холодный взгляд, в то же время кричащий о тревоге ребенка, пробирают даже взрослого человека. Отчетливо, громко произнесенные монологи и маска, слетающая с лица и тут же возвращающаяся на место, отражают ту бурю эмоций, которые переживают подростки. В конце третьей истории герои, которые уже в самом начале сломали четвертую стену, задают прямой вопрос зрителям, родителям, детям: «Кто в этой истории ты?», что оставляет их наедине со своими мыслями.
Сидящие в зале взрослые и подростки, родители и друзья были тронуты происходящим на сцене, в каждом из них отозвались живые истории. Кто-то не мог сдержать слез, некоторые спешили поделиться своим впечатлением после показа:
– Это было остро. Видно, что ребята это прожили, просто до слез.
Говорили и сами подростки, которые пришли посмотреть на игру своих сверстников. Они отметили, что их тоже волнует эта тема, что она им знакома. Более того, ребята благодарны юным актерам, что они показали эту проблему через литературно-музыкальную композицию, желая, чтобы ее увидели как можно больше детей и взрослых.
Другие же зрители не могли проронить и слова. Настолько ребята затронули у присутствующих что-то важное и тонкое, о чем говорить порой – большая смелость.
После показа участники постановки тоже поделились личными ощущениями. Выходить на сцену в первый раз им было страшно:
– Но мы понимали, что сами выбрали эту тему и нужно продолжать работу. Было приятно видеть, что вызываем эмоции у зрителей, что они правильно поняли нас и нам удалось донести то, что мы и хотели.
Театральная постановка стала открытием и экспериментом не только для детей, но и для организаторов. Она позволила не только отразить социальную проблему, но и совместными усилиями двух культурных учреждений: Дома культуры «Молодежный» и Центра творчества детей и молодежи Аксайского района провести большую работу над тем, чтобы подростки проявили инициативу, открылись взрослым и захотели рассказать о том, что их тревожит.
Благодарная публика, открытые диалогу дети, их горящие глаза и безграничное стремление продолжать заниматься творчеством – показатель того, что подросток не останется не услышанным и расскажет еще так много.
Яна НАЗАРКИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!