В день святого Ерофея
Новость в рубрике: Избранное210 лет со дня Лейпцигского сражения. Сражение под Лейпцигом вошло в историю
как самая масштабная битва всего XIX века. На поле брани сошлось около 600 тысяч человек. Решалась судьба всей Европы.
В период с 4 по 7 октября (16 – 19 по новому стилю) 1813 года под городом Лейпцигом состоялось генеральное сражение, вошедшее в историю под названием «Битва народов». В этом сражении донские казаки проявили чудеса мужества и героизма. Но особенно отличились лейб-казаки под руководством полковника И.Е. Ефремова. Им выпала высокая честь спасти главную армию от поражения и спасти своего императора Александра I, а также австрийского императора Франца I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III.
Наполеон в этом сражении стремился переломить ход военной кампании. Направлением главного удара был выбран центр союзных войск. Здесь были сконцентрированы силы из лучших кавалерийских частей. Огромная масса кавалерии, включая и закованных в латы кирасир, должна была разбить центр союзной армии, что по задумке Наполеона должно было привести к перелому в сражении и кампании в целом.
В три часа по полудни начался бой. По началу все шло так, как и задумывал французский император. Саксонские кирасиры и французские латники уничтожили две русских батареи, разбиты части Кременчугского полка, рассеяна русская легкая гвардейская дивизия, прорван фронт Второго пехотного корпуса. Неприятель стремительно развивает наступление. В самый критический момент сражения под угрозой оказались правители союзных войск, которые со свитой находились на холме близ селения Госсы. От плена венценосных особ могли спасти только лейб-казаки. Было их всего три эскадрона, 375 человек. Александр I, видя приближение неприятеля, отправляет командира лейб-гвардии казачьего полка графа Василия Орлова-Денисова за подмогой к Барклаю-де-Толли. Очень интересны для понимания общей картины произошедшего воспоминания двух рядовых участников «Битвы народов» казаков Тимофея Ивановича Першикова и Емельяна Антоновича Конькова. Так Першиков вспоминал: «Досадно стало нам, стоим да и думаем: «Эх, батюшка-царь, не держи ты нас на месте безо всякого дела. Дай волю своим донским казакам. Пусть-ка померяется сила вражья с силою твоей Донской земли…» Российский император решает отправить в бой лейб-казаков. Так как Орлов-Денисов отсутствовал, то командовал полком Ефремов. Александр I вызывает его к себе и приказывает казакам остановить наступление. Полковник Ефремов крикнул казакам: «Братцы, умремте, а дальше не допустим! Полк, за мной!» и первым поскакал в сторону неприятеля. На этот момент французы находились на расстоянии всего 80 метров. Вихрем налетели казаки на передовые части французских кирасир и смели их, опрокинув к пруду. Дальше на пути казаков был топкий болотистый ручей, переправиться через который можно было только по узкой плотине. Но тут кто-то крикнул: «Что стали? Пошел!» Казаки ринулись напрямую через ручей, увязая в тине. Но вскоре все оказались на противоположном берегу, где и развернулась битва. Ефремов громовым голосом крикнул: «Эскадрон! Благословляю» и обнаженной саблей перекрестил казаков. Коньков вспоминает: «Неожиданным нашим появлением на фланге неприятель настолько был озадачен, что как будто на минуту приостановился и заволновался, как вода в корыте. А мы со страшным диким гиком уже неслись на него». Завязалась кровопролитная битва. Казаки быстро смекнули, что победить кавалеристов, облаченных в кирасы, можно с помощью донской пики, если колоть в живот и подмышки. Внезапный удар казаков поколебал решимость французской кавалерии, что позволило выиграть время до прибытия подмоги. После чего французы дрогнули и повернули назад. Неприятеля преследовали до сближения с основными силами французов. Здесь лейб-казаки завершили свою знаменитую атаку и, никем не преследуемые, шагом возвратились на позиции. Шли с песнями и замолчали, перейдя плотину.
Александр I призвал к себе Ефремова. И после получения доклада поднял лицо к небу и осенил себя дважды крестным знамением. Вслед за этим перекрестились и казаки. После этого, как утверждает Е. А. Коньков, император снял с себя орден св. Георгия 3-й степени и наградил им полковника И.Е. Ефремова. Однако это часть, так сказать, художественного вымысла, так как Александр I не был награжден таким орденом. По версии офицеров, написавших историю лейб-гвардии Казачьего полка, Государь изъявил полку свое благоволение и в тот же день наградил В.В. Орлова-Денисова орденом св. Владимира 2-й степени, а полковника И.Е. Ефремова орденом св. Георгия 3-й степени.
Вклад в победу полковника Ефремова незаслуженно недооценен в батальной живописи. На многих полотнах во главе атаки изображен В.В. Орлов-Денисов. Однако возглавил лейб-казаков именно Ефремов, а Орлов-Денисов присоединился к полку в самый разгар сражения и уже оставался на поле брани до окончания боя.
По окончании Заграничного похода И.Е. Ефремов возвращается в Санкт-Петербург, где продолжает службу. В 1815 году он был назначен командиром лейб-гвардии казачьего полка. В декабре 1816 году Ефремов получил чин генерал- майора. За доблестную службу император не единожды награждал его орденами, деньгами и землей. Ефремов принимал участие в русско-турецкой войне 1828 – 1829 годов. В ходе кампании у него было ранение руки. До 1829 года Ефремов находился в должности командира лейб-гвардии казачьего полка. Однако здоровье его от полученных ран и лишений походной жизни начало сдавать. Ефремов был уволен со службы, хотя числился командиром полка до 1833 года. В 1829 году получил чин генерал-лейтенанта.
Иван Ефремович возвращается в родную станицу Гугнинскую, где будет жить до конца своей жизни, принимая самое деятельное участие во всех значимых делах. Умер Иван Ефремович 1 марта 1843 года от паралича в своем доме и был похоронен первоначально в ограде станичной церкви.
4 октября 1911 года его прах был торжественно перезахоронен в усыпальнице Новочеркасского Вознесенского собора вместе с другими героями: М.И. Платовым, В.В. Орловым-Денисовым, Я.П. Баклановым. Так герой Лейпцигского сражения обрел свое последнее пристанище.
Уроженец Гугнинской станицы Иван Ефремович Ефремов (1774 –1843) происходил из очень бедной семьи и был отдан на воспитание брату его матери Ивану Полубедову, которому помогал по хозяйству, нанимался в батраки и пас станичное стадо телят, за что получил прозвище «Ванька-телятник». Вместо сына своего благодетеля в 1791 году отправляется на службу в Петербург в составе сменной Придворной Конвойной команды. Простым казаком служит он в лейб-придворной казачьей команде под командованием секунд-майора Ф.П. Денисова. Не имея покровителей, он всего добивается сам. Понимая важность образования, не теряя времени даром, Иван Ефремов начинает изучать грамоту. Чтобы иметь возможность оплатить уроки то ли у отставного сержанта, то ли у мастерового немца, он изучает сапожное дело. При создании лейб-казачьего полка в ноябре 1796 года вахмистр Ефремов зачислен в казачий эскадрон. В 1801 году несет службу на кордонах по берегу Финского залива.
С началом войны с Наполеоном в 1805 году ротмистр лейб-казачьего полка Ефремов входит в состав корпуса, под командованием М. И. Кутузова. Этот корпус был отправлен на выручку австрийской армии. 20 ноября гвардейцы принимают участие в битве под Аустерлицем, где казаки показали «хорошую и доблестную работу». Лейб-казачий полк принимает участие в сражениях 1806 и 1807 годов. За отличия в боях Иван Ефремович получил орден св. Владимира 4-й степени с бантом. После подписания Тильзитского мира в июне 1807 года он снова охраняет кордоны на берегу Балтийского моря. В 1810 году в чине полковника Ефремов командует эскадроном и принимает участие в обороне Финского залива.
Следующим важным этапом в жизни И. Ефремова станет Отечественная война 1812 года и заграничный поход. Накануне вторжения наполеоновской армии наши войска стягиваются к границе. С весны там находятся лейб-казачий полк с полковником Ефремовым. Ряд боевых подвигов лейб-казаков связано с его именем: при местечке Торки, у Вильны, при корчме Соры, при Повыверках, при Кочержишках, у Будиловской переправы через Двину, под Витебском, при отступлении к Поречью, у Смоленска, при Заболотне. Принимали участие лейб-казаки и в знаменитом Бородинском сражении 26 августа 1812 года. За отличия в этих сражениях Иван Ефремов был награжден орденом св. Анны второй степени.
В конце августа 1812 года под началом Ефремова четыре полка, с которыми начинается его партизанская деятельность, в результате которой было взято в плен большое количество французских солдат и офицеров.
Самое начало 1813 года было ознаменовано рядом побед полковника Ефремова. После прибытия в армию императора Александра I, лейб-казачий полк находился в его конвое. При полку был и И.Е. Ефремов.
Наибольшего успеха на военном поприще И.Е. Ефремов достиг в сражении под Лейпцигом, где ему выпала честь спасти от серьезной опасности императора Александра I. Полковник Ефремов участвовал во многих сражениях и ему вновь выпала честь спасти своего императора. Произошло это 12 марта 1814 года при Фершампенуазе, когда свита Александра Павловича была атакована французской пехотой генерала М. М. Пакто.
В 1832 году, император Николай I решил увековечить блистательный подвиг лейб-казаков. 4 октября был установлен полковой праздник в годовщину Лейпцигского сражения, в день святого Ерофея.
С.Г. Астапенко, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
1 Комментарий на "В день святого Ерофея"
спасибо, было интересно