«В кругу друзей» – под таким названием в Мишкинском СДК Аксайского района прошел первый сольный концерт Театра танца «Река»
Новость в рубрике: Избранное, КультураВ августе 2025 года творческий коллектив из Аксайского района под названием Клубное любительское объединение Театр танца «Река» будет отмечать два года со дня образования. Сегодня в коллективе 26 человек, включая танцующего тренера и балетмейстера-постановщика И.З. Туктарова. 16 мая в сельском Доме культуры Мишкинского поселения прошел концерт «В кругу друзей» – половина программы состояла из премьерных сценических постановок.
Это был первый большой сольный концерт первого в Ростовской области клубного любительского объединения Театр танца «Река». В зрительном зале Мишкинского СДК нет свободных мест. Это ли не свидетельство того, что, несмотря на свой юный возраст, коллектив полюбился станичникам!
Пролог концерта, смею полагать, задуманный как метафора самого названия, стал не просто символом объединения, а настоящим воплощением идеи собирания воедино, где каждый участник, словно капля, создает могучий поток творчества и тепла. Участники коллектива, словно ручейки стекаясь в реку, выходили по боковым проходам зала на сцену, вовлекая в этот поток зрителей. Поразительный отклик на происходящее на сцене – каждый выход артистов сопровождался не только бурными аплодисментами и овациями, некоторые не могли удержаться, чтобы не пуститься в пляс. На протяжении всего концерта не покидало ощущение, что попала в огромную невероятно дружную семью, где царит взаимопонимание, любовь, и конечно – творчество!
В течение вечера ведущая концерта читала письма участников коллектива, и каждый рассказ становился маленьким открытием. Эти искренние послания раскрывали не только творческий путь артистов, но и их личные истории, их судьбы.
Кто-то делился воспоминаниями о первом знакомстве с танцем, кто-то рассказывал о том, как, преодолевая усталость после рабочего дня, спешит на репетиции. Были и те, кто выразил свои чувства в стихах – так искренне и проникновенно, что у многих на глазах появлялись слезы.
С каждой новой историей зрители словно знакомились с новыми членами большой семьи. Разные профессии, разный жизненный опыт, но объединяла всех одна страсть – любовь к народному творчеству. Рассказы о том, как каждый находит время для репетиций, как преодолевает трудности ради танца, создавали особую атмосферу доверия и близости.
Этот момент концерта превратил обычное представление в настоящее путешествие по судьбам людей, объединенных общей страстью и общим домом – театром танца «Река». И как искусно сопровождала зрителей в этом путешествии ведущая Ксения! Мало сказать – искусно, но с каким-то особым трепетом, волнующим голосом читала Ксения письма, а уж когда запела! Нарушая структуру моего повествования, скажу, что Ксения – профессиональная певица и, как выяснилось, дочь руководителя «Реки»! По словам супруги Искандяра Туктарова – Татьяны, «Ксюша проявила инициативу и поддержала любимого папу!»:
– Дочь не могла не присоединиться к работе над первым большим сольным концертом «Реки»! Вместе работали над сценарным планом, подбирали материал, выстраивали драматургию вечера, чтобы каждое выступление, каждое слово, каждая музыкальная пауза создавали единую эмоциональную линию.
![]() |
![]() |
![]() |
/ ФОТО Александра Блотницкого |
Концерт стал подлинным триумфом народного искусства! Каждый номер, словно яркая мозаика, складывался в удивительную картину, унося зрителей то в мир старинного русского фольклора с его закрученными спиралью хороводами, то в современное прочтение народных традиций через призму изящных кадрилей.
Артисты поражали виртуозностью исполнения: плавные перестроения, будто плывущие по сцене, как в легендарном ансамбле «Березка», сложные партерные элементы, филигранные перестроения в кругах и «звездочках», стремительные «вертушки» и грациозные «перекрестки» – все это исполнялось с такой точностью и синхронностью, что не верилось в любительский статус коллектива.
Мастерски выполненные «переборы», изысканные «присядки», торжественные «выводы» и затейливые «переплясы» демонстрировали высочайший уровень подготовки. Особенно впечатляли массовые сцены, где танцоры создавали живые узоры на сцене, словно река, меняющая свои очертания, но сохраняющая единую силу потока.
Невероятная энергетика, с которой исполнялись композиции, профессиональная постановка номеров, безупречная слаженность движений – все это вызывало искреннее восхищение. Как такое возможно всего за полтора года? Ответ прост: безграничная любовь к народному творчеству, талант руководителя и невероятная самоотдача каждого участника этого удивительного творческого союза.
К финалу концерта возникло поразительное ощущение – будто ты знаешь каждого участника лично, будто стал частью этой удивительной семьи, где каждый поддерживает друг друга, где творчество идет рука об руку с искренностью, а танец становится не просто искусством, но способом выразить себя, свои чувства и свою любовь к народной культуре.
После концерта общение артистов со зрителями продолжилось –многие хотели вместе сфотографироваться, говорили восторженные слова, поздравляли с первым «сольником»… Особенно тронули Искандяра Туктарова вопросы «а как к вам записаться»:
– Записаться к нам совсем не сложно. Достаточно просто прийти на занятие. Главное – иметь искреннее желание танцевать! Неслучайно ведь мы назвали свой театр танца «Река». Подобно тому, как река пополняется водами своих притоков, наш коллектив пополняется талантливыми участниками. Двери нашего творческого пространства, как берега реки, всегда открыты для всех, кто готов стать частью этого удивительного потока движения и ритма.
Полуторачасовое выступление Театра танца «Река» стало ярким доказательством того, что любительский коллектив может достичь профессионального уровня, когда за дело берутся по-настоящему увлеченные люди, объединенные общей страстью и стремлением к совершенству.
Вот такой великолепный концерт стал поводом для встречи. И для интервью. Первое, о чем спросила:
– Если бы ваш Театр танца был рекой, то какой именно?
– Это – Дон! Река Дон получила свое название от кочевых ираноязычных племен, что занимали восточно-европейскую степь. На их языке слово «дон» означает «река»! Скажу больше. В моем понимании река – это многогранный образ, наполненный глубоким смыслом. Это странница, накопительница, ребенок, танцовщица. Она полноводная, как жизнь, гостеприимная, как лучшая хозяйка, великая, как Россия-матушка, широкая, как душа человека. Река – это королева Волга, гордая Лена и тихий Дон. Как и река, мы начинаем свое путешествие с рождения. Ее течение – это меняющаяся природа жизненного опыта. В нашем случае опыт – сценический, поток эмоций, познание народного творчества. Река – это жизненный путь, а ее течение – это путь познания и развития. Такая вот глубокая связь между названием театра и его философией, так я вижу развитие своего коллектива и его творческий путь.
– Какой танец мог бы стать «гимном» вашего коллектива?
– Каждая хореографическая постановка – особенная и несет глубокий смысл. Сложно выделить один-единственный номер. Танец, как гимн… Полагаю, можно обратить внимание на такие яркие постановки, как «Я на печке молотила» или «Ой, вставала я ранешенько».
–Расскажите о самом неожиданном сочетании стилей или образов, которое сработало в ваших постановках.
– Наверное, это первый номер – «По дощечке, через речку». Он родился неожиданно и стал началом нашего творческого пути!
– А случался на репетициях или выступлениях танцевальный «флеш-рояль»?
– Пожалуй, да! Мы готовили номер ко Дню Победы. Произошел казус с шалью, которая вдруг упала у танцовщицы во время исполнения номера, что было неприемлемо… И дальше ко мне полетели неожиданные интересные идеи. Нашли красивые приемы с шалью, без одинаковых положений у каждого, как задумывалось изначально. Получилось здорово!
– Какая самая забавная история происходила во время подготовки к выступлениям?
– Бывает, что артисты ошибаются в лексике во время исполнения номера. Но, глядя друг на друга, у них начинает развиваться чувство плеча и объемное зрение, и тогда ошибаются дружно, нога в ногу, с чувством плеча! Выходят из ситуации ловко и со знанием дела! Зрители такие нюансы не замечают, конечно. Не замечают даже потому что не знают, как должно быть изначально. Артисты счастливы – не подвели, не сбились, не остановились, не растерялись!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Народную культуру – в массы. / ФОТО Александра Блотницкого |
– Вы сказали, лексика?
– Да, именно так! Лексика – это не слова и не язык, как многие могут подумать. Лексика, это танцевальные движения и их названия, которые мы используем в хореографии. У каждого элемента есть свое имя: повороты, прыжки, шаги, позиции рук и ног – все это и есть наша танцевальная лексика.
Представьте, что вы учите иностранный язык – там есть алфавит, слова, правила. Так и у нас: есть своя «азбука движений», свои «слова» (отдельные элементы) и «предложения» (целые комбинации). И когда я говорю об ошибках в лексике, я имею в виду, что иногда артисты могут перепутать порядок движений или выполнить элемент не так, как задумано.
– О каких «секретных ингредиентах» вашего творческого процесса мало кто знает?
– Особых секретов нет. В первую очередь, это музыкальный материал. Он создает эмоциональный фон и дальше рождаются танцевальная лексика, танцевальные рисунки, костюмы… Музыка нам строить и жить помогает! Хотя, один «секретный ингредиент» все же есть. Правда, слово «ингредиент» вряд ли подходит, сейчас поймете, почему, а вот секрет в своем прямом значении имеется. Моя жена Татьяна! Она не выходит на сцену в составе участников «Реки». Но без ее непосредственного участия не было бы такого результата. Татьяна – мой надежный «тыл в погонах»!
– Почему в погонах?
– Потому что казачий чин имеет – хорунжий Пензенского отдела Волжского казачьего войска! 25 лет служила в Пензенской областной филармонии, больше двадцати лет из них – артисткой балета. Дальше, пока не уехали в Ростов, была арт-директором ансамбля песни и танца «Казачья застава» Пензенской областной филармонии. У Татьяны за плечами училище культуры, а затем и Московский университет культуры с отличием! Так что, к советам жены, как профессиональной танцовщицы, прислушиваюсь. А уж что касается ее опыта работы арт-директором – он очень даже востребован теперь в организации нашего творческого процесса.
И, конечно, в создании той особой атмосферы, которая царит в нашем коллективе, принимают участие все артисты театра танца «Река».
– Как вы считаете, в чем заключается особая сила танцевального искусства?
– В любом направлении танец – это способ выражения эмоций. Движения в танце могут использоваться для выражения радости и грусти, восхищения и умиротворения или любой другой эмоции. С помощью танцевальных движений, мимики и рисунков танцор может рассказать историю, передать смысл или чувства. В танце важно отдаться сиюминутной энергии, почувствовать музыку и найти внутренний отклик на нее. Истинная красота – это уверенность и наслаждение собой. Как пример – наша лирическая композиция «Рассвет над рекой».
Искандяр Туктаров – признанный мастер хореографического искусства, отличник Всероссийского музыкального общества и многократный лауреат престижных конкурсов и фестивалей России, ближнего и дальнего зарубежья.
Профессиональный артист балета ансамбля песни и танца «Казачья застава» Пензенской областной филармонии, сегодня он успешно сочетает в себе роли танцующего тренера, педагога-хореографа и балетмейстера-постановщика.
Искандяр является не только талантливым исполнителем, но и признанным экспертом в области народного творчества – он входит в состав жюри международных конкурсов и фестивалей, а также удостоен звания лауреата Второго Всесоюзного фестиваля народного творчества в г. Москве.
За свои достижения удостоен многочисленных наград и благодарностей различных уровней, успешно реализует себя как режиссер-постановщик массовых праздников и представлений.
– В чем, на ваш взгляд, разница между «танцевать» и «быть в танце»?
– Интересный вопрос. Танец – это освобождение, раскрепощение тела, с одной стороны. С другой стороны, здесь очень много правил. Например, танцуя с партнером и свободно шагая, важно не наступать ему или ей на ногу… Танец существует в пространстве между дисциплиной и свободой, порядком и вольностями. Есть такое выражение «Пляшут ноги – пляшет душа». Свободные от условностей и ограничений, танец или пляска подчинены лишь музыке, которая и сама – эмоциональная стихия. Пляску нельзя исполнить. Ей можно только отдаться, как страсти, «пуститься в пляс». Танец или пляска, это проявление своего высшего духовного и физического «я». Если коротко, то так: танцевать – грамотно исполнить лексику, быть в танце – жить, передавать характер номера.
– Какой самый сложный хореографический эксперимент вы когда-либо проводили?
– Хореографические эксперименты осуществляются с самого начала образования Клубного любительского объединения «Театр танца «Река». И продолжаются по сей день. Сам коллектив – это масштабный творческий амбициозный эксперимент!
– Расскажите о номере, который родился из неудачи или ошибки.
– Все номера рождались и рождаются осознанно. Был номер «Круговая», а получился номер «Круговая с ладошками». Произошло перерождение. Но неудачей это не назовешь.
– Было такое, чтобы интуиция помогла в создании номера?
– Наверное, не интуиция. Скорее, это – понимание того, что исполнитель (артист) готов к чему-то большему, серьезному, яркому, сложному, красивому…Танцевальная лексика с каждым шагом усложняется.
– А вот чтобы номер претерпел изменения от первой версии до финальной?
– Да, каждый номер такой! Придумываю танцевальную лексику, «несу» исполнителям. Они берут… или не могут освоить материал. Меняю движения. Или вот пример: сегодня, во время репетиции, накладываю лексику на ноги, приезжаю домой. Переосмысливаю… Что-то не устраивает, меняю, переделываю. На следующей репетиции по-другому или сначала. Нормальный творческий процесс, как у многих балетмейстеров.
– Какие составляющие вы считаете обязательными для создания успешного номера?
– Все в совокупности: музыкальный материал, танцевальная лексика, сценические рисунки, манера исполнения (в зависимости от характера номера) и конечно соответствующие номеру сценические костюмы. Не менее важны эмоциональная вовлеченность артистов, их техническая подготовка и физическая форма. Нельзя забывать и о правильной постановке дыхания, координации между участниками. Все эти элементы в совокупности ведут к созданию успешного номера.
– Расскажите о самом неожиданном источнике вдохновения для постановки.
– Главный источник вдохновения – музыка! Которая ложится на душу, на сердце – дает невероятное вдохновение. Ноги сами пускаются в пляс. И совершенно внезапно могут рождаться удивительные, замысловатые движения. А неожиданные… Однажды в руки попал тамбурин. Тут же начал придумываться номер с необычными ритмическими выстукиваниями, под удары в тамбурин, который помогал задавать ритм.
– Как вы видите эволюцию танцевального искусства через призму вашего опыта?
– Танец, одна из древнейших форм человеческого самовыражения, охватывающая тысячелетия и культуры, – это нечто большее, чем просто движения тела. Это – отражение общества и культуры народа. Танец развивается и трансформируется в соответствии с социальными, политическими, экономическими и технологическими изменениями. Эволюция танца относится к историческому развитию и трансформации танцевальных стилей, техник и форм с течением времени.
– А как вы считаете, какие направления в современном танце наиболее ярко отражают эту эволюцию?
– Конечно, танец развивается. Сегодня существует много стилей, новых платформ для самовыражения и новых способов взаимодействия танцоров с аудиторией, подчеркивая инновации и сообщество.
Сейчас по всей России возрождается народное творчество. Это важно и безоговорочно необходимо! Я с самого детства изучал народный танец. Не изменяю себе и сейчас. Огромная любовь к народному творчеству, народному танцу, народной музыке вдохновила меня к созданию клубного любительского объединения Театр танца «Река».
В коллективе танцуют люди разных возрастов и профессий. Нас объединяет нескончаемое желание развивать народное творчество и нести народную культуру в массы. Заметьте, мы танцуем на голом энтузиазме! Костюмы, ткани, услуги портных, обувь… Все за наш счет, за наши личные материальные средства! Люди после работы и домашних дел спешат на репетиции, чтобы вновь и вновь окунуться в народное творчество. Это о многом говорит. Это дорогого стоит. Ведь танец имеет удивительное свойство, он помогает открыть новые горизонты в понимании своей жизни, места в ней. Пока мы будем помнить свои корни, популяризировать и развивать свою национальную культуру, знать глубину истории нашей страны, Россию не сломить!
– Расскажите о танцевальном «табу», которое вы когда-то нарушили.
– Есть одна из занимательных историй. На профессиональной сцене существует понятие «зеленый концерт», когда завершается творческий сезон и артисты балета, не предупреждая друг друга, прямо на концерте могут поменять движения или рисунки во время исполнения номера. Вот тогда в моменте (здесь и сейчас) приходится «выкручиваться» из ситуации, «выруливая» из такого рода шуток. Благо дело, профессиональный уровень помогает сориентироваться на сценической площадке. Но все эти «веселости» зритель не замечает, конечно. Только артисты знают и понимают происходящее. Это забавно. Лишь бы не засмеяться во время выступления… Вот такие табу мы можем нарушать, меняя лексику постановщика во время исполнения номера на сценической площадке.
– Как вы определяете, когда номер «принял» весь коллектив?
– Тут все понятно и прозрачно. Всем нравится музыкальный материал, быстро схватывают танцевальную лексику, танцуют с удовольствием и в заданной манере, передавая характер персонажа или целого номера. Срослось! Номер «принял» весь коллектив!
– Какой «танец будущего» вы бы хотели создать?
– С людьми, которые горят народным творчеством, а именно такие ребята в нашем коллективе, можно бесконечно творить танцы будущего! И многое у нас впереди!
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!