Врач-гинеколог из Аксая А.С. Никонова продолжила семейную династию врачей
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, ИзбранноеВрач высшей категории, кандидат медицинских наук Анна Сергеевна Никонова с 2016 года руководит гинекологическим отделением Центральной районной больницы в Аксайском районе.
Доктор она опытный, владеет современными методиками ле-чения, оперативного вмешательства, постоянно развивается в профессии, получает новые знания. На прием к доктору из Аксая приезжают пациенты из разных регионов страны. Отделение, которым руководит А.С. Никонова, становится победителем престижных конкурсов, а сама она входит в тройку лучших гинекологов-хирургов, сочетающих операции на тазовом дне с эстетической гинекологией.
В преддверии профессионального праздника мы встретились с доктором и расспросили о работе.
– Анна Сергеевна, как вы пришли в профессию?
– У меня врачебная семья. Я всегда знала, что буду врачом и никакую другую профессию не рассматривала. Все лето в детстве я проводила то у дедушки, то у бабушки, то у тети, приходила к ним на работу в больницу. Дедушка был хирургом, во время войны он заведовал госпиталем, потом стал главным врачом райбольницы Кагальницкого района, затем перебрался в Батайск. Бабушка была его операционной сестрой. Во время войны они познакомились и прошли вместе всю жизнь. Их дети тоже были врачами, поэтому мое детство было окружено медициной. Мой папа был военным, мы жили в разных уголках страны, но на лето я всегда приезжала в Батайск. Мне запали в душу слова бабушки, которая всегда говорила, когда я ударялась: «Да что это за боль, вот роды – это действительно больно», и мне хотелось стать акушером-гинекологом, помогать женщинам, облегчать эту боль. Мне хотелось и оперировать, и роды принимать. Но так сложилось, что стала именно гинекологом. Эта специальность включает в себя и консервативное лечение, и хирургическое. Бывает очень много интересных операций, в том числе, и эстетическая гинекология. Здесь большие возможности для развития.
– Где вы получали профессию врача?
– Я окончила школу во Владикавказе, и папу перевели в Ростов, поэтому в медицинский институт я поступала уже здесь. После окончания вуза я поступила в ординатуру по акушерству и гинекологии. Затем была учеба в аспирантуре и защита диссертации по акушерству и гинекологии, работа в гинекологическом отделении. Начиная с ординатуры, обучение проходило на базе областной больницы, которая была знакома мне с детства. Уже после окончания института меня здесь всему научили: и оперировать, и лечить, и новые методики применять. Я работала там с 1999 до 2016 года, до тех пор, пока не перешла в Аксай – оперировала, вела больных, назначала консервативное лечение.
– Помните свою первую операцию?
– Ее помнят все. Она была самая простая, но мне тогда казалось, что это успех. Первую операцию дают всегда делать с очень опытным врачом. Да, ты делаешь своими руками, но напротив всегда стоит твой коллега, хирург со стажем, который в любую секунду может подхватить, помочь. Ощущение первого восторга от самостоятельно проведенного хирургического вмешательства абсолютно у всех. Это не забывается.
– Какой самый уникальный случай был в вашей практике?
– Последний уникальный случай был здесь, в Аксае, полгода назад. Мы сейчас готовим статью на эту тему. К нам поступила женщина на 22 неделе беременности, у которой произошел разрыв матки, внутрибрюшное кровотечение. Это произошло, потому что плодное яйцо прикрепилось в толще мышцы матки, и, в конечном итоге, когда плод вырос до определенных размеров, мышцу разорвало. Такие случаи очень редки, лично я никогда не сталкивалась с этим раньше, лишь читала про это в учебниках. Операция была уникальна еще и потому, что мы полностью сохранили матку. Это было очень важно, поскольку беременность была первой, необходимо было сохранить возможность к рождению детей. К сожалению, ребенок был нежизнеспособен, он сразу погиб. К нашей большой радости операция прошла успешно.
– Анна Сергеевна, гинекологическое отделение, которое вы возглавляете, в конкурсе «Лучшая медицинская организация акушерско-гинекологического профиля Южного федерального округа по версии МАРС» в категории «Лучший гинекологический стационар II уровня» стало победителем, и заняло первое место в номинации «За высокое качество оказания медицинской помощи населению». По каким критериям оценивали работу отделения?
– Это очень ценный конкурс, на самом деле, оценка профессионалами профессионалов Междисцип-линарной ассоциации специалистов репродуктивной системы. Оценивалось, в том числе, количество операций, их результат, объемы оказанной помощи, методы лечения, внедрение современных технологий, число абортов и сохраненных беременностей за год. Там очень много профессиональных критериев.
– Сколько операций было проведено за прошлый год?
– Свыше 2000 малых и больших операционных вмешательств. Например, сегодня у нас в отделении будет 11 операций.
– Какими современными методиками выполнения операций вы и ваши коллеги владеете?
– У меня современная команда единомышленников, которую я формировала сама. Мы готовы развиваться, учиться новому, внедрять новые технологии. По сути, мы владеем всеми операциями и оперативными доступами, которые есть на сегодняшний день. Единственное, у нас нет роботизированной хирургии «Да Винчи», которая есть в некоторых московских стационарах. Я надеюсь, что и это дорогостоящее оборудование у нас появится. Мы превышаем тот уровень профессионализма, который доступен для стационара такого типа. У нас практически нет открытых операций. Почти все они лапораскопические. Уже давно мы выполняем удаление матки именно таким способом. Могу сказать точно, это могут не все. Стоит отметить, что основное направление, которым мы занимаемся, это операции в тазовом дне, совмещенные с эстетической гинекологией. Недавно я заняла третье место в России по сочетанию операций на тазовом дне с эстетической гинекологией. Для юга России проведение таких совмещенных хирургических вмешательств – редкость.
– Как сейчас идет работа по сокращению числа абортов по немедицинским показаниям, сохранению жизни нерожденных детей?
– На сегодняшний день сохранение беременности и увеличение рождаемости – задача № 1 в государстве и в нашей специальности. Аборты у нас проводятся в основном по медицинским показаниям. Это неразвивающаяся беременность, пороки ребенка, заболевания со стороны матери. У нас прерывание беременности выскабливанием или вакуумной аспирацией уже давно не практикуется, сейчас это вмешательство проводится только медикаментозным способом. Что касается сохранения беременности, то здесь мы работаем в сотрудничестве с женской консультацией, в которой также есть и психологическая поддержка женщин. Практика показывает, что 90 процентов женщин, сделавших аборт, жалеют о своем поступке. Если позволяет срок, мы даем пациентке подумать, чтобы решение прервать беременность не было продиктовано эмоциональным порывом. Существуют так называемые семь дней тишины. У перинатальных психологов существует такое мнение: женщина, прервавшая беременность, не перестала такой быть, она стала беременной женщиной с умершим ребенком. И это мнение многих женщин заставляет задуматься. После разговоров с психологом, врачом, многие оставляют ребенка. У нас хорошие результаты по сохранению беременности. В прошлом году у нас не было ни одного аборта без медицинских показаний. Помогает в этом и контрацепция. Нежелательных беременностей стало в разы меньше.
– Анна Сергеевна, вы строгий руководитель?
– Об этом нужно спросить моих подчиненных. Меня радует, что у меня команда мощная. И не- смотря на приглашения в другие медицинские учреждения, никто не уходит. И это дает мне надежду на то, что персоналу комфортно со мной работать. Сама себе оценку я дать не могу. Конечно, где-то приходится быть строгой, иногда более жесткой. От наших решений зависит жизнь людей, у нас нет права на ошибку. Мне очень нравится работать с молодежью. Они являются новаторами, быстро развиваются, легко работают с гаджетами. Они стимулируют меня в профессиональном плане. Чтобы быть впереди молодежи, нужно все время учиться. Это здорово. У них такой пытливый ум, они всегда находят что-то новое, заставляют меня по-хорошему нервничать в профессии, приобретать новый опыт. Поэтому с умной молодежью всегда работать интересно. Искусственно уважение у коллег никогда не приобретешь.
– Как часто вы проходите учебные курсы?
– Постоянно. Мы проходим государственные курсы, поскольку раз в пять лет обязаны подтверждать диплом. Без этого юридически врач не имеет права работать. Этого обучения недостаточно для того, чтобы быть грамотным специалистом. Мы все время учимся, проходим мастер-классы. Сегодня, например, после работы едем на обучение. Вечерами, в выходные врачи учатся без отрыва от производства. Москва, Санкт- Петербург – это основные города, где находятся образовательные центры. Существуют мастер-классы, теоретические занятия, которые проводятся и здесь. Много зарубежных специалистов приезжают в Москву или Санкт-Петербург, проводят обучающие занятия, мы обмениваемся с ними опытом. Для меня самые высококлассные профессионалы – это наши соотечественники. Лучше наших хирургов не оперирует никто. Это Александр Анатольевич Попов, который работает в Московском областном научно-исследовательском институте акушерства и гинекологии, Виталий Федорович Беженарь из Санкт-Петербурга, доктор медицинских наук Константин Викторович Пучков, основавший научно-практическую школу лапароскопических хирургов.
– Ваша настольная книга сегодня?
– Сейчас они почти все профессиональные. В основном это книги-протоколы, наши юридические документы. Я обязана их знать досконально, потому что мне необходимо контролировать истории болезни пациентов, проверять их, учить своих младших коллег. Как у руководителя у меня все приказы и клинические протоколы. Из того, что для души, прямо сейчас читаю книгу «Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Переславле-Залесском». Из профессионального – книга «Антиэйдж гинекология: эволюция и революция».
– К вам приезжают пациенты из разных городов России, как узнают про ваши профессиональные заслуги, с какими проблемами обращаются?
– Проблемы по сути они одни – бесплодие, опухоли, которые не дают организму правильно функционировать. Узнают по рекомендациям друзей, знакомых, родственников, сделавших операцию. Людская молва – это основной рычаг наших достижений. Когда человек приходит по рекомендации моих пациентов – это самое ценное для меня. Ну, и еще есть социальные сети. Я активно веду свою страничку, рассказываю про отделение, наши операции, заболевания. Если человек доверяет мне, он придет на прием. Между пациентом и врачом должно установиться доверие, чтобы был хороший результат. Этот контакт очень важен.
– Правильно я понимаю, что вы занимаетесь лечением бесплодия? Удавалось помочь женщинам решить эту проблему?
– Да, и консервативно, и хирургическим путем, и диагностикой. Очень много женщин с нами забеременели. Если бы это не удавалось, мы бы этим не занимались.
– Как вы все успеваете?
– Приходится. Я сплю по четыре-пять часов в сутки, мне этого хватает. Это моя жизнь, и я просто не могу остановится, сбавить темп, иначе не смогу выполнять такой объем работы: хирургию, обучение, семью. У меня два сына, которым необходимо уделить внимание, помочь с уроками. Ведение социальных сетей тоже отнимает много времени. Я воспринимаю это как обязательную часть своей жизни. Не задумываюсь о том, как все успеть, просто планирую и работаю. А еще важно быть на позитиве. Хорошее настроение помогает в работе. Если начать себя жалеть, все остановится.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!