Пером. Душой. И минометом: он пошел на войну добровольцем, несмотря на то, что ему было уже за пятьдесят
Новость в рубрике: Защита Отечества«Он сделал этот мир лучше. Он – настоящий патриот своей страны! Он гордится Россией и очень хорошо знает ее историю», – так говорит о своем супруге наша землячка, которая вот уже два с лишним года ждет его с войны.
Почему я решила о нем рассказать? А потому, что о таких людях нельзя не говорить. Аксайчане должны знать о своих героях, чтобы иметь моральный ориентир, пример для подражания. Особенно это важно для молодежи, у которой еще не совсем сформировано миропонимание, ведь именно молодым предстоит жить дальше и вести нашу Россию в светлое будущее.
На войне он взял себе позывной Див. А пошел он на войну добровольцем, несмотря на то, что ему было уже за пятьдесят. И не сразу у него получилось уйти воевать, и препятствий было немало, но такие люди своих решений не меняют. Что же заставило его принять такое непростое решение? Люди этого поколения часто, преодолевая возраст, а иногда и нездоровье, становятся добровольцами, ведь они родом из Советского Союза. «Пошел добровольцем на СВО, чтобы защищать ценности, давно утраченные на Украине. Выходцы из СССР знают, что такое братство народов: это когда у тебя друзья и узбеки, и уйгуры, и казахи, и чеченцы, и дунгане, и армяне, и азербайджанцы, и русские, и украинцы… И вдруг нас объявляют врагами!» – говорит супруга Дива, с которой они познакомились в далекие студенческие годы. Для нашего героя дружба народов не была пустым звуком, ведь родился и вырос он на Кавказе, получал образование в Средней Азии, а строил семью и карьеру на донской земле!
Див получил два высших образования. Сначала он закончил Восточный факультет Ташкентского государственного университета по специальности филолог – индолог, там изучал хинди, урду, английский язык и, еще будучи студентом, уже работал переводчиком. Закончил университет Див в то время, когда СССР доживал свои последние годы. Именно в это время он приехал в Аксай, потому что здесь жила мама его супруги. Тут молодая семья и решила пустить корни.
После развала страны его специальность, к сожалению, оказалась невостребованной, и пришлось Диву искать себя на другом поприще. Див не чурался никакой работы. Он даже успел поработать фрезеровщиком на одном из ростовских заводов, но научная деятельность все же призвала его на службу, и он стал преподавать в Институте инфраструктуры предпринимательства английский язык. Вероятно, его пытливый ум требовал новых знаний, и Див вновь стал студентом. В РГЭУ он стал осваивать специальность «маркетинг». Его деятельная натура не давала ему покоя, и, получив диплом, он стал заниматься обучением студентов основам маркетинга и связей с общественностью. Ему очень нравилось это дело, но в какой-то момент Див решил попробовать себя в бизнесе и стал директором компании по ремонту и продаже орг-техники. Жизнь шла своим чередом, подрастали дети…
А в 2014 году начались события на Украине. Имея глубокие исторические знания, Див прекрасно разбирался в политологии. Когда начались события, приведшие к боевым действиям на Донбассе, Див смотрел телевизор, слушал обсуждения происходящих событий и анализировал ситуацию. Это доставляло ему душевную боль, ведь он и сам наполовину украинец. «Его задевало то, что люди перестали быть людьми. Но для него была совершенно ясна природа происходящего. Он понимал, что это нужно врагам России и Украины», – говорит супруга добровольца.
Такой человек не мог долго оставаться в стороне от трагедии своего народа и, несмотря на то, что никогда не любил оружие и был очень далек от военной службы, принял решение стать добровольцем. Ничего не сообщая близким, он стал готовиться к тому, чтобы отправиться на фронт. Когда-то в университете Див, отучившись на военной кафедре, получил офицерское звание, но на СВО отправился рядовым. Случилось это в июле 2023 года. «Он пришел и поставил меня перед фактом. Я даже не подозревала того, что он собирается на войну. Он нашел для себя дело, по его мнению, очень достойное. Скромный, нежный, даже застенчивый в чем-то, но с такой силой воли! Бесполезно было его отговаривать…» – вспоминает супруга. А ведь иначе и быть не могло, ведь Див – истинный наследник поколения победителей! «У него оба деда были фронтовиками, а отец родился в концлагере. В День Победы он всегда выходил с портретом одного из них, чтобы влиться в Бессмертный полк», – рассказывает наша землячка.
Оказаться в солидном возрасте в зоне боевых действий очень нелегко! Диву пришлось выбирать, стать ему танкистом или минометчиком. Он выбрал второе, и его отправили в мотострелковую часть. «Для ребят, с которыми он встретился на фронте, муж стал старшим другом, можно сказать, отцом. Это особые отношения! Он жалеет их, переживает, старается помочь. Сослуживцы отмечают его глубокие знания и называют профессором», – продолжает рассказывать о муже его супруга.
В мае 2024 года Див получил тяжелое ранение обеих ног. Его прооперировали, какое-то время он даже был прикован к инвалидному креслу, но как только закончился период реабилитации, он вернулся в строй. После операции у него были пластины в ноге, которые нужно было впоследствии извлечь. Див приехал в отпуск и мог задержаться, чтобы лечь на повторную операцию, но он не воспользовался этой ситуацией. «Я не могу сейчас не вернуться. Мне нужно быть там», – объяснял он тогда близким свое решение.
Семье очень трудно было принять его решение, смириться с ним, ведь Див из той редкой породы мужчин, о которых можно сказать, что он не просто настоящий друг, заботливый отец и надежный спутник жизни, он – заботливый и нежный муж. Даже находясь на линии боевого соприкосновения, он старается присутствовать в жизни супруги, сделать ей приятный неожиданный сюрприз, организовать для нее запоминающуюся интересную поездку. Еще удивительней то, что, находясь в таких тяжелых условиях, он остается внимательным другом. Он помнит о памятных датах людей из своего окружения и напоминает о них своей жене с просьбой поздравить их и от его имени. С самыми близкими из них он старается и сейчас оставаться на связи. Но особенно поражает то, что этот немолодой уже человек остается благодарным учеником и до сих пор сохраняет отношения со своей 90-летней учительницей, которая живет во Владикавказе, городе, где много лет назад родился наш герой. Он и сейчас старается порадовать ее и передать ей через знакомых что-то приятное и полезное. Думаю, немногие из ее коллег могут похвастаться таким учеником!
А еще Див – очень творческий, талантливый человек. Он обладает удивительной способностью во всем видеть красоту. «Он видит в людях только хорошее. Даже в войне он видит что-то красивое. Какие замечательные фотографии умудряется он сделать! Как он видит закаты, рассветы!», – восхищенно восклицает супруга, демонстрируя фотографии, сделанные ее мужем. Такие фотографии может делать только человек со светлой душой и верой в прекрасное. Он старается не унывать и относиться ко всему, во что погрузила его судьба, с юмором. «Знаешь, что такое яблочная диета? Это когда у тебя нет ни еды, ни воды, но ты находишься в яблоневом саду. А над тобой висят наблюдатели, которые следят за тем, чтобы ты строго соблюдал эту яблочную диету!» – рассказал он однажды своим близким. Что это, как не смирение и жизненная мудрость?
На фронте Див начал писать очерки о войне, очень светлые, такие же, как он сам. «И только шальной весенний ветер… пытается понять, что происходит на этой изрытой воронками от мин и снарядов, политой кровью и потом, тропе и тихо что-то шепчет, будто разговаривая о странностях людей сам с собой, а стоящий рядом цветочек одуванчика жизнерадостно кивает своей желтой головкой в такт его шепота, будто соглашаясь с мыслями ветра…», – пишет Див в одном из них. И, будто живая, встает перед глазами картинка, переданная живым, ярким образным языком.
Уже оказавшись на СВО, Див стал мечтать о том, что после окончания военных действий, он хотел бы стать учителем. «Я хочу поехать куда-нибудь в маленькую деревеньку и учить детей. Там тихо и спокойно. Я отвык от городской суеты», – мечтает герой.
«Он – от Бога учитель!» – утверждает супруга героя со знанием дела, ведь она и сама уже много лет учит аксайских детей. Побеседовав с ней, становится понятно, что человек с таким богатым внутренним миром и жизненным опытом сможет дать молодому поколению очень много!
Светлана ЕФРЕМОВА
Когда ветер читает книги
Война… Выжженный участок леса вдоль тропы заканчивается развалинами гаражей и сараев, а дальше – останки трехэтажки, и тропа идет сквозь нее, пробираясь через завалы внутри. На выходе в последней комнате на полу на разбросанных кирпичах и дальше уже на продолжении тропы за домом валяются остатки книг, порванные, покареженные без обложек…
Здесь постоянно ходят люди, но им совсем не до книг, это солдаты, измученные, запыхавшиеся, мокрые от пота, их цель сейчас выполнить задачу и выжить, а еще… немного отдохнуть, и под ноги они смотрят только, чтобы не наступить на мины. А книги? Книги опасности не представляют – валяются и валяются. Кто же их будет сейчас читать?
Вот, например, эта, разорванная наполовину, – она о любви, о красавице и ее возлюбленном; или вон та сильно скомканная – о героях минувших дней, боровшихся за свободу своей земли, о дружбе и верности; а вот эта – с четким отпечатком солдатского ботинка прямо на схеме какого-то двигателя явно о ремонте машины. Вот еще одна, эта вобрала в себя многовековую мудрость, накопленную человечеством, и что ж? Вот лежит разорванная и растоптанная солдатскими сапогами, а по одной из страниц тянется цепь кровавых следов, здесь явно тащили раненого, на земле следы крови давно затоптались, а вот книга их сохранила. «Суета сует и томление духа…».
И только шальной весенний ветер шелестит страницами, перебирая их внимательно одну за другой, пытается понять – что происходит на этой изрытой воронками от мин и снарядов, политой кровью и потом тропе и тихо что-то шепчет, будто разговаривая о странностях людей сам с собой, а стоящий рядом цветочек одуванчика жизнерадостно кивает своей желтой головкой в такт его шепота, будто соглашаясь с мыслями ветра…
Из серии очерков о войне Дива

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!