Появление ее стало спасением души человека
Новость в рубрике: Религия21 сентября православные отмечают Рождество Пресвятой Богородицы. Этот день является значимым для православных людей. Рождество Пресвятой Богородицы – большой праздник, он первый в числе великих двунадесятых (от славянского дванадесять» – двенадцать) непереходящих праздников. Церковью он был установлен в IV веке. В этот день празднуется рождение Той, через Которую придет Христос Спаситель.
Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю), является непереходящим и имеет один день предпразднества и четыре дня попразднества.
Рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества.
О рождестве, земной жизни и родителях Пресвятой Богородицы имеется немного сведений в Новом Завете. Но о событии, в честь которого установлено празднование, известно из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век).
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской православной церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в небольшом Галилейском городе Назарете, и там-то она и родилась.
Ее родителями были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости.
Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе Божиим наказанием за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Во время одного из великих праздников, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести по закону Моисееву сугубую жертву Господу. Первосвященник Иссахар отклонил дары и сказал: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия». Убитый стыдом и печалью, Иоаким не пошел домой, а скрылся в горах, где пастухи сторожили его стадо. Там он со слезами молился Господу о даровании дитяти. Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.
И тогда явился ангел Господень: «Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой». Такое же видение было и Иоакиму. Он поспешил домой, обещав принести в жертву десять овец, двенадцать тельцов и сто козлов. Анна была у дверей дома и увидела Иоакима, шедшего со стадами своими, и она побежала и пала на его грудь. После встречи праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь дарует им дитя, то они посвятят его Богу и, как было тогда заведено, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия.
И действительно, в свой срок, 8 сентября, у них родилась Дочь. Они назвали Ее Мариею, что в переводе с еврейского означает «госпожа и надежда».
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа, благодаря которой будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (вторая стихира на «Господи, воззвах», глас 6).
Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439 – 446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492 – 426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Представляют интерес и обстоятельства Рождества Богородицы, которые существенным образом повлияли на иконографию праздника. При сравнении с изображениями других двунадесятых праздников обращает на себя внимание более земной, человеческий их строй. Образность не является при этом только передачей богословско-литургического содержания праздника, но содержит чрезвычайно субъективные детали, в том числе и бытовые.
Исследователи отмечают, что артефакты доиконоборческого периода (VIII век) не сохранились, и наиболее древние иконы и фрески относят к X – XI столетиям.
Однако устойчивая, имеющая широкое распространение изобразительная тематика и композиция косвенно свидетельствуют о том, что иконография Рождества Пресвятой Богородицы существует с ранних времен.
Из древнейших сохранившихся изображений праздника Рождества Богородицы наиболее известными являются фрески Рождества Богородицы в церкви Иоакима и Анны в Сербском монастыре Студеница (1304), Киевского Софийского собора (первая половина XI века), росписи Преображенского собора псковского Мирожского монастыря (XII век).
На иконографии ранних изводов праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе (принятый тип рождества без страданий), ее изображение крупнее других, ей предстоят жены с дарами, перед ней находится повивальная бабка и служанки, омывающие Богоотроковицу в купели или уже подносящие Ее матери, нередко присутствует и Дева Мария в колыбели.
На иконах более позднего времени изображается и праведный Иоаким. Иконы содержат больше подробностей: стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птицы.
Еще к событиям Рождества Богородицы часто обращались византийские и русские иконописцы и великие западные художники.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая», «Аспосов день». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки. Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от Успения Богородицы и до Покрова.
Мария ГРОМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!