Воистину Воскресе!
Новость в рубрике: Даты, КультураКак отмечали Пасху в начале прошлого столетия в Старочеркасской. Остались считанные дни до самого главного христианского праздника – Пасхи, Светлого Воскресения Христова. Статус праздника отражают слова – «праздников праздник и торжество из торжеств». Этот праздник отождествляется у христиан с «прехождением от смерти к жизни, от земли к небу».
Пасха, светлый и торжественный праздник – самый любимый и почитаемый у донских казаков. Предшествует празднику строгий и продолжительный – семинедельный Великий пост. Все недели поста имеют названия, за исключением первых трех, которые именуются безымянными. Четвертая неделя называется крестопоклонная, пятая – похвальная. Шестая неделя – вербная и последняя, седьмая – страстная. Весь этот период времени считается временем духовного и физического очищения. Великий пост предопределяет строжайшие ограничения на пищу. Запрещается кушать «скоромную» пищу, т. е. мясную, молочную и даже рыбную. Лишь на Благовещение, большой праздник, отмечаемый церковью 7 апреля, разрешается употреблять в пищу рыбные блюда. Особенно строгие – первая и последняя недели поста.
Сегодня, как и в прежние времена, в эти дни нельзя было использовать для приготовления блюд даже растительное масло. К вареной картошке хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде. А в борщи или супы не добавляли никакие «заправки». Такие ограничения в пище, соблюдали и казаки, находящиеся вдали от дома, на службе, и даже прибывавшие в госпиталях на лечении.
Особая строгость касалась всевозможных увеселительных мероприятий, гуляний, хождению по гостям, родители детей не пускали на улицу играть.
С наступлением поста, хозяйки снимали с окон и дверей красивые, нарядные занавесы, скатерти со столов, покрывала с кроватей и тюлевые занавески с подушек. Все это перестирывалось, крахмалилось, выглаживалось и убиралось в комоды, до страстной недели. Взамен вешали и застилали простыми, темных тонов, занавесами и скатертями. А пока длился пост и в поле, и в огороде никто не работал, женщины прибирали в куренях и летних кухнях. Белили мелом стены, мыли окна и дери, стены домов, если они были крашенные, или мазали «глинкой» в коричневый цвет или «синькой» – в синий. Низы и завалинки куреней обмазывали глиной и белили известкой.
Мужчины приводили в порядок после зимы базы, сараи, крыльца домов, поправляли плетни. Начало полевых работ часто приходилось на четвертую неделю поста, именуемую «крестопоклонная». Название неделя получила от того, что с испеченными из теста крестами, выезжали в поля, обходили границы наделов, читая молитвы и прося Божией помощи и хороших урожаев. Так в работе и заботах проходили дни и недели. Подходил к завершению Великий пост. Последняя, страстная неделя была для христиан особо почитаемая, время подготовки к главному празднику. Последние семь дней верующие люди вспоминают Страсти Христовы, последние дни жизни Спасителя, его страдания, распятие и смерть на кресте, погребение, схождение в ад и Воскресение из царства мертвых.
Но это время и последних приготовлений к торжеству. Самый важный день недели – четверг, получивший название «чистый». Еще до восхода солнца мать вставала в четыре часа утра, купала всех детей – говорили «пока ворон своих детей не скупал, надо успеть». После детей купались все остальные члены семьи. Этот ритуал, считалось, обеспечивал всем здоровье в течение года. После купания хозяйка мыла полы, застилала чистые дорожки, вешала занавесы на окна и двери, покрывала скатертями столы и комоды. Дом преображался, сверкая чистотой, и некоторые старые люди говорили: «ангелы летают».
Но самое главное, в «чистый четверг» хозяйки пекли куличи и красили яйца в луковой шелухе. Куличи на Дону называли «пасочки». Это ритуальный сдобный хлеб, испеченный в специальных круглых высоких металлических формах. Опару на молоке для теста ставили с ночи, а рано утром добавляли яйца, сахар, из жиров – смалец или домашнее сливочное масло, изюм. Тесто «укручивали» несколько раз, давая ему подняться два-три раза. И только потом начинали выпекать. Испеченные куличи укрывали полотенцем. После остывания верх покрывали белой глазурью – белок, взбитый с сахарной пудрой, и посыпали крашеным пшеном. Самую высокую и ровную пасху несли на освящение в храм. Куличей пекли много, чтобы хватило на всю неделю и, конечно, чтобы угостить родителей, крестных.
И вот наступал канун праздника. Вечером, в субботу, верующие, семьями, в нарядных новых одеждах собирались на службу в храме. Священнослужители, в черных одеяниях проводили богослужение до 11 часов вечера. После чего плащаницу уносили в алтарь, а все присутствующие, во главе со священниками, совершали шествие три раза вокруг собора, поднимались на паперть. Священник три раза касался закрытых дверей собора крестом, при этом громко говоря: «Христос Воскресе!». Верующие единым хором отвечали: «Воистину Воскресе!».
С этого момента священнослужители облачаются в белые одеяния, и начинается торжественное праздничное пасхальное богослужение, продолжавшееся до рассвета. Служба заканчивалась освящением куличей, яиц и сала. Этой обрядовой едой и разговлялись всей семьей, придя с праздничного богослужения.
С утра в каждом курене хозяйки накрывали столы, ломившиеся от угощения, и начиналось хождение по гостям: родители, взрослые дети, кумовья, соседи. Обязательно на праздничном столе стояли мясные блюда и «маринад». «Маринад» готовили в «чистый» четверг. Для этого блюда брали крупную рыбу пожирней и чтобы меньше костей было, нарезали порционными кусочками, обжаривали до румяной корочки. Отдельно обжаривали много лука, пастернака, моркови. В кастрюлю улаживали слоями, чередуя рыбу с овощами, заливали остывшим кисло-сладким маринадом и тушили на «краю печки» пять часов, чтобы, как говорят казачки, «все косточки перепрели».
Много куличей пекли, чтобы хватило своей семье на всю неделю и, конечно, чтобы угостить родителей, крестных.
На первый день Пасхи было принято детям ходить к родителям и крестным и поздравлять их с праздником. Шли, как правило, с пасочкой и крашеными яйцами.
На Пасху устраивали гулянья. Молодежь водила хороводы, девушки катались на качелях, дети катали крашеные яйца. Всю пасхальную неделю любой желающий мог подняться на колокольню-звонницу и звонить в колокола. Никаких ограничений во времени не было. Звонить в колокола – это тоже было любимым развлечением детей и молодежи.
На Пасху принято христосоваться. Сорок дней, до праздника Вознесения Господня, встречаясь на улице, казаки не здоровались, а приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», в ответ слыша «Воистину Воскресе!»
В конце XIX – начале ХХ вв. в России стало традицией отправлять в поздравление на Пасху пасхальные открытки родным и знакомым, с кем не можешь лично похристосоваться. Несколько таких открыток хранятся в Старочеркасском музее-заповеднике. Все они с красочными рисунками. Основная тематика открыток – пасхальные яйца, храмы, куличи, цветы, цыплята. С 1980-х годов пасхальные открытки массово начинают печататься региональными и крупными издательствами «Планета», «Искусство».
После пасхальной недели следует «родительская» неделя – время, когда в казачьих семьях поминали всех покойных родственников. Особым днем считается вторник, называемый Радоницей, когда жители станицы собираются на кладбище и после совершения поминальной службы расходятся по могилам своих сородичей. На каждой могиле оставляли «поминание»: конфеты, печенья и крашеное яйцо. Очень радовались, когда «поминанье» забирали дети, поскольку считалось, что дети – это ангельские души и их слова «царствие небесное» сразу доходили до Бога. Казаки никогда не скупились делать добро, всегда помогая вдовам и сиротам…
Проходят годы, многое меняется. Но по-прежнему в домах станицы Старочеркасской казачки пекут куличи и красят яйца. И вновь и вновь люди приветствуют друг друга: «Христос Воскресе!»…
Г.В. Соловейкина, старший научный сотрудник
научно-фондового отдела Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!