«Тотальный диктант»: на пути к всеобщей грамотности
Новость в рубрике: Новости, ОбразованиеДесятки жителей Аксайского района вновь присоединились к масштабной акции «Тотальный диктант», хотя по признанию специалистов, текст, предложенный Гузель Яхиной, был очень непростым.
«Тотальный диктант» – это ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Стартовав в Новосибирском государственном университете ровно 15 лет назад, «Тотальный диктант» охватил все регионы России и десятки стран зарубежья. В этом году за парты сели жители Исландии и Австралии, Бангладеш и Гватемалы, Канады и Болгарии, а также многих других государств.
В Аксайском районе вот уже четвертый год подряд площадкой для написания диктанта выбирается Межпоселенческая центральная библиотека имени М. Шолохова. Писать диктант в этом году пришли десятки жителей района, люди разного возраста от 15 до 80 лет, школьники и студенты, преподаватели вузов и училищ, домохозяйки и инженеры.
«Лично мне интересно не только проверить свои знания, но еще и получить заряд хороших эмоций и веселое настроение», – поделилась одна из участниц акции Раиса Павловна Савельева. Сама она – бабушка и прабабушка, очень обеспокоена тем, что молодежь часто уходит в общении от литературного русского языка, заимствует много иностранных слов, хотя наш родной язык очень красив и богат. С ней согласен еще один участник – Владимир Ирха. Преподаватель Южно-Российского государственного политехнического университета уверен, что подобные мероприятия пропагандируют использование родного языка, на котором «многие разучились не то что писать, а разговаривать!».
В этом году автором текста, специально отобранного для «Тотального диктанта», стала Гузель Яхина. Она выбрала три отрывка из своего нового романа «Дети мои» об учителе словесности – «Утро», «День» и «Вечер». Аксайчанам достался «вечерний» фрагмент. Совершенно неподготовленным разбираться в сложных предложениях с множеством оборотов было непросто. Ввести в заблуждение даже подготовленного участника могли и слова, вроде «ягодно-красный», «чересчур», «наличник», и сложные синтаксические конструкции с использованием причастных и деепричастных оборотов, прямой речью и длинными, украшенными эпитетами, перечислениями.
До начала диктанта участникам предложили вспомнить правила обособления деепричастий и деепричастных оборотов. В самом тексте их встречалось много, так что дополнительное напоминание оказалось кстати. Также организаторы разрешили взглянуть на несколько слов, которые встретятся пишущим: Якоб Иванович Бах – имя учителя, кирха, «Фауст» и клецки. С правилами участников акции ознакомила учитель русского языка и литературы школы № 1 г. Аксая Надежда Петровна Джунько. Она же и диктовала текст, стараясь передать настроение героя и красоту авторского языка.
На «отлично» с непростым текстом об учителе словесности, как и в прошлом году, справились два участника. Они получат сертификаты и дипломы. А те, кто допустил ошибки, смогли посмотреть разбор в режиме онлайн-вебинара 17 апреля на сайте диктанта.
Алена АЛЕКСАНДРОВА

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!