Билет в будущее
Новость в рубрике: Избранное, Образование, СоцобеспечениеЦентр профориентации Аксайского района уже много лет помогает детям не только определиться с выбором профессии, но и грамотно ориентироваться в современном мире. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что дополнительное образование должно быть доступным, равноценным и качественным для каждого ребенка, учитывая его интересы. Выявление этих интересов и последующая работа, которая связана с выстраиванием направлений развития ребенка – это как раз та деятельность, которую на протяжении многих лет ведет Центр профориентации. О его работе с обучающимися и помощи в вопросах профессионального самоопределения мы поговорили с директором, кандидатом педагогических наук Ольгой Пантелеевной Кракаускене.
Центр профориентации проводит множество районных мероприятий: это ежегодная ярмарка учебных мест «Я выбираю будущее», на которой встречаются ученики девятых-одиннадцатых классов, представители учебных заведений области и работодатели; конкурс сочинений на тему «Я выбираю профессию», конкурс видеороликов и презентаций «Учебное заведение (ВУЗ, ССУЗ) глазами выпускников школ»; научно-практическая конференция «Мир и мы», в ходе которой школьники и педагоги вовлекаются в исследовательскую, изобретательскую, проектную деятельность в различных областях наук; ежегодная олимпиада по профориентации «Я выбираю будущее», фотоконкурс «Профессия в кадре» – его участники посредством фотоискусства стараются запечатлеть наиболее яркие моменты, в которых выражена суть той или иной профессиональной деятельности, конкурс плакатов «Я в рабочие пойду», образовательный проект «Профминутка», который проводится еженедельно во всех школах района и помогает школьникам узнать о многообразии профессий. Фестиваль профессий – своеобразный эпилог участия образовательных организаций в профориентационном проекте «Я выбираю будущее».
– Ольга Пантелеевна, в чем суть профессиональной ориентации детей?
— Дети – это наше будущее, им многое предстоит сделать для общества и страны, поэтому сегодня как никогда важно их правильно социализировать. Эта социализация идет через культурную, духовно-нравственную, гражданско-патриотическую составляющие, через привитие основ здорового образа жизни и через профессиональное самоопределение. Можно развить в человеке музыкальность, математический склад ума, но без социальной адаптации в жизни ему придется нелегко.
Мы помогаем нашим обучающимся стать самостоятельными, ответственными и социально-мобильными людьми, способными к успешной социализации и адаптации на рынке труда.
Кроме того, сегодняшняя наша задача – воспитать не общество потребителей, а общество производителей, которое заинтересовано в процветании родной страны. В основе работы Центра всегда лежит постулат «Где родился, там и пригодился». Ребенок должен знать регион, в котором он живет, свой поселок, город, особенности, специфику и перспективы их развития.
Есть очень точная формула выбора профессии – «Могу», «Хочу» и «Надо». Ее составляющие – это возможности, желания детей и потребности на рынке труда. Задача нашего Центра состоит в том, чтобы помочь как можно раньше сойтись этим трем единствам: определить интересы и способности ребенка и рассказать ему об отраслях, в которых он может их применить, исходя из реальных потребностей общества.
– Каким образом вы находите, в чем скрыт потенциал ребенка, и как его раскрываете в дальнейшем?
– Путем диагностики: через различные системы тестирования, собеседования, личный контакт, различные формы совместной деятельности и через практику.
Среди направлений деятельности Центра профориентации – реализация дополнительных общеобразовательных программ по профессиональной ориентации: «Я выбираю будущее», «Основы профессионального самоопределения», «Исследовательская деятельность». Образовательный проект «Мы вместе» своей целью ставит осуществление интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
– Какой бывает практика?
– Допустим, ребенок решил стать врачом. Мы предлагаем ему принять участие в совершенно новом, уникальном волонтерском движении «Готов к добру». Нами организовано межведомственное взаимодействие со многими учреждениями района, среди которых есть МБУЗ ЦРБ Аксайского района. Подростки работают в лечебных учреждениях Аксайского района, помогая санитарам, медсестрам и врачам. Наши волонтеры изучают профессию, используя метод «полного погружении». Под руководством и контролем опытных работников участвуют в поддержании санитарного режима, заполняют медицинские карты, присутствуют на процедурах и так далее. При успешном прохождении практики выпускник-волонтер имеет право на приоритетное получение целевого направления в Ростовский медицинский университет.
Также практика – это занятия в наших мастерских. Дети, которые желают освоить медицинские специальности, занимаются в мастерской «Сам себе доктор», где изучаются такие модули, как профилактический массаж, фитокосметология, реанимация. Все занятия ведут специалисты, имеющие соответствующее образование.
Кроме того, у нас работают такие мастерские, как «Переводчик», «Автомобиль», «Педагог», «Школа экономической грамотности», «Имидж и этикет», «Компьютер», «Один дома», «Психолог», «Робототехника», «Мир в объективе».
– Бывает ли так, что после прохождения практики ребенок отказывается от дальнейших шагов, разочаровывается в выбранной сфере деятельности?
– Бывает. Но отрицательный результат – это тоже результат! Значит, ребенок уже понял, что ему не подходит, чем заниматься неинтересно. В дальнейшем это убережет его от неверно выбранной профессии. Тут мы возвращаемся к нашей формуле, когда сработали составляющие «Хочу» и «Надо», но превратилось в ноль «Могу» – и их сочетание исчезло. Я приведу показательный пример. Молодой человек начал изучать банковское дело. Но понял, что не может работать с документацией. Он не расстроился, а сказал: «Теперь я могу аргументированно объяснить родителям, почему мне не стоит идти учиться по этому направлению в ВУЗ».
Стоит заметить, что ребята, которые проходили подготовку в нашем Центре, ни разу не ушли из вузов после второго или третьего курса из-за того, что они неправильно выбрали профессию.
– Ваш Центр ведет свою деятельность по множеству различных направлений, все они нацелены на помощь учащемуся с самоопределением, выбором профессии.
– Совершенно верно, среди направлений нашей деятельности есть несколько социально значимых проектов.
Совместно с Институтом управления, бизнеса и права мы реализуем образовательный проект – правовая школа «Юридический марафон». В апреле этого года состоялся первый выпуск группы учащихся 11 класса школ №№ 1 и 2 города Аксая. Семь выпускников, успешно прошедшие обучение в правовой школе, получили сертификат, дающий льготы при поступлении и дальнейшем обучении в институте по направлению «Юриспруденция».
Вместе с Аксайским военно-историческим музеем в течение двух лет мы реализуем образовательный проект для учащихся «Я – исследователь!». Это дает возможность школьникам расширить свои знания по истории родного края, более глубоко ознакомиться с профессиями музейных работников, совершить профессиональные пробы, проведя интерактивные экскурсии.
Специалисты нашего Центра постоянно находятся в поиске новых форм работы. Уже сейчас мы можем рассказать о перспективных проектах, запуск которых планируется в новом учебном году. Совместно с ЧОУ «Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ» мы будем проводить обучение старшеклассников с последующим их трудоустройством в логистический центр «Ашан», ребята получат возможность освоить профессию водителя электропогрузчика и другие складские специальности.
В дошкольных учреждениях района планируется реализация проекта «Профминутка». С самых малых лет дети начнут знакомство с многообразием мира профессий. В Центре профориентации создан центр по поддержке олимпиадного движения. В нем ведется подготовка обучающихся нашего района для участия во Всероссийской школьной предметной олимпиаде по математике, физике, праву, истории, русскому языку, литературе и обществознанию. Его одаренные воспитанники будут иметь возможность продолжать обучение в образовательном центре «Сириус» в городе Сочи. Еще одним нашим проектом будет совместный с библиотекой им. М. А. Шолохова «Профвсеобуч для родителей», на котором родителям школьников будут рассказывать о профессиональном самоопределении детей.
– Ольга Пантелеевна, у вас очень большой опыт работы в сфере профориентации и еще больший в работе с детьми (О.П. Кракаускене – учитель высшей квалификационной категории – прим. ред.), можете ли вы дать совет, в каком возрасте дети уже могут определиться с выбором будущей профессии?
– Это очень сложный вопрос, порой взрослый человек не может найти свое истинное призвание. Мы видим, что самые лучшие специалисты в своих областях не прекращают обучение, объединяют или меняют сферы деятельности. Наша задача – как можно раньше рассказать детям о мире профессий, помочь избежать ошибок, связанных с неверным представлением об интересующем деле, определиться с выбором своего пути.
Елена ЦИБИЗОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!