Трудно быть Айболитом
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», АПК, Достижения, Сельские поселенияНелегко представить себе сельское подворье без живности. Если не корова, то коза, на худой конец хотя бы куры да утки должны быть. Особенно же хорошо весной, когда у животных появляется молодняк. А он, такой милый и забавный, почти весь болеет человеческими болезнями. Давным-давно придумал Корней Чуковский сказку о докторе Айболите, и настолько она полюбилась, что сегодня этим именем названа сеть ветеринарных клиник по всей России. Но доктор из сказки лечил диких зверей, а специалисты Аксайской станции по борьбе с болезнями животных обязаны следить за здоровьем и благополучием животных сельскохозяйственных. Наш район – пригород мегаполиса с населением свыше миллиона человек, тем не менее и у нас насчитывается свыше 24 тысяч частных подворий, ЛПХ, не говоря уже о сельхозпредприятиях, крупных и мелких, которых более 70. В них содержатся все виды животных и птицы, и ветслужба должна следить, чтобы питомцы и сами не болели, и кругом заразу не разносили. Все это умеет Лариса Александровна Ахромеева, ветврач со стажем и опытом, знающий и любящий свое дело. Именно так о ней говорит руководство.
И вот мы встретились с Ларисой Александровной.
– Родилась я в станице Грушевской, в обычной сельской семье, – рассказывает Лариса Александровна, – животные у нас были всякие, в том числе три коровы. Мама когда-то дояркой работала, бабушка тоже держала буренку до 76 лет – доила, ухаживала. Я все это видела, помогала, мне нравилось.
Когда пришло время выбирать профессию, Лариса без раздумий поступила в ДонГАУ, до 1993 года ДСХИ. Как раз в год ее поступления сельхозинститут был преобразован в академию, но, еще будучи в прежнем статусе, имел крепкое подсобное хозяйство, где студенты проходили настоящую практику, общаясь с живыми коровами и телятами, а не с манекенами. Крепкая была база у вуза в Персиановке, многое дала выпускникам.
В год поступления Ларисы Александровны в вузе были факультеты ветеринарный и зооинженерный, первый готовил специалистов для работы с сельскохозяйственными животными, выпускники второго могли лечить всяких других, которых люди заводят для удовольствия. Есть же сегодня любители енотов или крокодилов. А взять коневодство? Сегодня действуют в районе пять конно-спортивных клубов. Это, конечно, вид спорта особенный, нужны тренеры, много чего нужно. И обязательно – наблюдение ветеринарного врача. Никогда бы не подумала Лариса Александровна, что будет знать каждую лошадь в районе «в лицо». А пришлось – и она освоилась, втянулась.
Менялись общественные вкусы, привычки, стали к ним приспосабливаться и учебные заведения. Ветфак поделили на две части, но вскоре то направление, которое готовило ветврачей для сельхозпредприятий, было названо неперспективным. Увы, таковы реалии. Дойное стадо сокращается, особенно у нас, вблизи крупного города – негде сеять люцерну, некуда сбывать молоко на переработку, не осталось бесхозных балок и неудобий для выпасов. Было время, когда ускоренно развивалось свиноводство, но тут пришла беда, откуда не ждали – АЧС, от которой вакцина до сих пор не изобретена, а потому самое действенное средство – уничтожение поголовья в очаге заражения. Только крупные специализированные холдинги могут себе позволить организацию надежной биологической защиты.
Но в девяностые годы еще такой глобальной опасности не было. Лариса Александровна защитила диплом на «отлично» на кафедре терапии по теме «Лечение телят, больных гастроэнтеритом». Сама молодая мама, только-только родившая дочку, посвятила научную работу тому, как не дать пропасть молодняку крупного рогатого скота. Телята – они те же малые дети, и на свет появляются часто с трудом, тогда ветврачу приходится выезжать на родовспоможение.
Окончив вуз в 1999 году, она работала в Аглосе, в премпредприятии, а жили тогда с мужем в Красном Колосе, потом молодая семья построила свой дом, в нем и поселилась. Несколько лет пришлось Ларисе Александровне работать не по специальности, но в 2006 году был объявлен нацпроект «Развитие АПК», где первым пунктом стояло «Ускоренное развитие животноводства». Руководитель ООО «Грушевское» В.В. Турбин пригласил ее к себе. Она согласилась без колебаний. В то время у хозяйства были большие перспективы: закуплено поголовье скота и свиней, построены новые корпуса на уровне самых современных требований, обеспечена кормовая база. В планах было производство молока и мяса, а в те годы у нас все чаще стали разводить калмыцкий скот.
– Я и пошла на «калмыков», я с ними раньше никогда не работала, – продолжает Лариса Александровна. Но захотела и это освоила.
С 2010 года работает в районной станции по борьбе с болезнями животных. Нелегко быть Айболитом. Но ведь нельзя же животным без доктора!
На обслуживании у Л.А. Ахромеевой два сельских поселения, Рассветовское и Щепкинское, оба крупные и по территории, и по числу населенных пунктов: в первом их более 10, во втором вообще 14. Плюс сельхозпредприятия: ООО «Ридер» в хуторе Красном и отделение ООО «Аксайское молоко», где содержится мясной скот, в хуторе Октябрьском. Щепкинское поселение одно из самых сложных – с его самыми отдаленными хуторами Забуденновским и Огородным, с его балками и Щепкинским лесом, где водятся звери и разносят кругом вирус той же АЧС. Ведь не поставишь ни шлагбаумы, ни ограды, дикий кабан их снесет играючи. Остается что? Охранять благополучие стада путем прививок, а их надо делать, например, крупному рогатому скоту дважды в год, а также проводить исследования по лейкозу и бруцеллезу. Поголовье птицы надо прививать от гриппа. Домашних животных, собак и кошек, таким же путем оберегать от бешенства. По закону, заботиться о вакцинации домашних животных должен хозяин, но не каждый понимает свою ответственность, а потому встречаются и опасные болезни, и нештатные ситуации. Трудная работа у ветеринарного врача, часто просто физически тяжелая. Но от этого она не становится менее интересной.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!