Пост должен быть в радость
Новость в рубрике: Даты, Религия, СемьяС 11 марта по 27 апреля идет самый длительный и древний из многодневных постов. Великий пост – это время приготовления к главному православному празднику – Пасхе, Светлому Христову Воскресению. В настоящее время большинство людей не сомневаются в пользе поста как для тела, так и для души человека. Однако главный смысл поста не в том, чтобы воздержаться от пищи животного происхождения. Пост – это прежде всего работа человека над собой. О духовной сути и традициях Великого поста рассказывает благочинный Аксайского округа протоиерей Геннадий Макаренко.
– В чем смысл Великого поста?
– Великий пост поэтому и великий, что это самый главный пост в кругу постов. Мы знаем, что в церкви четыре поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский. Так, еще в Ветхом завете о посте очень много сказано. Моисей постился 40 дней в пустыне, когда получил десять заповедей, декалог, по которому живет человеческое общество. Сам Христос постился в пустыне, не ел и не пил 40 дней и был искушаем сатаною.
Что же такое Великий пост? Пророк Исаия прекрасно говорил о посте: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся (Ис. 58. 6-7 стих)».
В этом смысл поста, в работе человека над собой, а воздержание от пищи – это уже следствие.
Святитель Иоанн Златоуст очень хорошо об этом сказал в своей проповеди: «Что толку, если ты не ешь мяса, а ешь мясо брата твоего». То есть осуждаешь его. «Что толку, что ты не пьешь вина, а упиваешься клеветой на брата твоего. Пусть уши твои не слышат худого, пусть глаза твои не видят плохого, пусть уста твои не изрекают скверны и клеветы, пусть ноги твои ходят стопами правды» – вот это и есть истинный пост, стать лучше, чем ты есть на самом деле. Бывают разные моменты в жизни, когда хочется взорваться: тебя обидели, сказали что-то – удержи себя. Вот пост с этого и начинается. И прежде чем поститься, пытаться очистить собственную душу, сделать себя лучше, сначала нужно примириться с людьми. Пост начинается с того, что нужно простить и попросить прощения, но ведь и простить нужно тоже от души. Для этого есть Прощеное воскресенье – последнее воскресенье перед постом. В этот день нужно не просто сказать: «Я прощаю» и оставаться все в том же состоянии, нет. Нельзя попросить прощения, а завтра, поссорившись, вспомнить обиды, которые были месяц, год, два назад. Тогда и пост, и молитва будут во грех. Простить – значит, перевернуть страницу, никогда не вспомнить тех проблем, которые были, не вспомнить тех обидных слов, поступков. Вот суть прощения.
Я бы не сказал, что у нас посты настолько строгие, чтобы их нельзя было выдержать. Вот сейчас мода на похудение и диеты. Но нужно помнить, что пост – это не диета. Пост – это прежде всего пребывание человека в молитве, в добром делании, в работе над самим собой. Поэтому в Евангелие и говорится: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6. 16-18 стих)», то есть приведи себя в порядок и людям не показывай, что ты постишься. Истинный пост состоит в обуздании себя во всем. И этот истинный пост поддерживается нашим воздержанием в пище, как бы усиливается этим.
Также неизменно суть поста остается и в покаянии. Покаяние и пост тесно связаны. В посту мы пытаемся каяться, исповедоваться, причащаться святых Христовых тайн, принимать в себя Христа. Но Христа невозможно принять, если не очистить себя внутренне. Мы часто моем свое тело, чистим свою одежду, убираем квартиру. Так вот чтобы принять Христа в дом своей души, там тоже нужно навести порядок. Вот это и есть признание грехов, раскаяние, исповедание и, наконец, покаяние, то есть перемена жизни.
– Можно ли поститься детям вместе с родителями?
– Можно и нужно. В данном случае во время поста воспитывается сила воли ребенка. Главное, чтобы ребенок вставал вместе с родителями на молитву, шел в храм, чтобы он понимал, для чего он постится – для спасения собственной души. Сегодня важно, чтобы к вере приобщались дети с родителями.
– В Интернете очень распространены статьи о том, чего нельзя делать в пост. Например, нужно от-казаться от гаджетов, телевизора, компьютеров…
– Чего нельзя делать в пост – неправильный вопрос. Что нужно делать в пост – вот о чем надо говорить. Душа сама подскажет, чего нельзя.
Старое русское слово «говеть», которое сейчас практически не используют в современном церковном обиходе. А говеть – это значит поститься и телесно, и духовно, то есть ходить в храм и утром, и вечером. Если человек будет постоянно пребывать в молитве и в чтении Священного писания, то и некогда будет играть в телефоне, сидеть в Интернете, ходить на увеселительные мероприятия, просиживать часами перед телевизором.
– В наше время очень многие верующие ориентируются в пост на монастырский устав. Насколько оправдано это для мирян?
– Великий пост по монастырскому уставу соблюдается с особой строгостью. Многие насельники монастырей не едят всю первую седмицу Великого поста до субботы. Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи. Ведь монастырские уставы применить стопроцентно к миру сложно, потому что есть люди, которые работают физически, например, рабочие на заводе, на полях, шахтеры, дальнобойщики… Как им вообще ничего не вкушать? Мы знаем, что подвижники благочестия порой вкушали раз в неделю, два раза в неделю, кто-то раз в сутки, и пища была скудная. Каждый человек меру своего поста определяет для себя сам. Этим постом не разрешается вкушение не только мяса, молока и продуктов животного происхождения, но также и рыбы, которую можно только в Благовещение и в Вербное воскресенье. А все остальное, как говорится, зависит от возможностей вашего организма. Для кого-то воздержание и от этих продуктов уже тяжело дается. Человек просто не наедается. Важно понимать, что в пост запрещается переедать даже постной пищей. А кому-то достаточно съесть одну печеную картошину, кусочек серого хлеба и выпить стакан чая – и человек сыт.
Постное масло этим постом разрешается, кроме первой недели до субботы и последней. Кому позволяет поджелудочная, желудок, кишечник – можно исключить и его.
Я знал постящихся людей, которые ели только сырую пищу: морковь, лук, даже сырую свеклу терли на терке и ели. То есть человек выдерживал, и это хорошо действовало на организм, происходило некое очищение.
– Если на момент поста выпадают семейные праздники – свадьбы, юбилеи, дни рождения, светские мероприятия?
– По возможности нужно избегать таких мероприятий. А если вы вынуждены там быть, то всегда на столе будут как минимум овощи, хлеб, еще что-то, что вы сможете съесть.
Если кто-то хочет выпить чаю с друзьями, устроить некое торжество во время поста – лучше для этого выбрать воскресный день, когда по окончании литургии может быть братская трапеза, притом, что вкушать пищу можно только постную и не придаваться каким-то разнузданным действиям.
– Расскажите, если человек впервые решил поститься, пост для него такой же строгий?
– Чтобы строго поститься, организм должен к этому привыкнуть. Вот те, кто не едят по два, по три дня, неделями, их организм приучен к этому. Если человек перед постом наедался, а потом с понедельника начал строгий пост – это большой стресс для организма.
Вы нигде не найдете, что нельзя есть сладкого во время поста, но некоторые воздерживаются и от этого, особенно в первую неделю. Каждый человек должен ориентироваться на свой организм, на его возможности. Пост должен быть в радость.
А если сахарный диабет, например, и человек должен кушать три-четыре раза в день, и чтобы в рационе обязательно была отварная говядина или курица, потому что человек на инсулине? И это тоже будет пост, даже при таком питании.
Здесь важно не то, чтобы получить удовольствие от пищи, а чтобы поесть для поддержания жизненных сил и энергии.
– Чем отличаются богослужения в Великий пост?
– Богослужения очень длительные, пронизанные чувством покаяния, чувством духовного возвышения, обновления. Ведь Великий пост Святые Отцы называют духовной весной. Даже есть такое церковное песнопение: «Днесь (сегодня) духовная весна благоухает», которая поется в первую неделю поста.
За неделю два раза во время богослужений полностью прочитывается вся Псалтырь. Большие службы как утренние, так и вечерние.
Литургия Преждеосвященных даров, неполная литургия в среду и пятницу, за которой не причащают детей до семи лет, потому что младенец не может проглотить частицу. Но литургия без причастников – явление не нормальное. Причастие Тела и Крови Христовой – это поддержание физических и духовных сил, поэтому в древности все христиане старались причащаться и за литургией Преждеосвященных даров.
В каждую субботу Великого поста совершается литургия Иоанна Златоустого, а вторая, третья, четвертая субботы – «родительские» поминальные субботы, за которыми совершаются молитвы об ушедших в иной мир православных христианах.
Каждый воскресный день Великого поста посвящен особым событиям и людям, которые явили своей жизнью пример поста.
Например, в первое воскресенье Великого поста празднуется победа над иконоборчеством и окончательное утверждение догмата об иконопочитании. Этот праздник называют «Торжеством Православия». Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года (седьмой собор), созванного императрицей Феодорой для восстановления почитания икон, почитания мощей в Византийской империи. Таким образом Феодора возвратила православие, истинную веру Христову.
Вторая неделя Великого поста посвящена святителю Григорию (Паламе), архиепископу Фессалоникийскому и чудотворцу, защитнику православного учения о Нетварном Божественном свете.
Третья неделя посвящена кресту Христову – выносится крест на поклонение и целование.
Четвертая неделя – неделя преподобного Иоанна Лествичника, который говорил, что жизнь христианина – это подъем по лестнице к небесам, и каждый шаг – это победа над собой, над грехом, с помощью совершения добродетели.
В пятое воскресенье Великого поста Мария Египетская завершает это огромное шествие к Пасхе. По преданию, великая грешница Мария с Божественной помощью преодолела порочную страсть и оставила потомкам такой яркий образец покаяния, что была признана величайшей святой. Житие святой Марии Египетской – пример того, как низко может пасть человек и как высоко через покаяние и угождение Богу он может возвыситься.
И венчает Четыредесятницу вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Это праздник, отмечаемый в шестую неделю Великого поста. Четыредесятница – это 40 дней от первого дня поста до входа Господня в Иерусалим. Затем остается Страстная седмица, и затем Пасха.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!