Сказка ложь, да в ней намек…
Новость в рубрике: Достижения, КультураО премьере комедии-водевиля «беда от нежного сердца» народного театра «данко»
27 марта, в Международный день театра, в Аксайском РДК «Факел» прошла премьера комедии-водевиля «Беда от нежного сердца». Ее подготовил народный театр «Данко», отмечающий в этом году свое 50-летие. На суд зрителей был представлен водевиль Ф. Соллогуба «Беда от нежного сердца». Работали над ним два с половиной года. Спектакль веселый, музыкальный, прежде в репертуаре творческого коллектива ничего подобного не было. «Ну и что же, что не было, а теперь будет! – сказал в приветственном слове, обращаясь к публике, режиссер-постановщик Сергей Гуревнин, – сейчас весна, природа просыпается, на пороге первое апреля, почему бы не повеселиться!»
Сказка ложь, да в ней намек, гласит пословица. То есть в любой веселой ситуации есть мораль, которая поможет сделать из несерьезной истории серьезный вывод. Так и здесь. История, старая как мир. Разбогатевший провинциальный купец Василий Петрович Золотников хочет женить своего сына Александра на богатой невесте, с этой целью приезжает в Петербург, в дом Дарьи Семеновны Бояркиной, с которой, оказывается, в прежние времена был не просто знаком – жениться на ней хотел! Но не получился брак по любви, и вот судьба занесла его сюда, чтобы устроить брак сына по расчету. Но, на беду свою, встречают отец с сыном двух невест сразу, барышни обе жеманные, капризные, и обе хоть сегодня готовы замуж.
Впрочем, отвлечемся от пересказа не слишком замысловатого сюжета, всмотримся в исполнителей, они того стоят. Золотникова-старшего играет Сергей Иванов, его сына Александра, жениха – Артем Булатов. (Второй исполнитель, дублер – Михаил Семенов). «Он – малый добрый, сердце у него такое нежное, только юбку увидит, так и растает, что день, то влюблен, что станешь делать!» – характеризует папаша сына. О себе говорит: «Как вы отказали мне, помните, я вошел в дела, в торги, на беду свою разбогател, да с отчаяния и женился…» Потом овдовел, тем временем сын подрос, пришла пора его устраивать.
Несказанно хороши дамы, матери невест. Дарья Семеновна, с первой картины спектакля настойчиво уговаривающая дочь Машеньку приодеться, быть приветливой, чтобы жениху понравиться, а заодно и с богатым сватом породниться (ее играет Инна Ересенко). Подстать ей Аграфена Григорьевна Кубыркина, мама Катеньки. На эту роль режиссер подобрал двух исполнительниц – Раису Мухачеву и Галину Тиненину, обе давно в коллективе, каждая сыграла по многу ролей, и вот представилась возможность блеснуть в роли матери «Кати из Тамбова» – девицы хваткой, озорной, знающей себе цену. Она поет, а потом начинает плясать цыганочку. Да как пляшет! Спектакль музыкальный, именно поэтому их прежде в «Факеле» не ставили: нужна работа хореографа, преподавателя по вокалу. Сегодняшние участники труппы, основной состав, учились в Ростовском колледже культуры, они и поют, и пляшут. Жених – так тот даже играет на музыкальном инструменте. Хорошо звучит его дуэт с Машенькой, невестой, исполняющей романс…
Классика современна всегда. В девятнадцатом веке написал эту веселую пьесу Федор Соллогуб, а зритель смотрит – будто сегодня: «Ваше платье шито дома или в магазине? А пелеринку где брали?» – ревностно оценивают наряды соперниц девицы, претендентки на руку, сердце, а главное, увесистый кошелек жениха. Жених же, очарованный то одной, то другой, а тут еще всплывает и третья, кидающийся в ноги папеньке «Благослови!», приходит в совершенное замешательство: «Вот положеньице! На трех жениться не позволяет, а на одной мало! Вот оно, нежное сердце! Вот до чего доводит! Убит, просто убит! Катенька, Настенька, Машенька! Настенька, Машенька, Катенька! Что мне делать? Погибаю во цвете лет!..»
По законам жанра, жадность должна быть наказана, добродетель вознаграждена. Так и тут: сначала выясняется, что нет у Золотникова-младшего никакого богатства, отец не уберег («Залоги все пропали, ведь на два миллиона было! Деревенька одна осталась, и ту с молотка»). Женитьба, само собой, расстраивается, но неожиданно замуж за незадачливого жениха готова выйти бедная девушка Настенька (ее играют Ангелина Пасюкова и Полина Архипова). Ее никто не рассматривал как невесту, а она как раз за богатством не гналась: «Мне нужен не бумажник, а человек, которого я могла бы любить и уважать».
Урок незадачливому жениху идет впрок: « Ты поработал на своем веку для меня, – говорит отцу,– теперь моя очередь. Господа (обращается к зрительному залу), есть ли у кого местечко? Оправдаю, право, оправдаю. Честен, добр, предан, останетесь довольны. Пойдем, батюшка, будем сами собой, а не приложением к твоим деньгам».
И пусть завистливые несостоявшиеся тещи, свахи язвят вслед Настеньке: «Ах ты, мастерица, всех провела!», конец у комедии нравоучительный: «А ты гляди на жену, – напутствует Золотников сына, – да выбей пустяки из головы, и будет тебе радость и утешение, а не беда от нежного сердца».
Надо ли говорить, что всех присутствующих захватило действо, одобрительный шум зала сменялся смехом, а в конце благодарные зрители долго не отпускали артистов со сцены. Поблагодарила труппу «Данко» за спектакль, а зрителей за то, что пришли в Дом культуры, чтобы отметить в Год театра Международный день театра, директор РДК «Факел» В.И. Жиловникова, ее слова потонули в аплодисментах. Отмечали данковцы праздник большим нарядным тортом, который им вручила Валентина Ивановна.
Но передышка была недолгой: через день народному театру надо было везти спектакль в Волгодонск, на фестиваль «Донская театраль-ная весна». Коллектив занял там второе призовое место, а Михаил Семенов – грамоту и диплом за лучшую мужскую роль!
Нелли КАНГИНА