Зеленый хутор на берегу Дона
Новость в рубрике: Развитие экономики, Сельские поселенияИ хутор мал, и производства нет, а люди здесь продолжают жить
Богата история наших мест! Присмотришься внимательнее к карте, людей порасспросишь – и картины прошлого словно оживают. Много веков назад кочевали по нашим землям татарские орды завоевателей. Стойбища свои называли просто: по имени хана и места расположения. Разбил хан Али свое стойбище в Тубе (старом русле Дона), отсюда и название хутора Алитуб.
Много воды утекло в реке с тех пор, но и сегодня хутор на краю Аксайского района, который граничит с Багаевским, утопает в зелени, привлекает местных и приезжих вольным и чистым воздухом, простором и тишиной.
– У нас тут благодать, – говорит глава администрации Верхнеподпольненского сельского поселения Т.Н. Терских, имея в виду хутор Алитуб, – ничего промышленного строить нельзя, потому что водоохранная зона, зато дачники и отдыхающие – все наши!
И это правда. Расположен хутор Алитуб в пойме реки Дон, почти рядом с центром поселения, но ехать до него 12 км по дороге в сторону Старочеркасской, а потом – направо. Первый поселок на пути – дома нарядные, сразу видно, что новые. Это как раз дачники, точнее, владельцы частных домов в СНТ. Следующий поселок – бывшие дачи работников ростовского завода «Рубин». Потом дорога взбирается на пятиметровую дамбу, пересекает ее, и вот уже перед взором сам хутор Алитуб: 147 дворов, 360 человек населения, включая малых и старых.
Как живут здесь люди сегодня?
– Да, когда-то у нас населения было больше, чем сейчас,– ностальгически вспоминают мои собеседники, старожилы хутора Анатолий Иванович Масловский и Валентин Иванович Зерщиков. До войны, рассказывают, был свой колхоз «Знамя коммуны», в послевоенные годы начала осуществляться грандиозная программа мелиорации пахотных земель Нижнего Дона – были построены насосные станции, оросительные каналы и все, что требуется. В семидесятые годы начали в этих местах выращивать рис. Воды много, земли тоже, правда, солончаки, чтобы вернуть их в оборот, требуется дренаж (промывание). Опустим тонкости технологии, о которых Анатолий Иванович Масловский, работавший в оросительной системе, может говорить бесконечно. В те годы у него на обслуживании была вторая насосная, как раз дренажная. Для рисоводов создавались все условия: электроэнергию, например, колхозам и совхозам государство отпускало вдвое дешевле, чем рядовому сельскому жителю, и вчетверо дешевле, чем городскому потребителю. Рисовые чеки и сегодня видны из Алитуба, но это уже Багаевский район.
Валентин Иванович Зерщиков по специальности инженер-электромеханик тоже занимался насосами, был и главным гидротехником совхоза «Заречный», а в нем насчитывалось 2 800 орошаемых гектаров. В хуторе Алитуб располагалось отделение совхоза с молочной фермой, тысячей голов молодняка, конефермой, хорошо развитым овощеводством. Хлеб не сеяли, потому что пойма затопляема.
– «Остров свободы», вот как мы себя называли, – смеется Валентин Иванович,– кругом вода, а мы на острове: нас же окружает дамба в 42 километра.
Селились люди, конечно, там, где повыше. Кто сам строился, кто получил квартиру от Багаевской оросительной системы, в семидесятые годы для рисоводов было возведено порядка 20 типовых двухквартирных домов. И еще прошло время. ООО «Аксайская земля», правопреемник АО «Заречное», животноводства не имеет, а в механизаторах нуждается, потому что занимается выращиванием зерновых. Работают там люди и из Алитуба: Александр Фарапонов, Сергей Непрокин с сыном Игорем. Орошаемые площади на левобережье сократились в разы, но насосная станция действует, туда и сегодня требуется обслуживающий персонал.
Часть хуторян работает на земле. Михаил Николаевич Дацук выращивает зерновые, разводит молодняк и сына привлекает к делу, развернулись и другие, не местные.
А земля всегда на заботу отзывчива. Будешь ей кланяться – отблагодарит. Вот на одном из приусадебных участков – виноградник, и видно, что заложен недавно, опоры еще новенькие. Занимаются им люди городские, приезжие. Выйдя на пенсию, купили здесь дом с участком и трудятся себе в удовольствие. Недавно в хуторе поселилась молодая семья, он – сельский житель, она – городская, но «Мне так нравятся эти грядочки»… Для решения жилищного вопроса использовали материнский капитал. И таких семей в хуторе несколько.
Одиноко проживающих и тех, кто нуждается в помощи, обслуживают соцработники. Их трое: супруги Михаил и Светлана Зерщиковы и Евгения Манацкова, а на попечении у них 21 пожилой человек.
Чем можно заняться в свободное от огорода время? Как устроен быт хуторян? Школы в Алитубе нет, детвора учится в Верхнеподпольненской, организован подвоз школьным автобусом. Есть ФАП, сельский Дом культуры, в котором проходят все праздники, сходы жителей, встречи с районными службами. Дети и взрослые при желании могут заняться там, в кружках по интересам. На улице, от верхнего угла здания смотрят в стороны громкоговорители, когда-то такие извещали народ, например, о колхозном собрании, сегодня оповещают о чрезвычайных ситуациях. Связь хутора с центром поселения – по телефону. Субботник провести, сельский сход, отчет главы администрации поселения – звонок из центра активистам, а они уже все организовывают.
Именно так шла газификация хутора. Создали инициативную группу, стали собирать людей, объяснять, как это будет. Областная программа предусматривала условия софинансирования. Люди вносили деньги на разработку проекта, и все равно требовалось деятельное участие самих селян для продвижения его в экспертизу и выделения средств на строительство. Анатолий Иванович Масловский ездил в район и область – разузнать, собрать недостающие документы – у него уже был опыт организационной работы. Все началось осенью 2006 года, а в 2010 году зажглись голубые огоньки газовых плит.
Сегодня на повестке дня – вода. Проблема эта актуальна для всего левобережья, и как-то постепенно она решается. В Алитубе, расположенном на берегу Дона, воду всегда брали из колодцев, но сегодня они истощились, поэтому администрация организовала подвоз воды для селян.
– Проект водопроводной сети уже прошел экспертизу, – дает пояснения глава администрации поселения Т.Н. Терских, – но, к сожалению, строительство начнется не в этом году, планируется на 2020-й.
Среди примечательных мест хутора Алитуб – памятник павшим воинам Великой Отечественной. Списки погибших земляков, а так-же ветеранов колхозного производства собирал Семен Семенович Волохов, о котором наша газета писала в 2006 году. Тогда же он называл и фамилии погибших: Г.М. Аралкин, В.С. Сморченков, братья Иван и Александр Полтавские, братья Антон и Петр Киреевы, П.А. Каклюгин, а всего он собрал около 50 фамилий. Сегодня С.С. Волохова с нами уже нет, а памятник стоит, и все фамилии погибших увековечены на мемориальных досках.
Что еще интересного в хуторе?
– Мой брат уехал в Вологду,– рассказывает В.И. Зерщиков, – когда приехал в гости, говорит: хорошо, что у вас нет белых ночей, так бы и в дом не заходил, такая красота!
В частной беседе В.И. Зерщиков поведал мне, что на хуторе было когда-то три Мишки Зерщиковых, у каждого своя кличка, у одного – Богатырь. Поэтому и назвали одну из 13 улиц хутора Богатырской! А еще есть Российская, Донская. Не все, понятное дело, благоустроены, но ведь еще, кажется, недавно и самой дороги к Алитубу не было!
– Каким можно представить завтрашний день небольшого хуторка на Дону, – спросили мы главу администрации Верхнеподпольненского сельского поселения Т.Н. Терских. И вот что она ответила:
– Хутор Алитуб – красивый, по-домашнему уютный, тихий уголок для хорошего полноценного отдыха. Он окружен пойменными, рекреационными землями, что является благодатной почвой для развития сельхозтуризма, спортивной рыбалки, семейного отдыха, устройства мини-ферм для ознакомления горожан с условиями жизни и быта сельских жителей. Я надеюсь, что пройдет время и это направление найдет своих инвесторов и получит развитие. Пусть с каждым годом наше село становится все привлекательней, перспективней.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!