Работа на все времена
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», АПКВетеринария стала делом всей жизни Г.М. Шевченко. Бывают профессии популярные, модные. Правда, не всегда популярность соответствует значимости… А бывает и так, что человек выполняет свою работу обыденно, незаметно. В глаза она не бросается, а жить без нее нельзя. Геннадий Михайлович Шевченко, аксайчанин, казалось бы, никак с селом не связанный, выбрал профессию именно такую.
Мама его, Анна Яковлевна, была заслуженным учителем, отец – ветеран Великой Отечественной, работал на производстве, насколько силы позволяли. Жили в городе, правда, городом станица Аксайская стала называться, когда мальчишке только-только исполнилось восемь лет и городская черта заканчивалась кладбищем в центре. Вокруг простирались колхозные земли, поля и пастбища. А человек так устроен, что все, что есть на земле живое, пробуждает к этому интерес.
Может быть, именно по этой причине пошел паренек после окончания школы в Новочеркасский сельскохозяйственный техникум, на факультет ветеринарии, потом была армия, после службы – ветфак ДСХИ в Персиановке. Вероятно, выбору профессии способствовало и то, что существовала тогда в институте клиника, где лечили больных телят, поросят и всех остальных пациентов, которые сказать словами не могут, что и где болит, а только смотрят на человека жалобно: помоги…
Но помощь ветеринарного врача – это не обязательно уколы, капельницы или наложение шины на больной сустав. Во все времена первой и главной задачей ветспециалистов была охрана здоровья стада – регулярные осмотры, прививки, наблюдение.
А думаете, это так просто, если в совхозе, куда попал молодой специалист Геннадий Шевченко по распределению, насчитывалось 25 тысяч голов КРС на откорме и 12 тысяч голов свиней? Правда, это было в Курской области, там иные масштабы: и расстояния между хозяйствами, между производственными точками, и численность поголовья, но ведь и объем работы – не сравнить с нашим! Такая деталь: при плановой экономике количество животных в стаде должно было быть неизменным, поэтому выбраковка допускалась только в крайнем случае. В общем, от ветеринарной службы требовалось обеспечить здоровье тучного стада!
Те два года работы далеко от родных мест, на просторе, дали Геннадию Михайловичу опыт, и когда он вернулся в донские края, в Аксай, а это случилось в 1981 году, сразу пришел в райветстанцию, здесь его ждали. Начальником ветеринарной станции и главным ветеринарным врачом района был Георгий Петрович Половников, специалист, каких мало: всю жизнь отдал этой профессии. В те годы в Аксайском районе было хорошо развитое многочисленное животноводство: в двух крепко стоящих на ногах многоотраслевых колхозах и дюжине совхозов, покрупнее и помельче, насчитывалось только КРС разных пород и возрастного состава более 80 тысяч голов, почти каждое хозяйство имело свиноферму, птицу. Кто-то еще имел и овец, кроликов. В полную мощь работала Аксайская птицефабрика. Да много чего было! В те времена нас не пугали санкциями – все продукты к столу были своими. А если где-то чего не хватало, то в другом месте наблюдался этого продукта избыток. В общем, картошка, молоко и мясо были в каждом доме не привозные.
Геннадия Михайловича Шевченко поставили начальником дезотряда, это значило, что вся профилактическая работа была на плечах его службы, а служба состояла из него, специалиста и водителя машины-вездехода, в обиходе называемого бобик. Территорию от границы с Багаевским районом до границы с Родионово-Несветайским следовало держать под контролем, поэтому рабочий день начинался рано: с пяти часов утра – уже первая дойка на фермах, удобно в это время и подъехать. Сегодня одно хозяйство посетили, завтра еще два… Бич дойного стада – бруцеллез, доставлял хлопоты и туберкулез КРС, самое действенное средство от этих болезней – профилактика. На ранних стадиях эти болезни излечимы, но хорошая вакцина появилась только в начале 90-х. А до этого как спасали поголовье? Да только путем постоянного наблюдения и лечения, насколько возможно. Пристально отслеживал болезни животных и способы лечения Северо-Кавказский НИИ ветеринарии в Новочеркасске, проводил семинары, внедрял новые методы лечения…
Потом перешел Геннадий Михайлович на работу в ветклинику в Аксае, она тогда обслуживала еще Ковалевку, Камышеваху. В поселках и станицах, где содержалось крупное общественное стадо, были свои ветеринарные пункты, всего по району пять. Но и здесь, в городе, на попечении местного «доктора Айболита» находилось более 40 тысяч голов скота. Даже в Аксае жители окраин держали три стада коров, и был конфликт с экологами, природозащитниками из-за того, что паслись коровы на заповедной территории Мухиной балки…
Жизнь не стоит на месте, человечество движется в сторону технического прогресса, но потребитель не хочет есть продукты с добавлением химии – всяких консервантов, загустителей, ароматизаторов, он хочет лакомиться, например, свежайшим козьим сыром, и грант можно получить на его производство. Но условия гранта жесточайшие, сроки сжатые, и главное – нет знаний, опыта, а учиться некогда. И самое основное – будет ли спрос, ведь при нынешних ценах на энергоносители цена продукта станет вряд ли доступна широкому кругу покупателей…
И все равно люди животных и птицу держат, а скотине и птице нужен врач. Он будет нужен всегда – лечить кроликов, домашних животных. В семье Геннадия Михайловича жил ротвейлер – чемпион, 28 кубков за участие в выставках. Какая радость для семьи, для детей – иметь такого преданного мохнатого друга, ведь мы от животных тоже многому учимся. Старшая дочь, Виктория, окончила РИНХ, экономист, младшая, Анна, жена военного. Подрастают у Геннадия Михайловича внук и две внучки. В общем, есть для кого жить.
Кажется, только вчера получил диплом вуза, а в начале апреля этого года коллеги поздравили Геннадия Михайловича с юбилеем, 65-летием. Работу он оставлять не планирует: пока силы есть, надо трудиться. Устал – передохни, съезди на футбол на новый роскошный стадион, абонемент куплен на весь сезон. А можно провести время с семьей, покопаться на пригородном участке. Покой нам только снится, пелось когда-то в одной популярной песне. Как точно сказано.
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!