Гончарных дел мастерица
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», КультураСувениры, сделанные руками Юлии Агафоновой, разъехались по миру. Клуб мастеров «Веретено ремесел» из п. Октябрьский Щепкинского сельского поселения уже давно стал известен за пределами района. Клуб существует на базе сельского Дома культуры, а его состав насчитывает 32 человека. Каждый из мастеров уникален по-своему, и каждая работа передает характер и предпочтение автора.
Но главное, свое умение создавать шедевры народного творчества участники клуба передают детям. В СДК п. Октябрьский на уроки творчества приходит местная детвора. Но мастера на этом не останавливаются. Они проводят благотворительные мастер-классы и в детских домах.
Одно из самых любимых творческих занятий детей – лепка из глины и роспись фигурок. Мастер Ю.В. Агафонова не только сама с детства влюблена в лепку, она умеет увлечь творческим процессом девчонок и мальчишек. На ее занятиях всегда интересно, потому что любая работа сопроовождается рассказами о родном крае. Когда ребята отливают из глины вазу и украшают ее объемными фигурами казаков, к примеру, они знакомятся с историей и культурой казачества. Своими руками они создают то, что когда-то создавали их предки. Они оживляют историю, познавая ее через осязание и объем.
На глиняных панно, вышедших из-под детских рук, раскинулись донские березки, зацвели абрикосы, неспешно текут воды Тихого Дона, стоит казачий курень, и к плетню привязан доской скакун. А здесь под знойными лучами донского солнца созрели фрукты или овощи, и ты с первого взгляда даже не можешь понять, что они не настоящие. Творчество раскрепощает, расширяет границы детского сознания. Дети начинают замечать красоту мира, обращают внимание на то, как летит птица, ползет жучок, как тянется к солнцу подсолнух.
Потрясают своей красотой и неповторимостью и работы педагога. Юлия Викторовна пришла в гончарное искусство, будучи подростком. Тогда она жила в станице Ольгинской и ездила в ростовский Дом творчества, чтобы лепить из глины. Этот процесс для нее сродни волшебству: из бесформенного куска материала вдруг появляется косолапый мишка с бочонком меда или звонкий колокольчик в виде совенка.
Будучи семиклассницей, Юля с воодушевлением лепила из глины, а ее мама рассказывала, что талант передался ей по наследству. Она – потомок рода гончаров. Еще до войны ее прадед обеспечивал глиняной посудой всю округу. Полки с крынками занимали половину комнаты, а гончарный круг вращался с утра до вечера. До сих пор в семье сохранились крынки, изготовленные прадедом. В одной бабушка хранила сахар, в другой – муку.
Ремесло оборвалось, когда все мужчины из семьи ушли на фронт, а через шесть десятков лет Юля начала возрождать семейное дело. Когда после окончания школы нужно было выбирать профессию, девушка поступила учиться в институт культуры и искусства на художника народных промыслов декоративно-прикладного искусства. После окончания набиралась опыта на заводе авторских керамических изделий. В цехе больше приходилось заливать материал в готовые формы, а Юлии хотелось лепить, создавать из куска глины то, что нарисовало ее воображение. И она стала лепить.
Мастер не ищет легких путей и не покупает готовую глину в магазине. Ей гораздо интереснее пройти весь процесс создания глиняных изделий от начала и до конца. Еще в детстве мастерица нашла карьер и набрала первую глину, которая оказалась самой лучшей из всех, что ей удавалось отыскать на донских холмах. Это уже потом она узнала, что на этом месте когда-то был кирпичный завод, который прекратил свое существование, потому что месторождение было небольшим. Гуляя по степным просторам, Юлия Викторовна ищет новые глиняные места. Но пока лучше того, которое она нашла 20 лет назад, пробираясь через кусты, не нашла. Как только сошел снег, а зеленая растительность еще не покрыла донские степи и холмы, Юлия Викторовна отправляется копать глину, которая в это время максимально оголена.
Прежде чем глина станет казачьим куренем или копилкой, пройдет немало времени. Дома у мастера целый цех. Сначала глина проходит тесты. Мастерица разминает ее в руках, внимательно изучает состав, а потом заливает водой и пропускает через два сита. Первое задерживает мусор, второе – песчинки. Когда глина подсыхает, по количеству трещин и форме Юлия Викторовна определяет качество материала. Материал, идеально подходящий для лепки, ждет своего часа под открытым небом целый год. За это время происходят процессы, которые улучшают свойства глины, делают ее более пластичной. Когда наступает время, отлежавшаяся глина отправляется в бетономешалку.
Обжигает готовые изделия мастерица в уличной казачьей печке. Внутрь печи она ставит металлическую камеру с глиняными фигурами, обкладывает ее дровами, сдабривает маслицем. Вынимать обожженные изделия можно только после того, как печь полностью остынет.
А дальше в дело идут кисти и краски, которые расцвечивают глиняные фигуры и вазы всеми цветами радуги. Ленивый кот, прикорнувший у пенечка, приобретает жизнерадостный рыжий окрас. Петух становится ярко- красным, а травка, на которой он разгуливает, – изумрудно-зеленой. Кстати, о петухах. Фигурки, размером со спичечный коробок, покорили бразильцев на Чемпионате мира – 2018. Поделки клуба «Веретено ремесел» продавались в аэропорту.
– Мы привезли много разных работ. И мне было интересно, что же все-таки понравится иностранцам больше всего. И вы знаете, петушки Юлии Агафоновой забрали в первую очередь. Болельщики брали в руки птичку и уже не хотели отдавать. Маленькая фигурка легко помещалась в карман. Русские сувениры улетели в Бразилию, – рассказывает руководитель клуба мастеров «Веретено ремесел» В.П. Костючик.
А еще отправились в Германию. Юлия Агафонова вместе с другими участниками клуба ремесел участвует в разных фестивалях. Ценители народного творчества увозят изделия мастера в разные страны. На самой первой Шолоховской весне в станице Вешенской мастер подарила фигуру казачьей лошади с телегой Губернатору Ростовской области В.Ю. Голубеву, который прогуливался по торговым рядам и рассматривал творения донских мастеров.
Есть и постоянные почитатели творчества Ю.В. Агафоновой. Каждый год они приезжают в станицу Вешенскую, чтобы найти мастера и приобрести очередной экспонат для своей коллекции.
За сохранение и пропаганду казачьих традиций, промысла и быта, участие в фестивалях «Нет вольнее Дона Тихого», «Воспетая степь» Юлия Викторовна получила благодарственные письма министерства культуры Ростовской области, отдела культуры Администрации Аксайского района, администрации Щепкинского сельского поселения.
Есть в копилке наград и благодарственное письмо за участие в VII Международном фестивале «Казачья станица», который проходил в столице нашей Родины.
Специально для фестиваля «Играет песня над Доном», по заказу организаторов мероприятия, Юлия Викторовна создала целую серию сувениров в виде казака и казачки. Правда, ни одна из фигур не была похожа на другую. Каждая аутентичная пара отличалась и костюмом, и характером.
Нужно отметить, что каждая фигура, вылепленная мастером, уникальна. Другой такой нет. Всю зиму женщина создает эскизы будущих работ. Дело в том, что в это время года заниматься лепкой не позволяют погодные условия и повышенная влажность.
Как только весеннее солнце подсушит воздух, Юлия берется за работу. Создавать шедевры ей помогают два сына.
– Как только я начинаю лепить, ко мне присоединяются сыновья. Старший увлекается деревообработкой и работает с глиной. Его идеи всегда дополняют мои работы, и наше совместное творчество получается гармоничным. Он может слепить, например, топор для моей фигуры, а я раскрасить его деревянное изделие. Причем они получаются как настоящие. Как-то сделал змею из коряги, когда мы несли ее по улице, один мужчина в ужасе отпрянул, увидев поделку. А как-то на выставке кто-то схватил деревянный топор и принялся забивать им железные колья для палатки. Потом понял, что он не настоящий и очень удивился. Младший сын растет гончаром. Он любит месить глину, лепить из нее то, что он хочет, – говорит Ю.В. Агафонова.
Больше всего ей нравится лепить фигурки животных, которые так нравятся детям.
– На фестивалях я замечала, какие сувениры берут в руки дети. И мне захотелось делать именно то, что их радует. Я могу слепить медведя, таким, какой он есть в природе, но мне больше нравится создавать сказочных персонажей, – отмечает мастер. И действительно, медведь с бочонком меда как будто только что вышел из леса, где в его избушке успела похозяйничать Маша.
А вы когда-нибудь были в СДК п. Октябрьский? Видели, как расписана в казачьем стиле стена? Настоящий казачий курень, в углу стоит хозяйский сундук, рядом корзины с яблоками, а на нарисованных окнах настоящие занавески. Около стены поставили импровизированную печь, которая выглядит как настоящая. Получилось очень колоритно. Эта красота тоже дело рук Юлии Агафоновой. Как творческий человек, она не привыкла сидеть на месте. Идеи рождаются в ее воображении одна за другой. И она не устает воплощать их в жизнь.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!