Заложен по божьей и казачьей воле
Новость в рубрике: Избранное, Культура, Новости, РелигияАксайский храм успения пресвятой богородицы накануне юбилея. В общей сложности храму уже 198 лет. Накануне его 200-летия мы говорим с благочинным приходов Аксайского округа, настоятелем Успенского храма г. Аксая, иереем Алексеем ШИЛОВЫМ.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Памятник русского православного храмового зодчества Дона начала ХIХ века. / ФОТО Ивана Василенкова
– У нашего храма славная история. Есть что вспомнить накануне его 200-летия…
– Первый камень Свято-Успенской церкви заложили 15 сентября 1822 года. За три года на частные пожертвования возвели монументальный крестово-купольный двухпрестольный храм, выполненный в стиле ампир, с трехъярусной звонницей над притвором.
Внушительными были размеры этой церкви: длина – 38 метров, наибольшая ширина – 18 метров, высота до верхнего карниза – 10 метров.
Необходимость в строительстве храма была обусловлена ростом населения и потребностью казачьего войска в собственном храме. Одним из назначений церкви стало благословление казачьих полков на военные подвиги. Сюда собиралось казачество перед решением важных вопросов. Сюда приходили казаки отдать дань памяти своим погибшим товарищам.
Гордилась Успенская церковь своими святынями-реликвиями. Среди ценных предметов здесь находилось «Евангелие» 1815 года, замечательное по своей отделке, в позолоченном окладе, усыпанном 356 яхонтами и 89 изумрудами. Храм украшали великолепные фрески и гобеленовые ткани на библейские темы. По утверждению историков, Свято-Успенский храм был в те времена на самозвоне, а значит, в любое время суток при сильном ветре и метели его колокола посылали в округу сигналы спасения, обозначая путь к близкому жилью и неоценимо помогая путникам, едущим по тракту.
На сегодняшний день в храме можно увидеть три сохраненных образа того времени: это образ святого Власия, особо почитаемого и православной, и католической церковью. Имя второго святого трудно различаемо. Скорее всего, это образ также высоко чтимого епископа Харлампия. Третьим спасенным образом стал образ святой Пелагеи (Пелагии).
«Самым важным событием не только для прихожан, но и для всего города станет масштабная реконструкция храма. Святыня, разрушенная в период советской власти, приобретет первоначальный вид. Планируется восстановление внешнего и внутреннего убранства храма на основе имеющихся исторических источников, фотографий и сохранившихся фресок», – отмечает иерей Алексей Шилов.
СПРАВКА Иерей Алексей Шилов принял священический сан в 2015 году, сменив гражданскую профессию на служение Богу. Он окончил Донскую духовную семинарию. В 2018 году иерею Алексею Шилову была вручена камилавка (головной убор темно-синего, фиолетового или черного цветов в виде расширяющегося кверху цилиндра, является наградой для священников). Некоторое время иерей Алексей Шилов был настоятелем Свято-Духовского храма в п. Щепкин, а летом 2020 года назначен благочинным Аксайского округа.
– Как храм пережил период гонения церкви советской властью?
– 1929 стал годом «великого перелома». ЦК ВКП(б) объявил «безбожную пятилетку». Среди притеснений были и налоги в виде обязательной поставки мяса. В это время на Дону, на Украине, на Кубани, ранее изобильных урожаями областях, свирепствовал голод. Церкви одна за другой закрывались. Многие разрушались до основания, другие превращались в склады, перестраивались для предприятий. За неимением подсобной фермы и из-за обеднения прихожан церковный Совет Свято-Успенской церкви не смог заплатить налогообложение по мясу. Решением местной власти церковь была закрыта. Разрушены купол и колокольня, навершие склепа-часовни. После Великой Отечественной войны здание церкви было передано ремонтному заводу «Сельхозтехника». Второй этаж приспособили под кинозал со сценой. Здесь же проводились политзанятия и прочие собрания. За сценой, под куполом, расположилась раздевалка, в левом приделе – душевые, в алтаре – Ленинская комната. На Горнем месте вместо лика Спасителя висел портрет Ленина.
Долгое время роспись храма оставалась нетронутой. Может, так и сохранилась бы, но перед вручением переходящего знамени руководство предприятия «Сельхозтехника» посчитало неудобным присутствие святых ликов и дало указание стереть их. Дело не ладилось, очевидно, у рабочих руки не поднимались творить зло. Нашли, говорят, одного. За два дня многое успел замалевать, на третий день его раздавила машина.
– Как удалось вновь открыть храм?
– 25 мая 1994 года состоялось собрание представителей казаков Аксайского юрта и православных христиан Аксая, на котором было принято решение о создании Свято-Успенского прихода Русской православной церкви. 15 июля были получены надлежащие документы. Настоятелем Свято-Успенского храма по просьбе казаков был назначен иерей Игорь Дьячек.
Можно было представить, сколь трудным было это подвижничество: восстановление храма, лишенного в советские годы своего святого статуса, застроенного производственными и уже приватизированными постройками. Куда легче воздвигнуть новый храм!
Но 28 августа 1994 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы после литургии в Одигитриевской церкви по аксайским улицам во главе с отцом Игорем шел, направляясь в Свято-Успенский храм, крестный ход с хоругвями и иконой Успения Пресвятой Богородицы.
Директор «Сельхозтехники» Василий Иванович Рецов, вняв просьбам казаков и народа, разрешил крестному ходу пройти на второй этаж, мало веря в то, что из этого что-либо получится: где и как среди станков и перегородок можно творить святую службу? Однако, поднявшись по узким ступеням, прихожане прослушали молебен с акафистом Пресвятой Богородице, прося ее о помощи в восстановлении божьего храма.
С этого дня и начался многолетний коллективный подвиг православных аксайчан во главе с отцом Игорем по восстановлению храма. Трудно представить, сколько кирпичей, железных и деревянных отходов, болтов, гвоздей заталкивали они в мешки, подтаскивая эти тяжести к двери на крышу северной пристройки, чтобы сбросить в машины для вывоза!
К храму и подхода-то не было, заходили через территорию «Сельхозтехники» с улицы Чапаева. По крутым ступеням вытаскивали с этажа столы, шкафы и шкафчики, прочую мебель. Машины для вывоза мусора руководители предприятий, спасибо им, давали, но для машин нужно было открыть заваленные многолетними свалками ворота. Требовалась мужская сила. Помогали казаки.
С 6 на 7 января 1995 года – на праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа – на втором этаже Свято-Успенского храма состоялась первая, праздничная, литургия.
27 сентября 1999 года, на праздник Воздвижения Креста Господня, была поднята луковица центрального купола. Над храмом был воздвигнут крест Господень!
В 2010 году 26 августа был совершен чин малого освящения храмового помещения, что совпало с 185-летием первого освящения храма. Открытие храма, который в тридцатые годы прошлого века заставили замолчать, стало большим событием для Аксая.
8 июля 2018 года глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил таинство освящения храма Успения.
– За такую долгую историю в храме служило немало подвижников церкви…
– В церкви с 1871 по 1910 год служили шесть аксайских епископов, викариев Донской епархии. В то время в станице Аксайской находилась кафедра епископов. До 1924 года было десять епископов аксайских, среди них: Августин, Флориан, Иоанн Протопопов, Модест, Митрофан Гринев и другие. Известными церковными деятелями были Никанор (служил с 1871 по 1876 год) и епископ Захария (Лобов). Проповедники Захария Лобов и Николай Попов приняли мученическую смерть. По решению Архиерейского собора Русской православной церкви они были канонизированы в сонме мучеников и исповедников российских.
– Чем сейчас живет храм?
– В храме совершаются богослужения. Также прихожанами храма оказывается помощь малоимущим семьям, инвалидам, пожилым людям и ветеранам Великой Отечественной войны. В деле социального служения активно помогает казачество.
В связи с эпидемиологической обстановкой уже сейчас ведутся регулярные прямые трансляции богослужений для тех, кто по тем или иным обстоятельствам не может посещать храм. Также в ближайшее время произойдет запуск онлайн-встреч для организации духовного общения и религиозного просвещения различных групп населения в условиях пандемии.
Отправить ответ
1 Комментарий на "Заложен по божьей и казачьей воле"
Надо бы сходить в этот храм. Храм Одигитрии посещаю, а в этом еще не была.