Храм с уникальной историей
Еще в 1637 году, когда казаки собирались идти на Азов, они дали обещание Богу, что если возьмут эту крепость, то построят храм в честь Воскресения Христова. Но донцы забыли о своем обещании, и вскоре на казаков напал «мор», вымирали целыми семьями. Казаки, вспомнив о своем обещании, в 1650 году построили деревянный храм, и мор прекратился. Этот храм в 1670 г. сгорел. Через два года казаки вновь отстраивают его. В ноябре 1687 года второй храм тоже был уничтожен пожаром. Лишь в 1704 году казаки обратились к царскому правительству за разрешением построить каменный храм. Казакам царь не только разрешил постройку храма, но и оказал материальную поддержку. Из Москвы были присланы мастера, строительный материал, церковная утварь, деньги. В 1709 году, будучи в Черкасске, царь Петр I лично положил несколько кирпичей в алтарную стену храма. Строительные работы продолжались более десяти лет, и 1 февраля 1719 г. храм был освящен.
Войсковой Воскресенский собор является самым первым на юге России девятиглавым каменным храмом. Первоначально собор имел три отдельных входа. В XIX веке из-за наводнений крыльца собора были разрушены и построена паперть с удобной площадкой для причаливания лодок. До самой революции 1917 года в этом храме, после праздничной службы, можно было пройти по галерее и осмотреть казачьи реликвии, которые периодически выставлялись для всеобщего обозрения. В 1919 году эти реликвии были вывезены за границу казаками, остальные ценности храма были реквизированы новой властью в помощь голодающим. В 1930 году здание собора было отдано местному музею имени Степана Разина. Во время оккупации немецко-фашистскими войсками в 1943 году музей был перемещен в другое здание, а собор вновь открыли для прихожан. Для отправления служб в собор был приглашен батюшка. Здание Войскового Воскресенского собора использовала местная религиозная община до 1950 года. Затем она в станице выстроила для своих нужд молельный дом и оставила собор.
В 1957 году на базе станичного музея имени Степана Разина был образован филиал Новочеркасского музея истории донского казачества и создана новая экспозиция в галерее Воскресенского собора. Понимая историческую и художественную значимость Старочеркасска, Совет министров РСФСР 30 декабря 1970 года принял постановление об организации в станице Старочеркасской историко-архитектурного музея-заповедника. Была разработана комплексная программа по восстановлению памятников старины станицы Старочеркасской. В основу реставрации был положен проект, разработанный специалистами объединения «Реставрация» во главе с доктором искусствоведения И. Маковецким. Для проведения этого обширного комплекса работ была создана специальная научно-реставрационная мастерская и бригада художников-реставраторов. Реставрация храма продолжалась 13 лет. Для туристов храм открыли в 1983 году. В 1991-м году храм освятили, и до настоящего времени здесь проводят службы монахи Старочеркасского Свято-Донского монастыря.
При входе в храм можно увидеть интересную реликвию – цепи и кандалы С. Разина. Размеры и форма цепей просто уникальны. Известно, что эти цепи после казни привез обратно из Москвы крестный отец Разина, войсковой атаман Корнила Яковлевич Яковлев. Пока Степан Разин брал крепости на Волге, атаман Яковлев, собрав донскую флотилию, успешно сходил под Азов. Были сняты цепи, которыми турки перегораживали Дон, чтобы казаков не пускать в море. Есть интересное предположение, что именно часть этой турецкой цепи и была использована Яковлевым для укрощения строптивого крестника.
Уникальным является деревянный иконостас собора. Резьба в форме виноградной лозы, форма и украшения иконостаса не являются редкостью в средней полосе России, но у нас на Дону это единственный иконостас, который сохранился почти полностью. Большой редкостью считается его многоярусность. В иконостасе Воскресенского собора пять классических ярусов, один тумбовый – для украшения и три навершия в виде распятия с сиянием из лучей солнца. В центральном сиянии навершия имеется изображение голубя из дерева, как олицетворение святого духа, это часто встречающийся элемент в христианской традиции. А вот два крайних просто уникальны, они выполнены в виде треугольника с глазом. В христианской иконописи это сложная символико-аллегорическая композиция является символом Святой Троицы.
Иконы Воскресенского собора тоже являются уникальными в своем роде. Большая часть икон в иконостасе писана в мастерской Егория Ивана Грека в 1749 году. Подпись мастера была обнаружена при последней реставрации на главной храмовой иконе «Воскресение Христово». В иконостасе в праздничном ряду имеется интересная икона «Вход Господень в Иерусалим». Обычно Иисуса в этом сюжете изображают сидящим на осле, но, уважая традиции донских казаков, на иконе Воскресенского собора Христос изображен на коне. Во время реставрации обнаружено, что некоторые иконы были настолько загрязнены, что в XIX веке их невозможно было очистить, поэтому поверх икон писали нужный сюжет. На иконе праздничного чина «Моление о чаше» под позднейшей записью было обнаружено более раннее изображение, да еще и перевернутое. Было решено не очищать полностью икону и сохранить часть более позднего рисунка. Так в иконостасе появилась эта уникальная икона.
Имеются иконы и более позднего времени, например, в гнезде иконы праздничного чина «Воскресение» при последней реставрации была обнаружена надпись «Москва, реставрация бр. (братьями) Чириковыми. Петр Чиркин. 1916 г.». В архиве Ленинградского отделения института археологии имеются документы о реставрации внутреннего убранства Войскового Воскресенского собора с 1914 по 1919 год. Иконы тумбового ряда не относятся к работам Грека, хотя реставраторы отнесли их к XVIII веку. Сохранилось 38 икон этого ряда, они писаны в другой манере, отличной от той, которую использовал Егорий Грек и братья Чириковы.
Тумбовый ряд представлен иконами разного формата, в том числе круглой формы, где представлены мучения святых апостолов. Русская иконопись и монументальная живопись XVIII века сейчас практически открываются заново. Каждый факт, вводимый здесь в научный обиход, помогает расширить наши представления о русской культуре XVIII века. Перед иконостасом висит медное пятиярусное паникадило XVII века весом в 540 кг, которое имеет надпись на нижнем «яблоке» следующего содержания: «7151 (1642) в даръ Богу принесено паникадило в соборную церковь при атамане В.А.И.П.». Эти буквы расшифровываются, как «Войсковом атамане Иосифе Петрове». Известно, что атаман Иосиф Петров вывез это паникадило из Азовской Предтечинской церкви вместе со створками ворот крепости и главными весами города Азова.
Богато украшенный иконостас и совершенно белые без росписи стены создают особый резонанс восприятия интерьера собора у посетителя. Росписи стен имеются только в алтарной части и на хорах. Конструкция хор находится в четырех метрах от пола. Она представляет собой деревянный балкон, украшенный монументальной живописью, карнизами, деревянными балясинами. Общая длина хор – 55 метров, высота чуть меньше двух метров. По ширине хоры, как правило, состоят из пяти основных досок, иногда четырех или шести. Росписи здесь уникальны и не имеют аналогий в русской монументальной живописи. Сюжеты делятся на две части: композиции Ветхого завета и Нового.Ветхозаветные композиции заключены в барочный орнамент, близкий к квадрату, евангельские вписаны в орнамент, имеющий характер круга. Внизу, как правило, посредине композиции, находится картуш, в котором имеется пояснительная надпись, иногда рифмованная. Так, композиция «Иисус перед Каиафой» сопровождается надписью: «Пред Каиафою в чертоги приведенный Иисус им вопрошаем был. Но он пред ним молчал. То аки зверь свирепо разъяренный бил по лицу его и ложно клеветал».
После того, как хоры были расчищены полностью, стало понятно, что здесь работало два живописца. Кто они, эти художники, пока загадка. Стены храма были украшены иконами, в основном это были иконы, дарованные казаками в честь благополучного возвращения домой из походов, по реставрационным записям братьев Чириковых их было более 400. До настоящего времени сохранились большие храмовые иконы, которые реставраторы относят к XVIII веку, – это икона Казанской Божией Матери и икона «Всех скорбящих радости». Икона Казанской Божией Матери – одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского государства и Русской Православной Церкви XVI – нач. XXI вв. Списки иконы получили широчайшее распространение, многие прославились как чудотворные. В Старочеркасском Воскресенском соборе икона Казанской Божией Матери также является списком с иконы, которую принесли в 1611 году в Москву, занятую поляками, из Казани с казанским ополчением.
Самое раннее документальное упоминание об иконе с названием «Всех скорбящих Радость» относится к 1683 году. Этот образ был написан придворным живописцем И.А. Безминым. На рубеже XVII – XVIII вв. в Москве мастерами Оружейной палаты был создан ряд значительных по размеру икон «Всех скорбящих Радость» со страждущими, где изображения Богоматери варьировались в нескольких вариантах. В Воронеже в Богословской церкви имелась икона «Всех скорбящих Радость». Она была создана в конце XVII в. во время пребывания в городе царя Петра I при строительстве русского флота. К сожалению, этот образ не сохранился. Описание Воронежской иконы полностью совпадает со Старочеркасским списком. А если учесть, что после взятия Азовской крепости царь Петр I передал донские земли в ведение Воронежской епархии, то очевидно, что после пожара 1744 года был заказан список именно с Воронежской иконы «Всех скорбящих Радость» для Войскового Воскресенского собора.
Воскресенский собор в станице Старочеркасской является уникальным памятником архитектуры и истории. То, что данная постройка – свидетель событий очень отдаленных и значимых не только для истории Дона, но и всей нашей страны, придает ей особое значение в глазах современников. В познавательном плане историческая ценность собора выражается, прежде всего, в том, что он сам служит носителем информации о прошлом, то есть является историческим источником.
С.В. Багаевская, старший научный сотрудникСтарочеркасского музея-заповедника.




















