В ней крестили Матвея Платова…
Когда точно в г. Черкасске была построена первая церковь, неизвестно, но, основываясь на известной набожности донских казаков, можно заключить, что еще черкасы имели здесь по крайней мере часовню, а вскоре после той эпохи, когда Черкасский городок стал главным на Дону, «должно полагать и построение церкви: ибо из актов 1660-х годов видно, что в сих годах оная уже существовала».
Ежегодно 18 апреля мы отмечаем Международный день памятников и исторических мест. Эта дата призвана напомнить нам о том, как важно защищать и охранять всемирное культурное наследие. Старочеркасский историко-архитектурный музей- заповедник был основан 30 декабря 1970 года по инициативе М.А. Шолохова на базе памятников истории и архитектуры станицы Старочеркасской, ведущей свою историю с 1570 года. Старочеркасский музей внесен в международные туристические справочники ЮНЭСКО. На его территории около 100 объектов-памятников культовой, гражданской, жилой архитектуры. Здесь же находится атаманское подворье –единственная сохранившаяся на территории донского края атаманская усадьба, куда входят Атаманский дворец, кухня, монастырская гостиница, фундаменты каретной и конюшни и церковь во имя Донской иконы Божией Матери.
В начале XVIII столетия в Черкасске было четыре церкви: Соборная во имя Воскресения (она самая древняя) стояла в Черкасской станице; святых апостолов Петра и Павла была для станиц Прибылянской и Дурновской; святого Николая (благословенная грамота на постройку этой церкви дана в 1703 году) служила для Тютеревской и Скородумовской станиц; Преображенская церковь располагалась в Ратненской станице. Помимо церквей в Черкасске была и татарская мечеть.
Каменные церкви, возведенные на месте сгоревших деревянных, развивают найденное ранее планово-пространственное решение. Такова церковь, построенная в честь святых апостолов Петра и Павла. Она расположена на площади бывшей Прибылянской станицы, где жили, главным образом, «прибылые» (пришлые) торговые люди. Деревянная Петропавловская церковь (третья по времени церковь Черкасска) была построена в 1692 году. Это видно из грамот Войска Донского. Она стояла немного западнее ныне существующей каменной церкви. Во время пожара 1744 года она полностью сгорела, и в этом же году донцы отправили в Москву ходатайство с просьбой прислать в Черкасск мастеров для строительства каменной церкви. 13 апреля 1749 года Императрица Елизавета Петровна для строительства церкви Петра и Павла прислала атаману Даниле Ефремову с казаком Михаилом Барабанщиковым московского мастера, десять каменщиков и штукатуров, которые довольно быстро выстроили каменную церковь.
Все, кто занимался изучением архитектуры г. Черкасска, Б.В. Лунин, Н. Лаврский, В. Сухоруков, В.И. Кулишов, утверждают, что Петропавловская церковь была построена в камне в 1751 году. И только Г.А. Левицкий утверждает, что «…31 августа 1750 года новая Петропавловская церковь, выстроенная в камне, была торжественно освящена епископом Воронежским Феофилактом, а через год к церкви с южной стороны был пристроен придел во имя Иоанна Воина, который изменил первоначальную архитектуру церкви.
Подобные центричные, с вытянутыми главками, церкви встречаются в городах средней полосы России. Однако Петропавловская церковь обращает на себя внимание стройностью пропорций, лаконичной простотой архитектурного решения, выдающими руку хорошего мастера. Если она и построена по проекту учеников «школы Растрелли и Ринальди», как утверждает Н. Лаврский, то, во всяком случае, не последователями Ф.-Б. Растрелли, хотя здесь трудно и предположить, что это был Антонио Ринальди, который начал строить в России с 1751 года, то есть тогда, когда большинство черкасских церквей было уже отстроено. В сдержанных формах Петропавловской церкви почти ничего нет от пышности елизаветинского барокко. По-видимому, мы имеем здесь дело с архитектором переходной поры от барокко к раннему классицизму, причем архитектором, прекрасно осведомленным о художественных исканиях Центральной России и учитывающим местные традиции и вкусы.
Барочная композиция «восьмерик на четверике» используется и в церкви, и в колокольне. Комбинируя одни и те же формы, архитектор добивается выражения какой-то удивительной монументальности. Кубическое основание храма завершается высокой четырехскатной кровлей, переходящей в узкий световой барабан с маковкой купола. Стены украшены пилястрами, скругленными наличниками окон, которые скупостью декора лишь подчеркивают ясность членения архитектурных объемов. Северные и южные фасады приделов церкви были оформлены четырехколонными портиками, не дошедшими до наших дней.
Колокольня, в одной связи с храмом, благодаря плавному переходу четверика к граненому ярусу звона, кажется еще монолитнее и стройнее. В паре они образуют согласованный ансамбль, выразительность которого очевидна издали, когда с разных сторон и ракурсов их силуэты каждый раз сочетаются по-разному.
Каменную кладку церкви делали на известковом растворе, толщина стен достигает до 1 м 30 см. Решетки окон нижнего яруса имеют кубчатый рисунок. Первоначальный пол церкви не сохранился, как и многоярусный иконостас, который был уничтожен в 40 – 50 годах XX века. Вот что пишет об иконостасе Петропавловской церкви Н. Лаврский: «Иконостас этой церкви, по всей вероятности, относится к концу первой половины XIX века и малоинтересен. Живопись, как и в других церквах, не интересна».
На центральном своде храма в свое время была изображена рыба, обрамленная картушем – символ Иисуса Христа. Стены церкви были внутри расписаны орнаментальной и сюжетной живописью. В настоящее время фрагментарно сохранилась лепнина внутри храма, но большей частью это новодел. Небольшая каменная ограда шла вокруг церкви, спасая ее от частых наводнений, а густо посаженные вокруг храма деревья придавали ему еще большую красоту и скромность, а иногда спасали от пожаров.
Церковь Петра и Павла была не очень богата драгоценностями, хотя здесь были царские врата и часть икон, украшенных серебряными окладами. Как и в других ризницах черкасских церквей, здесь имелся ряд риз из парчовых атаманских кафтанов. Из икон интересной была «Казанская Богоматерь», в честь которой в 1869 году в Петропавловской церкви был устроен придел. По описанию того же Левицкого в церкви было около 18 пудов серебра, множество жемчуга, алмазов, яхонтов и изумрудов. Кроме этого, внутри храма хранились церковные книги 30 – 80 годов XVIII века, Евангелия 1621 и 1748 годов.
Поскольку место, где стояла Петропавловская церковь, постоянно затапливалось весенними водами, в начале XIX века было принято решение насыпать землю вокруг церкви. Но не помогало от других стихийных бедствий, в частности, 10 августа 1823 года церковь пострадала от пожара, и от полного уничтожения ее спасли густо посаженные вокруг деревья.
Еще эта церковь примечательна тем, что в ней был крещен будущий герой войны 1812 года, знаменитый вихорь-атаман Матвей Иванович Платов, родившийся в станице Прибылянской города Черкасска 19 августа 1753 года. Здесь, на улицах Черкасска, столицы Войска Донского, Матвей провел свое детство. Молодежь того времени воспитывалась в атмосфере, проникнутой боевым духом, на рассказах старых казаков, чья жизнь прошла в славных военных подвигах. Подражая своим героям, молодые казаки проводили время в играх военного характера. Верховая езда, ловля зверей и рыбы, упражнения в стрельбе были любимым их занятием. В среде этой молодежи и рос будущий атаман донского казачьего войска, гроза неприятеля – Матвей Иванович Платов, «который уже в то время выделялся из общей массы остротою ума, проворством и ловкостью».
«Матвей Иванович Платов сделал в короткий срок головокружительную карьеру. Без связей, без образования, зачисленный в 13 лет на службу в казачьи войска, Платов в 19 лет уже командовал полком. Он участвовал во всех войнах и больших походах его времени, всегда выделяясь, получая награды, привлекая внимание крупнейших полководцев, политических деятелей царского двора» ,– так о Платове написал донской писатель Дмитрий Петров (Бирюк) в своем историческом романе «Сыны степей Донских».
И.А. Чеботурова, заместитель директора Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника.