Змиевская почтовая станция
Читая произведения художественной литературы, просматривая художественные фильмы, изучая историю России и слушая воспоминания старожилов, мы неоднократно встречаемся с описанием почтовых станций и почтовых трактов. Одна из них, Змиевская станция (впоследствии Горбиковская), якобы находилась на территории нашего поселения.
Перед нами встала задача: проследить, какова же судьба этой почтовой станции и тракта, проходившего через Большой Лог. Какое значение они имели в хозяйственной жизни страны, Донского края, нашего хутора?
Чтобы выяснить, в какое время в официальных документах встречаются упоминания о нашем хуторе и почтовом тракте, мы обратились к документам, взятым в Старочеркасском архиве: № 3668, «Приказъ войскового атамана Сулина 1-го сентября 1774 года: «Большелогский – на балкъ Большомъ Логу. Въ 1770 году на этой балкъ существовалъ хуторъ, составивший изъ 2-хъ дворовъ казака Ивана Головы. Въ 1774 году онъ назывался уже Большелогскимъ хуторомъ».
Вот что говорится про наш хутор в книге «Земля Войска Донского»: «Хутор Большой Лог с 1764 года числится в юрте станицы Аксайской (ныне – город Аксай), в приходе Троицкой церкви. На территории балки Большой Лог числится два населенных пункта – хутор Большой Лог и поселок Горбиковский. В хуторе Большой Лог указана почтовая станция». Через этот хутор и проходил почтовый тракт.
Раньше слово «почта» воспринимали как место или станцию для содержания лошадей. В совокупности все почты составляли единую пассажирскую транспортную сеть России.
Появление почты и почтовой службы на Дону следует отнести к концу 90-х годов XVII века. 7 января 1696 года, перед взятием Азова, Петр I возлагает на донцов обязанность по содержанию почты на территории Войска (В.Д. Гладченко. «Дороги серебряной подковы Дона». Донское пушкинское общество ГОУК «Аксайский военно-исторический музей». г. Ростов-на-Дону, Ирбис, 2010 год, с. 49).
Лошадей в 1810 – 1830-х годах на Аксайской почтовой станции не держали, для большого количества коней нужен был выпас. Тогда считали, что для этого удобнее держать их на Змиевской почтовой станции, где было в достатке степного разнотравья. Прогоны лошадей с пассажирами в повозках и с почтой к Аксайской переправе осуществлялись следующим образом: от Змиевской станции до переправы, здесь высаживали пассажиров, сдавали почту и, загрузившись, следовали обратным путем до Змиевской почтовой станции, где давали уже отдых лошадям.
По словам историков, Петр Иванович Хицунов указал на существование почты в произведении «Заметки на пути от реки Дона до Пятигорска», которое было напечатано в журнале того времени «Отечественные записки». Он пишет: «Заплатив прогоны на Змиевской станции до следующей, лежащей на другой стороне реки, мы спокойно ожидали переправы на другую сторону и так далее».
В описании дорожной карты за 1828 год указано и верстовое расстояние от города Ростова до почтовой станции Змиевской – 16,5 верст (верста – старая русская мера длины, равная 1,0668 км).
В 1823 году из Минеральных Вод через Новочеркасск в центр России проследовал Александр Петрович Нелюбин, вице-директор Медицинского департамента в Санкт-Петербурге. В описании своего маршрута он указывает на Змиевскую станцию, расположенную от Новочеркасска в 21,5 версты, на которой было 36 лошадей. Этот маршрут он специально описал для больных, следовавших на Кавказ лечиться.
В рукописи неизвестного автора 1825 года «Рязань – Ставрополь – КМВ» также представлена кухня Змиевской почтовой станции. «16-го выехали из Карантина в шесть часов утра к переменам Нижне Егорлычном, Мечетная, станица хорошая, казачье жительство, дома имеют опрятные, тут пили кофей я же цыкорный для необходимости. Кагальницкая, Вотайская только что переменяли лошадей и не успевал ничего записывать. Г. Ваксай остановились осмотреть и походить, места прекрасные и во всем изобильные, тут Дон величественно разливается, теперь сделан по нем мост, который утвержден на якорях, волны так и ударяют об него, и он колеблется, однако проезжают хорошо. Ходили по лавкам: продаются славные персидские колпаки материя; все сие место как будто непрестанную ярмарку; везде видишь разные разложенные товары, гул или шум народной воза с арбузами и разными мелочами, тут мы купили между прочим для ухи большую жирную стерлядь за два рубли и в станции Змиевской обедали; рыба была превкусная, но уха не тан, потому что недоставало всех специев».
Получается так, что почтовые станции располагались за пределами станиц, что было очень неудобно. В связи с этим в 1839 году было предложено атаману «устранить неудобства, встречаемые проезжающими по трактам, ведущим на Кавказ, от расположения в степях почтовых станций и непомерными между ними расстояниями». В 1841 году атаман М.Г. Власов приказал построить пять новых почтовых станций и перевести Змиевскую почтовую станцию. Ее разместили около хутора Горбикова, также около балки Большой Лог. И назвали Горбиковской. Данная станция указана на карте Дорожника Области Войска Донского в 1887 году.
Большелогская балка очень большая, и, как нам рассказали сельчане, «она очень длинная», а Змиевская балка впадает в Большелогскую. Сложились благоприятные условия для размещения почтовой станции: все было рядом – и трава, и вода. А вот какие сведения про эту станцию мы нашли в Ростовском государственном архиве: Журнал общего присутствия войскового правления. Часть 1/а, за март 1858 года. Из докладной записки экспедиций войскового хозяйства ясно, что почтсодержателем Московско-Кавказского тракта был гвардии-ротмистр Платон Луковкин.
В Донской публичной библиотеке мы нашли статью М.В. Зоровой «Пушкин в Аксае», где также описывается Змиевская станция, которая к моменту приезда Пушкина в 1820 году уже функционировала, и путешественники могли зарегистрироваться только там, но ночевали они все же в Аксае, о чем есть упоминание в письме Н.Н. Раевского к дочери Екатерине.
В 1863 году архитектор, есаул Войска Донского Руф Иванович Авилов построил из кирпича бассейн для сбора ключевой воды Змиевского источника с водозаборным краном. Это гидротехническое сооружение действует до сегодняшнего времени.
Определить год образования Змиевской станции точно нам не удалось, в архивных материалах мы не нашли таких данных, поэтому опираемся на материал, собранный В.Д. Гладченко, а именно – год появления станции – 1809. Все это нам предстоит узнать позже.
За прошедшие полтора столетия рельеф изменился, все застроено. Если анализировать и сравнивать карты 1833, 1871 и 1879 годов с чертежом Змиевской станции поручика Драчевского, то, по всей видимости, Змиевская почтовая станция находилась вблизи тракторной бригады. Сейчас здесь находятся распаханные поля, искусственные лесопосадки. Значение именно нашего исследования заключается в том, что мы решили сделать почтовый тракт памятным местом, повесить табличку. Администрация поселения поддержала начинание. Эта тема имеет важное значение в истории хутора, и мы будем продолжать исследование.
Н.М. Денисенко и учащиеся Большелогской СШСофья Костюк, Екатерина Лобкова, Татьяна Луппа.