На берегах «большого затона»
(Из истории ОАО «ССРЗ «Мидель»)
Отгремела гражданская война, прошли национализация, раскулачивание, и на базе бывшего частного предприятия в 1930 году были созданы Аксайские судоремонтные мастерские (АСРМ). Конторой Аксайских мастерских стало здание, построенное в 1913 году, которое тоже прежде принадлежало раскулаченному хозяину.
Из-за отсутствия нормальных дорог и автотранспорта самым востребованным видом транспорта стал флот. Основной его задачей стала перевозка урожая с полей колхозов, совхозов для населения г. Ростова-на-Дону, а также строительных материалов для предприятий города.
Восстановление флота, его ремонт, комплектование флота кадрами стали основной задачей АСРМ. За Аксайскими мастерскими была закреплена территория на правом берегу р. Аксай и акватория «большого затона» для отстоя и ремонта флота.
Молодое государство восстанавливалось после разрухи гражданской войны, а вместе с ним развивались и Аксайские судоремонтные мастерские. В 1932 году в мастерских были построены первые цеха с каменными стенами: здание механического цеха площадью 185 кв.м, кузнечного цеха (141 кв.м), древцеха (141 кв.м), склад пакли и железа (68 кв.м), а также общежития (бараки): № 1 (368 кв.м), № 2 и № 3 по 347 кв.м. В 1934 году строятся деревянные здания: конюшня (25 кв.м), кладовая (56 кв.м) и склад угля (23 кв.м).
АСРМ становятся одним из крупнейших промышленных предприятий Аксайского района.
Грянула Великая Отечественная война, разметала людей, потопила или уничтожила флот, нанесла ущерб и производственным зданиям мастерских. После освобождения Аксая надо было вновь восстанавливать разрушенные цеха, поднимать затопленный флот, ремонтировать его. Для всех этих работ очень нужны были рабочие руки. Первыми стали возвращаться в мастерские бывшие работники, которые остались в Аксае и находились в оккупации до его освобождения.
В том числе мастер механического цеха П.Т. Куликов, плотники А.И. Шелехов, В.Ф. Дулимов, М.И. Корнеев, Я.М. Уткин, техник-плановик К.Н. Самохина, кузнец А.Ф. Сосов.
Вернулся с фронта Ф.И. Савенко, работавший сметчиком в мастерских с 1936 года. Участник десанта на Малую Землю, награжденный орденом Красного Знамени и дважды – орденом Победы в Великой Отечественной войне, а также медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа» и другими. Этот заслуженный фронтовик возглавил отдел кадров.
В мае 1945 года директором АСРМ был назначен Николай Васильевич Чебоксаров, который внес значительный вклад в восстановление и развитие мастерских. Его биография очень интересна. Н.В. Чебоксаров родился в 1900 г. в семье крестьянина-батрака. В 1909 г. учился в церковно-приходской школе. В 1914 году поступил учиться в Хвалынское ремесленное училище, которое окончил в 1917 году.
С 1918 года начал работать в депо старшим инструментальщиком Московско-Казанской железной дороги, там же участвовал в организации Красной гвардии по борьбе со спекуляцией, ликвидации банд, разоружении эшелонов, идущих с фронта к Деникину и Дутову.
В 1918 году вступил в союз металлистов при судоремонтном заводе им. В.И. Ленина, где ремонтировал суда. Весной 1919 года был переведен на теплоход «Киргиз», где работал электромехаником, третьим помощником механика, потом первым помощником механика. В 1919 году участвовал в гражданской войне на теплоходе «Киргиз», под Царициным, откуда суда ходили в г. Астрахань и Каспийское море, против белых и англичан, занявших Баку. Участвовал в спасении 11-й армии вместе с товарищем Кировым.
В 1930 году был переведен на завод им. Ленина в г. Астрахани, откуда командирован на курсы техника-нормировщика в г. Горький и, после их окончания, работал на заводе старшим техником по нормированию.
В 1932 году Чебоксаров переведен в помощники мастера. В 1934 году переехал в г. Павловск, где поступил на работу в судоремонтные мастерские ДКУРП на должность мастера механического цеха. А в 1937 году назначен директором Лискинских судоремонтных мастерских ДКРП. В 1942 году, с наступлением немцев, Николай Васильевич закопал и затопил на берегу Дона часть оборудования мастерских, а с частью оборудования эвакуировался в г. Ульяновск, а потом в г. Уфу в Бельское речное пароходство, где был назначен на должность директора судоремонтных мастерских.
В 1943 году по приказу Наркома речного флота был откомандирован в г. Лиски для восстановления судоремонтных мастерских ДКРП, восстановил их и успешно провел судоремонт в 1944 – 1945 годах.
Из воспоминаний Н.В. Чебоксарова: «Когда меня перебросили для восстановления Аксайских мастерских (1 мая 1945 года), то там в то время не было и признака мастерских. Начальником пароходства был тов. Эльгарт. Главный инженер был тов. Б.А. Ростковский. Тогда я поставил вопрос ребром: быть мастерским или не быть. Пароходство пошло мне навстречу. И началось глобальное восстановление и переоборудование завода.
Мы построили трансформаторную будку и провели высоковольтную линию со стекольного завода, установили трансформатор. Провели по двум сторонам затона электролинию, для освещения и для электросварочных работ по ремонту флота. На левом берегу затона построили котельный цех.
Лес, пиломатериал возили из Ростова с завода «Красный Флот» на лошадях, а потом получили автомашину новую и возили лес. Тогда встал вопрос о лесопильной раме, и я добился получения пилорамы «Колхозница» и установил ее.
В древцехе установили строгальный станок «Хижняк» с электромотором и построили в нем кабинет мастера. Еще один кабинет мастера построили в механическом цехе. В кузнецком цехе установили пресс на 60 тонн. Сторожей заменили военизированной охраной.
С завода «Красный Дон» нам передали оборудование – станок для поделки болтов и станок для гаек. Метизами обеспечивали Павловск, Лиски, «Красный Флот», «Красный Дон», часть реализовывали сторонним предприятиям.
Заботились не только об оснащении, как сейчас говорят –модернизации, завода, но и о создании достойных условий труда для рабочих. Так, на первом этаже мы организовали столовую. Продукты возили из Ростова – УРСа. Муку возили из Ростова и выпекали хлеб для рабочих и семей по договору с промкомбинатом Аксая. Карточной системы не было, хлеб печеный рабочим и их семьям выдавали по спискам. Построили ларек, продавали в нем продукты и мануфактуру.
Работа была тяжелая, а продуктов в то время не хватало. Часто рабочие падали в голодные обмороки, семьи голодали. Мне удалось решить через пароходство выделение рабочим дополнительного крупяного пайка. В этом вопросе была сложность в том, что рабочим заводов «Красный Флот» и «Красный Дон» такой паек полагался, так как эти заводы находились в черте города. А рабочим АСРМ – нет, так как мастерские находились в сельской местности. По договоренности с пароходством заводам «Красный Флот» и «Красный Дон» была увеличена разнарядка по крупе, и эту разницу передавали нам. Так был решен вопрос о дополнительном обеспечении рабочих и их семей крупой. Кроме того, решением райисполкома № 277 от 24 мая 1949 года работникам АСРМ было выделено 10 гектаров земли под огороды.
В помещении конторы мы организовали красный уголок для собраний и кабинет медпункта, а поликлиника водников выделила фельдшера.
Так как в Аксае не было бани, была построена баня для рабочих и их семей.
С 1945 года у нас зимовало до 40 единиц судов, в основном деревянные плашкоуты. В этом же году меня отправили в командировку на Украину – Херсон, Одесса, Николаев. Там я принимал румынские баржи и пароходы, часть которых в дальнейшем была передана на хозтехобслуживание в АСРМ. Финансовый план мы начали с 200 тысяч рублей, и довел до 1 миллиона 200 тысяч, сдал мастерские в 1951 году с директорским фондом 45 тысяч рублей.
Что касается кадров, то с 1945 года рабочих, включая плавсостав, было 50 человек, в том числе штат – 10 человек. Впоследствии штат с плавсоставом доведен был до 1000 человек. В 1950 – 1951 годах на базе АСРМ зимовало и находилось на ремонте до 180 единиц флота.
Баржа «Баргузин» – первая, которая была у нас на капитальном ремонте в 1947 году, отремонтирована с помощью электросварки. Суда вытаскивали на клетки при помощи ручных лебедок с прокладкой склизов из бревен.
По моему ходатайству, была вызвана комиссия из Москвы о переводе мастерских с третьего в первый разряд, что и было сделано.
Мы занимались не только капитальным ремонтом и выполняли новое судостроение. Изготавливали плашкоуты 40 тонн для томатного завода в Аксае.
Телефонной связи в мастерской не было. При помощи райкома и райисполкома установил телефон, связь была установлена и с пароходством».
В 1951 году Н.В. Чебоксаров, по решению пароходства, переводится для дальнейшей работы на завод «Красный Флот». К этому времени АСРМ стали крупным промышленным предприятием района. Об этом говорит следующий факт. Из разнорядки, полученной из области, по заготовке металлолома в количестве 300 тонн райисполком своим решением № 181 от 1 марта 1950 года 250 тонн обязал выполнить АСРМ.
1 сентября 1951 года директором АСРМ назначен Василий Андреевич Дубравин, который продолжил дальнейшее развитие АСРМ. Но оно сдерживалось из-за отсутствия территории. Руководство мастерских обращается в райисполком с просьбой о выделении дополнительных площадей. Райисполком решениями № 341 от 11 июня 1952 года выделил 1,62 га и решением № 342 от 11 июня 1953 года –4,12 га.
Тогда же АСРМ начал строить многоквартирные жилые дома. Решением № 48 от 11 ноября 1954 года выделил земельный участок под строительство жилого дома по ул. Фрунзе, дом был сдан в 1955 году. 30 декабря 1956 года сдается в эксплуатацию восьмиквартирный дом на Вокзальном спуске.
20 февраля 1958 года на сессии Аксайского райисполкома было отмечено: «Некоторые предприятия в 1957 году провели хорошую работу по жилищному строительству: ремонтно-эксплуатационная база построила пять восьмиквартирных домов, завод «Аксайкардандеталь» построил двухэтажный 24-квартирный дом, и трудящиеся живут уже в этих домах. Однако это только два предприятия, а остальные предприятия, как государственной, так и местной промышленности, ничего не построили». И в дальнейшем речники никому не уступали первенство по строительству жилья.
В 1954 году в АСРМ передается на техобслуживание самоходный флот. Это потребовало создания новых ремонтных участков, нового оборудования, разработку новых технологий ремонта самоходного флота.
Структура АСРМ не могла уже охватить весь спектр хозяйственной деятельности. В мае 1956 года родилось новое структурное предприятие – Аксайская ремонтно-эксплуатационная база флота. Начальником Аксайской РЭБ флота был назначен И.И. Белоусов.
Предприятие под названием Аксайские судоремонтные мастерские просуществовало 25 лет.
Сегодня славные традиции АСРМ и Аксайской РЭБ флота достойно продолжает ОАО «ССРЗ «Мидель». И по-прежнему аксайские судостроители и судоремонтники – лучшие в своей отрасли.
Б.С. Капитонов