Продолжить лучшие традиции
Таков завет старшего поколения «Бакрома» молодежи
В трудные для страны послевоенные годы широко развернулись работы по восстановлению народного хозяйства, началось строительство трубопроводов по использованию имеющихся в стране колоссальных природных богатств – газа и нефти. В связи в этим для торгового обслуживания рабочих, занятых на особо важных объектах, по всей стране создавались ОРСы, которые входили в состав Главного Управления рабочего снабжения при Министерстве газовой промышленности страны. Так, в 1947 году в Новочеркасске был открыт ОРС № 1 треста «Южгазпроводстрой», который в 1962 году перебазировался из Новочеркасска в Аксай. Здесь для него были построены складские помещения, картофелехранилище, холодильник с засолочным цехом – в дальнейшем центральная база ОРСа по Ростовской области. О путях развития предприятия вспоминает бывший директор ОРСа № 1 Василий Иванович Ольховик.
А на окраине Аксая в это время закипела работа. СУ-5 треста приступило к завершению строительства компрессорной станции. Строятся четырех- и пятиэтажные дома, корпус с учебными мастерскими для ГПТУ-56, больница, Дом культуры «Голубой факел», здание для райкома КПСС, где сейчас находится районная администрация, две школы – № 2 и № 4, детсады, общежития для болгарских рабочих, котельная, автотранспортное предприятие, строятся базы для СУ-5, СУ-1. Впоследствии этот новый микрорайон Аксая прозвали поселком газовиков.
ОРСом были открыты магазины, столовые в поселке, ГПТУ, школах № 2 и № 4, в Б. Логу, Рассвете, при болгарском общежитии.
Торговое обслуживание, общественное питание всегда было на должном уровне и пользовалось заслуженной положительной оценкой покупателей и посетителей. А Аксай в результате этого масштабного строительства превратился из одноэтажного в многоэтажный красивый город.
А что касается торговли в условиях трассы, то это был уже совсем другой вид нашей деятельности. Он создавал немало трудностей. Если что-то не получалось, за судьбы рабочих, находящихся вдали от семейного очага, нужно было нести ответственность.
На ОРС возлагался подбор кадров для торговли и трехразового горячего питания в вагон-столовых, бесперебойная доставка продуктов и промтоваров.
Объединение всегда работало так – еще не закончив одну трассу, приступали к другой. Да и сроки, конечно, поджимали.
Вспоминаю, как в Казахстане строительство газопроводов вели среди бесплодной степи и песков. На нашем пути встречались так называемые зловещие «соры» – ямы, засыпанные песком-ракушечником, оставленные Каспийским морем. Если днем палило солнце и нагревало воздух до 40 – 50 градусов, то ночью мы мерзли, температура была не больше пяти – десяти градусов. Тем не менее мы открыли в Гурьеве ОРС № 2, а в Мангышлаке – хозрасчетное отделение. Министерство торговли Казахстана выделило для этого фонды, и оба предприятия успешно заработали.
Вспоминаю, как на проложенном газопроводе Ставрополь – Орджоникидзе – Тбилиси по военно-грузинской дороге, на перевале со стороны Орджоникидзе, у подножья горной вершины Казбек, произошла большая авария, поднявшая на ноги руководителей всех рангов вплоть до Москвы.
Управляющий трестом Г.А. Харламов в срочном порядке дал указание направить к месту аварии бригаду лучших специалистов, она выехала и приступила к работе. От ОРСа для организации питания Б.Д. Винокур рекомендовал меня. Я выехал в Тбилиси.
Вместе с начальником отдела Р.Г. Антоновым загрузили автомашину продуктами, включая минеральную воду, табачные изделия, и направили на перевал.
Вторую машину загрузили инвентарем – посудой, термосами с горячими первыми и вторыми блюдами, и выехали к месту.
Питание организовали на пригорке неподалеку от места аварии. День выдался солнечным и теплым. Заместитель министра и управляющий трестом, начальник Грузтрансгаза наблюдали за ходом проведения работ. А они были сложными.
Авария произошла в результате ливневых дождей, жаркого лета и таяния снега на горных вершинах. Образовался бурный поток воды, несущий за собой массу грунта и тонны камней, которые завалили ущелье. Через него был переброшен трубопровод. Под давлением этой массы он был разорван. А находясь под большим давлением, газ загорелся. Огонь поднялся на большую высоту, очевидцы рассказывали, что вся округа была освещена ярким пламенем.
От места аварии примерно в четырех километрах, у подножия Казбека, находился населенный пункт, в котором возникла страшная паника. Собаки лаяли, скот метался. Люди бежали и гнали скот в сторону Тбилиси. К вечеру авария была ликвидирована. Сварили из труб восьмиметровую плеть и перетянули через ущелье тракторами, стыковали. Было общее ликование. Вечером был организован ужин, на котором выступили заместитель министра газовой промышленности, управляющий трестом, начальник Грузтрансгаза и поблагодарили членов бригады за сложную и, по сути, ювелирную работу. Благодарность прозвучала и в адрес ОРСа.
Когда решался вопрос о строительстве трассы Астара – Карадаг Азербайджанской ССР в сторону границы с Ираном, то возникла проблема – каким образом кормить трассовиков?
Поэтому продавцов и поваров пришлось направлять из Аксая. 200 км трассы были успешно и в срок завершены. Претензий к ОРСу не было.
После этой трассы объединение приступило к строительству нефтепровода Хашури – Батуми в Грузинской ССР. Поскольку в Тбилиси отделение было создано и работало, обслуживание рабочих этой трассы было полностью возложено на него. Однако появились затруднения со снабжением мясными продуктами. Мне пришлось обратиться к министру торговли. Но она заявила, что Грузия своего мяса в достатке не имеет и на 70 процентов дотируется Россией. На периодически проводимых планерках всегда присутствовал представитель от правительства, и вопрос решили с его помощью.
Следующая трасса – это Куйбышев – Тихорецк – Новороссийск, она проходила по Ростовской области и Краснодарскому краю. Организация питания в Ростовской области осуществлялась непосредственно ОРСом, а в Краснодаре – существующим отделением. Обслуживание было стабильным.
Анализируя свою многолетнюю трудовую жизнь в отрасли и вглядываясь в глубину ушедших лет, видишь, какой огромный труд был вложен трудовыми коллективами объединения «Южтрубопроводстрой», ОРСом и его отделениями.
За эти 65 лет были проложены десятки тысяч километров трубопроводов в разных и довольно сложных климатических и рельефных условиях, построены десятки компрессорных и насосных станций. Выросли многоэтажные комфортные жилые городки, поселки. Нельзя не вспомнить об этом в день юбилея и не выразить благодарность газовикам – строители это заслужили.
В 1987 году я вышел на пенсию. На должность начальника был назначен по рекомендации объединения Ю.Н. Бергункер.
Юрий Николаевич быстро освоился с принципами работы. Коллектив оценил его с положительной стороны – общительный, доброжелательный и в то же время волевой, принципиальный и требовательный руководитель, который смотрит в будущее.
В начале 90-х годов на базе ОРСа было создано ОАО «Бакром». И начался новый отсчет трудовой деятельности, уже без тех забот, которые выпали на долю ОРСа.
«Бакром» сейчас является одним из лучших торговых предприятий в Аксае. И в дальнейшем коллектив, я уверен, будет стремиться к тому, чтобы заслуженную марку не потерять, а продолжит развиваться и радовать жителей Аксая.
Хочу от всего сердца в день 65-летия поздравить всех тружеников бывшего ОРСа, которые еще находятся в строю или уже на заслуженном отдыхе. И одновременно – молодое поколение, пришедшее в «Бакром» продолжать лучшие традиции старшего поколения ОРСа, и пожелать ему постоянно совершенствоваться, быть честными, добропорядочными тружениками, любящими свое дело.