Дон ты мой вольный, Дон раздольный…
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Сельские поселения, Фестивали18 и 19 мая близ станицы Старочеркасской прошли ежегодные казачьи национальные игры «Шермиции».
Шермиции – это традиционные воинские состязания донских казаков, исторически устраиваемые на праздниках и носившие обрядовый характер. Шермиции появились на Дону в конце XIX – начале ХХ веков. На этих состязаниях казаки соревновались в наездничестве, джигитовке, владении оружием, борьбе и кулачных боях. Возродили эту традицию в Ростовской области в 2008 году. Сегодня Шермиции – одно из крупнейших международных событий в сфере традиционных состязаний, проходящих в России.
Ежегодно игры собирают большое количество зрителей и участников не только из Ростовской области, но и из других регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Шермиции – 2019 проходили 18 – 19 мая на территории Монастырского урочища, на святой для каждого казака земле, где покоятся предки, погибшие в годы военного лихолетия.
Уже при подъезде к Монастырскому урочищу было заметно необыкновенное оживление: множество машин, припаркованных недалеко от дороги, оживленно говорящие люди двигались в сторону Каплицы, пасущиеся кони… Чуть дальше развернули свои палатки мастера, занимающиеся народными промыслами, свойственными дончанам. Чего тут только не было! Посуда, деревянная и керамическая, различные сувениры, каракулевые казачьи шапки, кожаные нагайки и даже оружие казаков, шашки и кинжалы. Можно было выбрать подарок на любой вкус! Над Каплицей разносился запах шашлыка. Настроение у гостей этнопраздника было приподнятым. А гостей было полным-полно.
На Шермиции съехались жители не только Ростовской области и соседних регионов, но и гости из дальнего зарубежья. Там я познакомилась с гражданами далекой Ирландии, приехавшими в Ростов навестить землю своих предков, которую они вынуждены были покинуть, не приняв советскую власть. Теперь и там, далеко за пределами Донского края, пытаются возрождать казачьи традиции и культуру. «Мы как будто попали в сказку», – услышала я от них. А еще мне встретился очень колоритный молодой человек в шотландском килте. Поговорив с ним, я поняла, что и в Шотландии есть представители казачества.
Пушечный выстрел возвестил казакам о начале сбора для прохождения Крестным ходом и молебна. Казак без веры – не казак, а потому все важные дела казаки всегда начинают с молитвы. Строй казаков на Крестном ходе возглавили Атаман Всевеликого войска Донского В.Г. Гончаров и атаман Аксайского юрта С.И. Марков. На Каплице было много священнослужителей. Они представляли не только Ростовскую епархию. Среди них был священник, который приехал из Донбасса, и священник из далекого Благовещенска. Все вместе они провели молебен, в конце которого освятили шашки казаков и окропили всех присутствующих святой водой.
Не только представители духовенства были из разных мест, но и казаки, судя по справе, были со всей России: кубанские, терские, запорожские казаки и даже казаки, приехавшие из далеких сибирских земель. Самыми колоритными были казаки Калмыцкого казачьего округа, которые привезли с собой и своих боевых четвероногих товарищей – коней. Все гости на время Игр расположились в палаточном лагере там же, на Каплице. Рядом с палатками стояли их походные кухни. По-походному был устроен их быт.
После молебна слово дали старейшему казаку – атаману. Он пожелал всем участникам Шермиций удачи и передал свои полномочия молодым. Казаки выбрали атамана Шермиций и походного атамана. Теперь на состязаниях появились люди, на плечи которых легла ответственность за успешность проведения казачьих игр.
Соревнования начались с конных состязаний. Выступали казаки на конях донской породы, о них ведущий рассказывал зрителям. Конь казака должен быть таким же надежным и выносливым, как и его хозяин, поэтому воспитывали его с рождения в спартанских условиях. Пока кони могли самостоятельно добыть пропитание, они паслись на открытых пастбищах без всякой подкормки. Когда земля покрывалась тонким слоем снега, лошади копытами разрывали снег и находили себе пищу. И только когда снежный покров становился значительным, коней начинали подкармливать. Сено им разбрасывали прямо на снег, чтобы донские кони получали не только еду, но и воду. Все это способствовало тому, что вырастали они неприхотливыми и жизнестойкими.
И вот на поле выехали тринадцать всадников, среди которых было три девушки. Они показали зрителям перестроения на конях, а потом стали соревноваться в умении поражать воображаемого врага казачьим оружием. Первым был конкурс «Пика», когда казаки на скаку должны были пикой проткнуть мешок, имитирующий противника. Вторым стал конкурс «Руби лозу». Участники смогли продемонстрировать свое умение владеть шашкой. Третий конкурс показался мне самым трудным, потому что всадники должны были на скаку поразить воображаемого противника из лука. Дул сильный ветер, что, безусловно, осложняло задачу казаков. В самом конце конных состязаний наездники показали зрителям чудеса джигитовки: казаки и казачки выделывали на своих конях головокружительные кульбиты, срывая овации. На соревнованиях присутствовало компетентное жюри, внимательно следившее за всем происходящим. После подведения итогов победителям были вручены медали и грамоты. Первое место в джигитовке занял Вячеслав Седов. Ему был вручен Кубок Атамана Всевеликого войска Донского.
В дни Игр Монастырское урочище было похоже на большой муравейник. Оно было поделено на сектора. Каждый сектор был предназначен для отдельного вида состязаний. Люди всех возрастов могли найти для себя интересное занятие. Принять участие в соревнованиях мог любой желающий. Достаточно было просто зарегистрироваться, чтобы тебя включили в список для участия в любом виде состязаний. С одной стороны соревновались борцы в разных возрастных и весовых категориях и в разных видах: кулачные бои, рукопашный бой и поясная борьба, которая на Дону называлась «ломок». Вот как говорили об этой борьбе старые казаки: «Ламке бируть за пояс и чирис сибя бросають». На площадке под названием «Попробуй свою силу» мальчишки соревновались, пытаясь отобрать у противника палку в положении сидя. В другой части поляны казаки соревновались в умении применять казачье оружие в пешем бою. На площадке под названием «Айданы» ребята и взрослые, сидя на ковре, играли в кости. А еще соревновались в силе, в меткости, в сноровке…
Ну чем же еще, кроме удали и бесстрашия, были знамениты казаки? Конечно, песнями и ухой! На отдельной площадке женщины в двух огромных котлах – казанах – варили донскую уху, чтобы угостить участников и гостей Шермиций. Сначала уху отведали атаманы, а уж потом каждый желающий мог насладиться вкусом настоящей казачьей еды, приготовленной, по традиции, на костре.
А песни… Все время, пока продолжались состязания, разносились они со сцены, разливались над Доном певучие голоса наших казаков и гостей праздника. А гости приехали к нам отовсюду, где почитается казачья культура. На сцену выходили музыкальные коллективы из Ставрополя, Волгограда и Ельца. В исполнении этих хоровых коллективов звучали и хорошо известные, любимые всеми нами песни, и те песни, которые мы никогда не слышали. Но все они, без исключения, принимались зрителями на ура.
Закончились субботние Шермиции награждением призеров и победителей. В каждом виде соревнований и в каждой весовой категории были распределены места, которые завоевали участники соревнований. Всем занявшим первое место были вручены казачьи шашки, занявшим вторые места – ножи, занявшим третьи места вручили нагайки. Наш гость из Ирландии в одном из состязаний занял второе место. Возвращаясь на родину, увезет он с собой не только воспоминания о донской земле, но и медаль, грамоту и казачий клинок. Воспоминания эти еще крепче свяжут его с исторической родиной, с ее традициями и обычаями. И не оскудеет род казачий, и не прервется связь времен между предками и потомка- ми, защитниками южных рубежей земли российской.
В воскресенье донская земля продолжала принимать гостей со всех краев и волостей. Ярко светило солнце, дул освежающий ветерок. Погода выдалась замечательной, как будто на заказ. На Монастырском урочище развевались флаги казачьих войск, а по берегу Дона прогуливались казаки и казачки. У входа расположились торговые ряды. Туристы и участники игр толпились у прилавков, разглядывая кухонную утварь, изготовленную из дерева, сувениры, деревянные шашки, луки, щиты и мечи, лакомились шашлыком и пирогами, примеряли папахи и испытывали на прочность казачью плетку для коня. Дежурили спасатели, пожарные и бригада «скорой помощи». Охрану порядка обеспечивали казаки Аксайского юрта.
В теньке перебирал струны казак Аксайского юрта гусляр Белогор. Владимир Вениаминович вот уже 20 лет занимается возрождением казачьих традиций через былины и сказания. На живописной лужайке, возле беседки, расположилась полевая казачья кухня. В большом котле на костре готовилась шурпа, в походной кухне, предоставленной МЧС, варилась каша. В лодке на берегу Дона расположились маленькие казачата, а юные казачки лихо управлялись с шашкой, показывая навыки фланкировки.
Из колонок, установленных на поляне, звучали старинные казачьи песни, создавая неповторимую атмосферу. Мы как будто очутились в XII веке и вместе с женами, детьми, родителями казаков провожаем воинов в очередной поход.
По словам доктора философских наук, президента Федерации казачьих воинских искусств Андрея Викторовича Ярового, на Монастырском урочище казаки собирались перед тем, как пойти на войну, они устраивали сбор войска до 1642 года. Перед каждым походом проводились Шермиции – казачьи состязания, в результате которых выбирались лучшие казаки. Они и возглавляли в походе сотни и полусотни.
– После 1642 года, когда сюда перенесли прах героев Азовского осадного сидения, на Каплице возник обычай военных траурных обрядов. Здесь служили панихиду, состязались в скачках, разных военных упражнениях, что, собственно, и есть шермиции, и после этого поминали героев. Это продолжалось до 1917 года. В 1902 году поставлен прообраз нынешней часовни. А в 2008 году мы просто традицию восстановили. Казаки приезжают из разных мест, чтобы отдать дань традициям, вспомнить свои корни. Вчера вот были делегации из Ирландии, Калмыкии, Урала, Кабардино-Балкарии. Сегодня много из Кубани, терские казаки, – рассказал корреспондентам Андрей Викторович.
Нам удалось пообщаться и с гостями из разных точек планеты. Казак станицы Кисляковской Кубанского казачьего войска Тарас Шульга, к примеру, живет в Санкт-Петербурге. На Шермиции приехал по приглашению организаторов познакомить участников игр с казачьим холодным оружием, изготовленным в войсковых ремесленных школах. Шашки настолько острые, что их можно было потрогать только в перчатках. Гости мероприятия обступили стол с оружием, с интересом слушая лекцию, а потом аккуратно, затаив дыхание, брали в руки старинные шашки.
– У нас на Кубани не изготавливали оружие. Мы закупали его в Златоусте или на Кавказе, – рассказывал специалист.
Казачка Е.В. Каданина вот уже пятый год приезжает из Кубани в Донской край, чтобы принять участие в Шермициях. Она представляет межрегиональную межвойсковую этническую общину казачек «Грушица». Мастерицы занимаются изучением быта казачества, реконструкцией костюма, старинных казачьих кружев. На Каплице Елена Вячеславовна представляла повседневные костюмы казачек. На ней была длинная юбка, белая блузка, голова покрыта красивым кружевным платком. Женщина как будто только что вышла из казачьего куреня.
– Будете на Кубани, звоните, мы вас примем, – пригласила корреспондентов казачка.
Владимир Юрьевич Рыбников вместе с сыновьями приехал из города Цимлянска. Родовой казак обучает их стрельбе из лука. Вот и на Шермиции они захватили с собой стрелковое оружие, чтобы научить боевому искусству гостей.
Артисты фольклорного ансамбля «Фортуна» из Елецкого района Липецкой области о Донском крае и Ростове много слышали от руководителя коллектива Николая Ивановича Лукьяненко. Педагог работал в Пролетарском районе и уехал в Липецкую область по приглашению. А теперь он привез свой ансамбль на Шермиции. Певцы с огромной радостью прошлись по станице Старочеркасской, посетили Войсковой собор и Атаманское подворье.
Сфотографироваться на берегу Дона решили студенты Волгоградского института искусств и культуры. Вместе с руководителем кафедры казачьей культуры Оксаной Степановной Васильевой девушки приехали на Шермиции, чтобы порадовать всех исполнением песен Верхнего Дона.
«Головушка моя, чего же ты наделала…» – запевают казачки, а зрители пускаются в пляс.
«Отдал меня батенька на чужу дальню сторонушку, на чужу дальнюю сторонушку в несогласную семеюшку… ой, да чужая сторонушка мне не мила, а своя сторонушка мене родней», – льется песня над Доном, а казаки и казачки хлопают в ладоши и кричат: «Любо! Любо!».
Встречали аплодисментами и гусляра Белогора.
Главными событиями воскресного дня стали состязания по фехтованию и игра шинти.
Бравые казаки из хутора Ребячева Волгодонского района, Шахт и Зернограда играли в «Царя». Суть соревнований состояла в том, что две команды по пять человек со специальными шашками защищают безоружного «царя». Если царя «зарубили», то есть дотронулись до него оружием, команда проиграла.
Абсолютным победителем игры стали казаки Романовского юрта (хутор Ребячев). Впрочем, они уже не первый год становятся фаворитами. Юноши занимаются в школе «Шермиции», где, по словам руководителя патриотического движения Сергея Викторовича Божко, изучают историю казачества, фольклор, осваивают навыки рукопашного боя, борьбы «на ломка», ходят строевым шагом, стреляют из лука, занимаются фланкировкой, мастерски владея пикой и шашкой. Об уровне подготовки казаков говорят их победы.
Зрелищной была игра шинти. В ирландских легендах говорится о том, что народ пришел из Скифии, где и зародилась игра около 4 000 лет назад. Правила просты – задача игроков с помощью клюшки забить мяч в ворота противника. Она использовалась для подготовки воинов к битве. Клюшка напоминает двуручное оружие – топор, шашку, саблю. Игра состоит из двух таймов по 20 минут каждый. На площадке по пять полевых игроков и вратарь. Удары по мячу могут наноситься как на земле, так и в воздухе, а полевому игроку разрешается блокировать соперника плечо в плечо и останавливать мяч любой частью тела, за исключением рук. Разрешено блокировать клюшку соперника как спереди, так и сзади.
За Кубок боролись команда Азово-Черноморского инженерно-го института из Зернограда и сборная команда «Краснодар», в которую вошли казаки из Азова, Таганрога, станицы Новодмитриевской Краснодарского края. Капитан – потомок королевского шотландского клана Макдугалл – В.В. Негода. Он единственный, кто занимается этой игрой серьезно. В Краснодаре у Виталия Валерьевича – своя команда, с которой он регулярно тренируется. Приехать на Шермиции игроки не смогли, поэтому собирать пришлось боевой состав из других казаков. Все они держали клюшку во второй, а то и первый раз в жизни.
Казаки из Зернограда пробовали свои силы в игре впервые в жизни. На поле развернулась ожесточенная борьба. К исходу первого тайма в лидеры вырвался «Краснодар», забив в ворота соперника два мяча. Во второй половине настоящего мужского поединка счет 2:0 в пользу «краснодарцев» не изменился, и Кубок шинти достался им. Вместе с россиянами за победу боролся 57-летний американец Марк Лоуренс в казачьих шароварах и рубахе навыпуск. Вполне уместный вопрос: как он оказался в России и почему играет в шинти, мы задали иностранцу после поединка.
Оказалось, что отец Марка – русский, а сам он живет в пригороде Лос-Анджелеса и занимается шотландскими, филиппинскими и казачьими боевыми искусствами. В США были изданы его книги, в которых он подробно рассказывает о владении холодными видами оружия. В Россию американца пригласил Виталий Негода. Они познакомились в социальных сетях. У Марка, как и у капитана «Краснодара», шотландские корни. У иностранца остались самые приятные впечатления от посещения нашей страны. Понравилась гостю из Америки и донская уха. Ну, а мы поблагодарили Марка Лоуренса за интервью и сфотографировались с ним на память.
Светлана ЕФРЕМОВА
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!