«Станичники». Творческая биография продолжается
Новость в рубрике: Избранное, КультураВеками слагались русские песни: «Степь да степь кругом, путь далек лежит, в той степи глухой замерзал ямщик…». Слушаешь и видишь картину, и мороз по коже от безысходности.
На севере, однако, песни свои, протяжные, с характерным выговором буквы «о», на юге – свои, чаще бойкие, с переплясом. Воронежский русский народный хор поет одно, Кубанский казачий хор – другое, ансамбль донских казаков – что-то свое.
Рождаются песни поодиночке, потом сливаются, как ручейки, в полноводную реку народного творчества, из которой веками черпает народ все то доброе и светлое, что должно быть в душе…
Вот так слушал еще мальчишкой Виктор Плужников песни своего деда по матери, а дед был казак, да и вся родня Виктора Ивановича из казаков – Мишкинская, Большой Лог – и сам незаметно стал напевать. В 1963 году поступил в культпросветучилище на академическое хоровое отделение, по окончании был направлен в Аксай художественным руководителем в РДК, который тогда располагался на месте нынешней площади Героев.
Взялся за создание вокального ансамбля и начал со школы, которая была рядом. Когда юные вокалисты подросли, они перешли в ДК, коллектив стал основой хора русской песни.
В 1972 году коллектив – лауреат Всесоюзного фестиваля в Ростове, а руководитель получил приглашение поступить без экзаменов в Ростовскую консерваторию. «Ты воспой, ты воспой в саду соловейка!..» – запел хор, а руководитель солировал, и так это проникновенно получилось, что сердца членов жюри дрогнули… Но, хоть он и окончил отделение академического хорового пения, был даже солистом народного оперного коллектива, предложения не принял, душа не лежала.
А тут перестройка, возрождение казачества. Второй дед, по отцу, Петр Степанович Астахов, тоже казак, но кубанский, был репрессирован, много лет отсидел в лагерях, много повидал, в его песнях была сама боль, страдания, чаяния.
– Казачество – оно мое родное,– говорит Виктор Иванович, объясняя, как хор русской песни превратился в «Станичников». А что? Была когда-то Аксайская станицей, и жили в ней станичники. Так стал называться коллектив с 1987 года, тогда уже имевший звание народного.
О казачьей песне написаны горы книг, научных трудов – как создавались, что выражают. Но все мы живем в этом краю, читали Шолохова, в жизни видели, как «дощечка-доска подвела казака, и женился он той же весной…». Танцевальные картинки ставила профессионал Любовь Глушкова, она вела в «Голубом факеле» хореографические коллективы, взрослый и детский.
Походные, обрядовые, игровые, протяжные – эти песни вот уже много лет звучат в станице Старочеркасской в последнее воскресенье каждого летнего месяца на фольклорном фестивале, куда съезжаются казачьи коллективы не только Ростовской, но и всей бывшей Области Войска Донского. Где теперь это административное образование? Нету. А народ – остался. Знающие люди говорят, что именно на этих фестивалях можно услышать настоящую казачью песню – не в современной обработке, не в переложении для музыкальных инструментов, а такой, какой она родилась в народе.
Есть вечные темы в жизни народа, у казаков это – боевые походы, разлуки с любимой и, конечно, родная земля, родной Дон. Причем культовая песня «Черный ворон», например, в каждой местности поется по-своему.
«Станичники» разучивали, отшлифовывали и пели песни, понятные всем: грустную «Не для меня», боевую «Когда мы были на войне», веселую «Пчелочка златая», лирическую «Верила, верила, верю»…
– Чтобы песня звучала,– говорит Виктор Иванович,– надо над ней работать два – три года. И многоголосие, три – четыре голоса, освоить трудно, но без него нельзя.
Хористы – Людмила Яровая, Наталья Гаврилова, Татьяна Полякова, Мария Жидкова, Галина Орлова, Алексей Дулоглу и другие – ходили на репетиции трижды в неделю, им самим было интересно! Коллектив, конечно, получал дипломы и призовые места на всех фестивалях, но главная награда для поющего человека – сама возможность петь, вкладывая в песню всю душу!
«Станичники», патриоты своего края, отвели в репертуаре значительную часть произведениям местных авторов. В 90-е годы запели «Аксайский вальс», «Мать Аксайская земля», «Каплица» на стихи Бориса Голотина, а на музыку их переложил Виктор Плужников.
С песнями о родном Доне, о просторах Родины «Станичники» объехали пол-России, давали концерты строителям газопровода Уренгой – Помары – Ужгород и других объектов, с началом возрождения казачества побывали в Омске, у сибирских казаков, в Абхазии, съездили в Словению, в город Пиран на берегу Адриатики, где тоже пели казачьи, донские песни.
В декабре 2018 года ансамбль отметил свой золотой юбилей, 50 лет! На торжество прибыли заслуженный деятель Всероссийского хорового общества Виктор Плужников, сегодняшний руководитель, заслуженный деятель искусств Украины Марина Комарова, артисты со стажем и те, кто пришел сюда недавно. Коллектив подтвердил в очередной раз звание народного, он полон сил и творческих планов.
Прошу рассказать об этом подробнее Марину Витальевну Комарову.
– Родилась я в Луганске, прежде это был Ворошиловград, дед – из донских казаков, в войну освобождал Украину, погиб под Одессой, там и похоронен. Папа играл на всех народных инструментах, так что мое детство прошло в сопровождении музыки. С шести лет меня отдали в музыкальную школу, высшее образование я получила в Харьковской академии культуры. Работала в Луганской областной филармонии 15 лет и продолжала бы, если бы не известные события 2014 года. Спасаться от войны пришлось всем творческим коллективом в Неклиновском районе Ростовской области. Через какое-то время Дом народного творчества помог с работой, и с весны 2016 года я здесь. Коллектив интересный, с богатым потенциалом и историей – мне повезло!
Повезло и коллективу. Казачьи песни поют («не поют, играют!» – поправляет Марина Витальевна) и на востоке Украины. Ведь и озорная застольная «Распрягайте, хлопцы, коней!» не украинская песня, а казачья!
Марина Витальевна влилась в коллектив без труда, помогло и то, что пришла она сюда вместе с аккомпаниатором Денисом Полетаевым, лауреатом международных конкурсов, с которым вместе работали в Луганской филармонии. Был творческий багаж – кассеты, книги по той же Шолоховской музыкальной весне, на которую она попала впервые еще в 1993 году, другие наработки. А потом она же, как специалист, знает, что песни низовьев Дона не делятся по национальному признаку. Станица Луганская, которую отделяет от города тот самый разбитый летом 2014 года мост – уже казачья.
Сейчас в репертуаре коллектива около двадцати песен. Некоторые восстановлены – «Шел казак на побывку весной», «Хлеб – всему голова», «По Дону гуляет», «Ах ты, степь широкая», другие еще в работе. «Станичники» хотят петь украинские песни, и будут!
– Я думаю, в Год народного творчества осенью будут подводиться итоги творческой работы, надо как следует подготовиться, – делится планами руководитель, – вот этим мы как раз и заняты: разучиваем и отшлифовываем песни, и к ним проходочки, подтанцовочки – да тут работы непочатый край!
Творческая биография «Станичников» продолжается…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!