Светлые песни академического хора «Искорки»
Новость в рубрике: Избранное, Культура, ОбразованиеНа хоровых занятиях Веры Эдуардовны Тепляковой тесно переплетаются культура разных стран и эпох, история, литература, музыка. С академическим хором «Искорки» мы впервые познакомились на освящении камня в основание Никольского храма в Аксае. Мальчики и девочки в сине-белых костюмах так трогательно и вместе с тем на хорошем профессиональном уровне пели православные молитвы. Артисты покорили сердца, наверное, всех присутствующих на богослужении. Конечно, не оставили они равнодушными и нас. Мы решили познакомиться с коллективом поближе.
Руководитель хора, существующего на базе лицея № 1 г. Аксая, В.Э. Теплякова согласилась рассказать нам о том, как живет коллектив, какие песни он дарит слушателям и каких успехов детям уже удалось достичь.
Сегодня состав «Искорок» обновился. В 2012 году эти дети входили в младшую группу хора «Искорки». Основателем и руководителем стала Любовь Юрьевна Теплякова, в прошлом выпускница Ростовской Государственной консерватории (класс С.А. Тараканова). Подрастая, эти ребята пришли на смену тем мальчикам и девочкам, которые создавали славную историю хора под названием «Искорки». В хоре поют 26 детей в возрасте от шести до одиннадцати лет. Из прежнего состава остались две старшеклассницы. Малыши смотрят на то, как работают и поют девочки, и стараются изо всех сил, чтобы достичь такого же уровня. Музыкальная подготовка для многих из них начиналась с трехлетнего возраста в кружке по интересам.
– Приходят детки, которые толком еще и не говорят. Они через пение учатся разговаривать. Потом логопедические проблемы уходят на второй план, и родители начинают интересоваться: «А запоет ли мой ребенок, а какой у него слух, а есть ли у него голос?». И вот уже тогда начинается работа в музыкальном направлении. Дети начинают переходить на следующий возрастной уровень – младший хор. На начальном этапе все дети очень разные. Есть дети с зачатками слуха и голоса, а есть обычные. Примерно через год начинают петь все. Если они систематически занимаются, конечно. В хор «Искорки» попадают те дети, которых я отбираю. Занимаемся мы два раза в неделю.
– Вера Эдуардовна, сейчас довольно много разных хоровых коллективов, в чем изюминка «Искорок»? Чем отличается ваш репертуар?
– Занятия в хоре не только учат ребенка петь, они прививают музыкальный вкус, воспитывают определенные человеческие качества. Мне многие говорят, что у нас нестандартный набор песен. Это правда. Я много просматриваю разной музыкальной литературы и ориентируюсь на свой музыкальный вкус. На День Победы, например, поем «С дедушкой Иваном», из русских народных поем сейчас «Дома ль воробей?». Бывают на конкурсах обязательные произведения, которые мы исполняем, и эти песни приживаются в нашем репертуаре.
А вообще наш репертуар складывается из детской песни, русских народных композиций, песен советских композиторов, духовных песнопений, произведений западноевропейских и русских авторов. Есть в репертуаре композиции Д. Бортнянского, И. Стравинского, В. Ходош, Ю. Чичкова. Мы поем духовные хоралы Баха, произведения итальянского композитора XVI века Палестрины. Хочу отметить, что духовные песнопения являются в нашем репертуаре обязательными. И это имеет огромное значение. Дети знакомятся с музыкой, изучают историю. Я рассказываю, с чем связано песнопение, как с церковнославянского языка переводится то или иное слово.
Сейчас я понимаю, что без духовной музыки развитие в хоре невозможно. Многие композиции мы исполняем на языке оригинала. К примеру, на старославянском поем знаменные распевы. И дети узнают, что это самый древний распев, на котором проходили церковные службы на Руси. На занятиях очень тесно переплетаются культура разных стран и эпох, история, литература, музыка. Идет всестороннее развитие ребенка.
А поскольку я воспитываю хор как конкурсант, то готовлю разные программы, чтобы мы могли выступать в нескольких конкурсных номинациях. Для меня очень важно, чтобы хор жил, работал, был мобильным, постоянно готовился к конкурсам. И это должны быть не только конкурсы регионального значения, но и выходы на международные концертные площадки, где свое мастерство показывают хоровые коллективы из разных регионов и стран. Мы можем посмотреть на других, что-то для себя почерпнуть. И родители моих подопечных всегда поддерживают наши идеи и начинания
– Конкурсы – это движение вперед, труд, возможность проверить свои силы…
– Да, безусловно, музыкальные состязания – это стимул к развитию. Наши занятия проходят два раза в неделю. Постепенно динамика работы возрастает. Мы выполняем задачу за задачей. И дети прекрасно понимают, что мы едем на конкурс, чтобы победить. А за победой стоит труд. Научиться работать очень трудно. К тому же выступления на конкурсах – это всегда работа в команде. От каждого участника коллектива зависит результат. И здесь работает принцип «Один за всех, и все за одного».
Каждый год мы в обязательном порядке участвуем в хоровых конкурсах. Последний такой конкурс был в конце марта этого года. Это были состязания всероссийского уровня. В прошлые годы ездили на конкурсы в Москву, детский лагерь «Орленок». И каждая поездка обязательно сопровождается экскурсионной программой. Выездные конкурсы дети ждут. Они предвкушают удовольствие и поэтому работают качественно, на результат. Путешествовать им нравится. Что касается предыдущего состава, то география наших поездок очень широка. Сочи, Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Италия, Испания… И каждый конкурс – это шаг к победе.
– Вы сказали, что духовная музыка имеет большое значение в вашем репертуаре. На каких мероприятиях дети поют песнопения?
– На конкурсах есть номинация «Духовная музыка». Мы обязательно в ней участвуем. Кроме того, у нас зародилась очень тесная дружба со Свято-Донским Старочеркасским мужским монастырем, когда настоятелем там был отец Макарий. Он нас полюбил и всегда приглашал на Пасхальные фестивали. Батюшка и сейчас нас не забывает, хотя службу несет в Санкт-Петербурге. Дружим мы и с иеромонахом Сергием, который сейчас исполняет обязанности наместника. Поддерживает наши начинания настоятель храма Святой великомученицы Варвары в станице Грушевской иерей Владимир Чечановский. Он и пригласил нас на освящение камня в основание Свято-Никольского храма. А еще мы поем на районных рождественских мероприятиях. Я никогда от таких предложений не отказываюсь.
– Поете а cappella?
– C прежним составом в основном исполнялись песни без сопровождения. Сегодня большая часть репертуара исполняется с сопровождением, и бессменно нашим концертмейстером является Владислав Борисович Клюкович. Петь а cappella гораздо сложнее, здесь за сопровождением не спрячешься. От занятия к занятию девочки и мальчики учатся управлять своим голосом, слухом, учатся самоконтролю. Им нравится усложнение материала, то, что они могут петь без музыкального сопровождения, что хор может распадаться на два-три голоса, нравится петь на иностранном языке. Дети начинают пропускать композицию через свое сердце, воспринимать красоту звучания. А это значит, что с ними можно качественно работать. Я стараюсь развивать любой детский голос. Объясняю, что нужно найти в себе свой голос, ведь у каждого он свой. И научиться управлять голосом – это индивидуальная работа и очень трудная. Но она детям нравится, потому что юные хористы могут сами сравнивать, что они умели раньше и что умеют сейчас.
Чтобы создать произведение в художественном исполнении, нужно приложить немало усилий, многому научиться. Занятия превращаются в настоящий творческий процесс, в котором нужно задействовать каждого ребенка. А он, в свою очередь, должен показать и вокальные наработки, и свои музыкальные способности, и умение петь в хоре, выполняя задачи, которые ставит дирижер. Создать хор из таких разных, не похожих друг на друга детей нелегко. От занятия к занятию, от месяца к месяцу, от года к году, от конкурса к конкурсу идет эта работа. Дети дарят зрителям искорки света, солнца, добра и позитива. И самое главное, что делают они это с огромным удовольствием.
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!