От «повоза» до станции
Новость в рубрике: Избранное, КультураВ 2019 году Аксайская почтово-телеграфная контора отмечает 120 лет со дня образования. Прежде чем почта приобрела современный облик, она прошла нелегкий многовековой путь. Еще со времен Древней Руси была необходимость передавать сообщения на дальние расстояния. Тогда их перевозили на лошадях – гонцам доверяли для доставки княжеские распоряжения и указы, а особо важные послания заучивались наизусть. Однако в долгой дороге тяжело приходится гонцу, лошади требуется отдых, да и самому нужно восстановить силы. А где ж по пути найти временный приют?
Если заглянуть в летопись, то уже в 984 году упоминается в ней о «повозе» – особой «подводной» повинности населения. Название ее происходит от слова «повозка», «подвода». «Повоз» был учрежден специальным княжеским повелением. Весь люд (кроме духовенства и бояр), который проживал вдоль дорог и рек, соединявших стольный град Киев с далекими и близкими городами, был обязан по первому требованию княжеских людей предоставлять им безвозмездно лошадей, корм, повозки. Все эти меры способствовали надежной и быстрой доставке. Однако у этой повинности были и свои минусы – людям иногда приходилось отдавать последнюю лошадь, а особенно тяжко это ударило в период войн, устраиваемых княжескими особами по поводу и без. Но как бы ни было тяжело, каждый гонец знал, что он найдет ночлег, еду и свежих лошадей.
В XIII веке, неприятном для Руси из-за нападений татар, немецких и шведских крестоносцев, на смену «повозу» пришла ямская гоньба – путь, по которому через каждые 50 – 100 верст стояли станции-«ямы», на которых всегда были свежие лошади. Целая сеть ямских станций покрывала многие крупные дороги того времени. Дороги стали государственной собственностью, их теперь называли ямскими. На местное население была возложена обязанность содержать эти дороги в порядке.
Однако ямская гоньба использовалась пока только для пересылки государственной переписки. Перевозить частные «грамотки» простых людей запрещалось. Поэтому искали «попутных» людей, которые доставляли на родину письменные весточки.
Отбирали ямщиков из «охотников», которые по собственной воле шли в ямщики. Каждый такой охотник должен был иметь «три добрых мерина». По мнению некоторых историков, это и положило начало знаменитой русской тройке.
Ямщики имели ряд привилегий: освобождались от податей, повинностей, получали земли, содержание от семи до 30 рублей в год. Но труд их оставался очень тяжелым. Увеличивалось число гонцов и грузов, лошади падали, не хватало денег, дороги были в плохом состоянии.
Чрезвычайно тяжелое положение ямщиков вынудило царя Алексея Михайловича посылать как можно меньше гонцов, а доставку грамот возложить на самих ямщиков. Это был еще один маленький шаг на пути к созданию государственной русской почты.
Понятие «почта» в XVIII – первой половине XIX века имело несколько иное значение, непривычное для современного человека. В те времена так называли станцию, на которой почтальоны и путешественники меняли лошадей. Почту в общепринятом в наши дни значении – учреждение для отправления корреспонденций, – в XVIII – XIX веке называли почтовой конторой. История зарождения и развития почты в Аксайской станице совсем непростая.
Как известно, в связи с активизацией российской внешней политики на Кавказе в конце XVIII века большую значимость приобрела дорога, ведущая туда из Центральной России и проходившая через землю Войска Донского. Особая роль на этом пути принадлежала станице Аксайской. У переправы через Дон в Аксае соединялись четыре почтовых тракта: Казанский (Московско-Казанский), Мариупольский, Бахмутский и Задонский (Ставропольский).
В архивных источниках почта в Аксае впервые упоминается в 1792 году в решении Войскового гражданского правительства Войска Донского о наряде казаков на Аксайскую почту. Затем Аксайская почта неоднократно фигурирует в документах 1805 – 1807 годов в связи с переносом ее с «нагорной на луговую, а затем обратно на нагорную местность».
В 1842 году в станице Аксайской по просьбе местных жителей впервые была учреждена почтовая контора, впоследствии получившая на время статус окружной. Аксайчане обещали за свой счет построить для почтовой конторы здание или арендовать специальное помещение, однако и спустя 20 лет после ее открытия это обязательство все еще оставалось невыполненным. Аренду помещения, занимаемого почтовой конторой в станице, оплачивала Войсковая почтовая контора. В середине XIX века параллельно с окружной почтовой конторой в Аксае функционировало почтовое отделение.
В 1899 году Аксайская почтовая контора была преобразована в почтово-телеграфное отделение. Общественно-политическая жизнь постепенно вносила свои коррективы. Жители нуждались в информации, обмене. Ведь очень часто близкие, родственники жили в других городах, а навещать друг друга порой не было возможности. И вот тогда незаменимыми оказались письма, открытки, телеграммы.
В письмах жители станицы Аксайской делились с родственниками самым сокровенным, описывая жизнь и быт, справляясь о здоровье, планах и т. д. В телеграммах отражалась лаконичная информация, которую необходимо было срочно доставить в отдаленные города.
Особое место занимали самобытные открытки, которые привозили купцы в основном из Англии. Стоили они недешево, поэтому их с удовольствием коллекционировали и часто отправляли близким с поздравлениями, а порой передавали привет из какого-либо города с изображением его достопримечательностей. Очень популярны были открытки «С новым годом и рождеством», «Со светлым праздником пасхи». По-своему интересны видовые (городские открытки), с изображением актеров того времени, а также была не менее популярна тема флористики (цветов).
Почта играла важную роль в жизни каждого жителя станицы. Все с нетерпением ждали писем, открыток. Молодежь по-особому поздравляла друг друга. Если казак выбирал открытку понравившейся зазнобе, то на обороте текст был зашифрован. В нашем Аксайском военно-историческом музее есть такая. Некий казак станицы Аксайской поздравляет мадемуазель Матрену Михайлову со светлым праздником Пасхи, назначает свидание и надеется на скорую встречу.
Особые требования были к работникам почтово-телеграфной конторы. Человек должен быть пунктуальным, т. е. вовремя приходить на работу. Аккуратность и четкость всегда приветствовались, так как вся корреспонденция должна была быть в целости и сохранности и найти своего адресата. Работник еще в какой-то степени был и психологом. Очень часто, заскочив в контору, жители делились своими проблемами и переживаниями.
Аксайская почтово-телеграфная контора доставляла и отправляла не только письма, телеграммы и открытки, но также важные заказные письма, бандероли, посылки. Учитывая, что в станице активно развивались образование, торговля, обмен деловой информацией был просто необходим.
Сегодня «Почтовая станция» – это музей одновременно и транспортной истории, и повседневной жизни казака XIX века. Помещения музея никогда не стоят пустыми. В «Домике почтового смотрителя» представлены две постоянно действующие выставки, рассказывающие об истории станицы Аксайской в XIX веке – о почтовой службе, быте и обычаях жителей станицы. Уникальные музейные предметы: гужевой транспорт, предметы интерьера, домашней утвари – яркие и аттрактивные, позволяют проводить различные тематические экскурсии и познавательные мероприятия на базе выставок. В здании «Гостиницы» располагаются сменные тематические выставки как из фондов нашего музея, так и из фондов других государственных музеев области. «Почтовая станция» регулярно принимает у себя различные праздники – многие особенно любят тематически встречи к 1 сентября, Последнему звонку, Пушкинский день и другие.
Л.В. Волощук, старший научный сотрудник Аксайского
военно-исторического музея. Фото из архива музея
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!