Постимся постом приятным…
Новость в рубрике: Даты, Избранное, Религия, СемьяВеликий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. Большинство из нас, крещенных в православной вере людей, хотя бы раз в своей жизни что-либо слышали о церковных постах. Некоторые даже пробовали поститься, движимые различными причинами, у кого-то получалось, у кого-то нет, но эта тема вновь становится актуальной каждый раз, с наступлением очередного поста. Тем более, что мы приблизились к Великому посту в церковном календаре. Так что же такое православный Великий пост? Для чего он нужен? Кем и когда установлен? Что в нем главное, а что второстепенное?
Начало формирования структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста коренятся в пасхальном посте, который во II – III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Спасителя и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. В те времена эти 40 дней вначале постились не христиане, а постились язычники – те язычники, которые хотели принять Крещение. И вот человек готовится к Крещению, это не просто так: между делом забежал в храм, крестился и побежал дальше по своим делам. Крестились тогда взрослые люди. Христианских семей было ещё мало, поэтому детей практически не крестили, кроме детей в христианских семьях, но большинство было взрослых, которые уже сознательно пришли ко Христу.
Человек, готовясь ко Крещению, готовился, не просто читая книги, это была подготовка, в ходе которой человек должен был основательно перетряхнуть свою душу, и продолжительность ее составляла от 40 дней до трех лет. И поэтому это было время его подвига, его молитв, его поста. И вот, чувствуя неудобство этой ситуации, видя усердие язычников (готовящихся принять Крещение), христиане решили сами поститься в это время – ради тех оглашенных, которых приводили ко Христу. И, таким образом, Великий пост первоначально за- родился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не только о себе, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу. Сами же христиане постились не в Великий пост, не в Четыредесятницу, а в те времена они постились в Страстную Седмицу. И вот, собственно говоря, до сих пор наш пост состоит из двух частей – это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица (Неделя).
Уже к середине IV века продолжительность Великого поста достигает 40 дней, это видно из послания святителя Афанасия Великого к епископу Серапиону Тмуитскому, из других письменных документов IV – V веков и рассматривался святыми отцами как аскетическая подготовка к празднику Пасхи всякого православного христианина.
В отличие от времен первохристианских, в наше время в понятие поста крещеный человек может вкладывать свои, порою парадоксальные смыслы. Для одного это полный отказ от пищи, такой продержится дня два – три и становится еще более неумеренным в пище, чем был. Для другого – диета, для некоторых повод к тщеславию и гордости перед коллегами на работе. Взирая лишь на внешнюю сторону поста, такие люди приступают к нему, пробуют и ничего не достигают. Опускают руки и принимаются за старое. Так что же такое Великий пост? В чем его смысл?
Великий пост – это время, когда душа должна возобладать над телом, стать на страже своих действий, желаний, чувств. Он требует от человека внутренней собранности, и в этом его схожесть с заступлением на пост вооруженного военнослужащего. Военный пост «сдают» и «принимают», церковный – «держат» и «соблюдают», но тот и другой – «хранят». В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать, чрезвычайной важности. Потому в дни поста христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и пола, воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности – наша созданная Богом душа. И получается такая удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, готовы бить друг друга смертным боем из-за разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины ни были, по сравнению с человеческой душой? И странная получается ситуация: чем более агрессивен человек вовне, в защите внешних ценностей, тем обычно инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идет о защите самого главного – о защите его собственной бессмертной души. Действительно, неравноценная замена одного на другое, причем обворовывает себя современный человек сам. Также Великий пост можно уподобить оружию, ну, скажем, ножу, которым можно хлеб нарезать, а можно и порезаться, если неумело с ним обращаться. Потому поститься надо с рассуждением, прибегая к опыту церкви.
Великий пост включает в себя две обязательные составляющие –воздержание от особого рода пищи и молитву. Два эти вида воздержания призваны привести человека к воздержанию от греха, то есть к его распознаванию и непринятию. Главная цель Великого поста как раз и заключается в борьбе с грехом, а воздержание в пище и молитва – это лишь необходимые средства к достижению цели. Конечно же, в посту нужно молиться. Сам по себе пост без молитвы становится диетой, теряет свое достоинство и перестает быть жертвой Богу. Итак, исключив нечто из рациона, нужно другое в рацион добавить. Нужно добавить чтение псалмов и Нового Завета, земные поклоны (для тех, кто может их класть по состоянию здоровья) и молитву в храме. Необходимо помнить о том, что цель поста не добить современного человека, подорвав его и без того шаткое здоровье, а очистить, возродить его загрязненную грехом душу. Потому, если что-то смущает, страшит человека перед Великим постом, его слабое здоровье, отсутствие опыта в этом деле, посоветуйся со священником, который подскажет, направит, научит. Но сегодня, к сожалению, люди поступают в точности до наоборот, как заметил протоиерей Андрей Ткачев: «Вся наша цивилизация – это ярмарка подмен, где исповедь заменена визитом к психоаналитику, а крестный ход – митингом. Посту также угрожает «светский двойник» в лице различных голодовок и воздержаний».
Постящемуся человеку необходимо знать и врагов молитвы. Во-первых, это лень. Во-вторых, суетность ума. А в-третьих, памятозлобие, обиды и все прочее, что вырастает из эгоизма и противно любви к людям. Если поддаться усыпляющему действию лени, душа погрузится в уныние, тяжелее которого вряд ли что-то есть. Суетность ума – это увеличивающийся недуг. Его увеличению много способствует информационная эпоха, внутри которой мы живем. То, что в области массовой информации представляется развлечением и собственно информированием, является на львиную долю мусором. Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю». Пусть наш ум отдохнет хоть на малое время в отношении мирского трепа. Ведь пост – это не только и не столько явление пищевое, сколько всеобъемлющее, изменяющее всего человека. Пост относится к уму больше, чем к чреву. А вот телевизор под пост не подстраивается, и его вредно смотреть без меры, что в пост, что вне поста. Поэтому и стоит напоминать, что экология ума и чистота информационной пищи важнее всего для христианина, и это ему, соответственно, тяжелее всего дается.
В посту христианин насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли. Он задумывается о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем отношении к заповедям Божьим. Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся». О том, сколько ему осталось и как этот остаток правильно прожить. Пост хотя бы на малое время вырывает его ум из привычной круговерти. За время Великого поста человек так должен очистить, подготовить свою душу с помощью молитвы, церковных таинств, воздержания от пищи, чтобы грех для него стал противен, невыносим. Если до поста матерился, то после стал ненавидеть сквернословие (матерную брань), если раньше блудил, то стал нормальным семьянином, если обиды не прощал, то всем все простил и со всеми примирился. Если раньше не молился и посты не соблюдал, то стал делать и то, и другое. Тогда пост будет пройден не зря, не впустую, не станет диетой.
Всем приступающим к поприщу Великого поста хочется напомнить и о соблазнах, неизбежно возникающих, посмотреть в чужую тарелку, а не в свою, на другого, а не на себя. Пост не будет постом, если, помимо постной пищи, мы будем есть и кусать друг друга. В Священном Писании есть очень важные слова: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое» (1 Кор. 6:13). Эти слова обращены к тем, кто чрезмерно внимателен к еде, в ущерб прочим не менее важным сторонам жизни. Еда едой, а молитва молитвой, и любовь любовью. И еще в Писании находим: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). Как видим, апостол тревожился о том, чтобы аскетизм или его отсутствие не превращались в фактор распрей между христианами. Хочется, чтобы постящиеся люди не задирали нос и не осуждали тех, кто ест колбасу и смотрит в пост телевизор. Ведь Великий пост – это время приготовления к самому большому христианскому празднику – Воскресению Христову, или Пасхе. Потому будем поститься по христианскому принципу: к себе – строгость, к ближнему – милость, Богу – поклонение в духе.
Сергий Костевич,
иерей, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!