«День святителя Николая Чудотворца»
Новость в рубрике: Даты, Религия19 декабря в православии отмечают День Николая Чудотворца, как его еще называют в народе – Николай Зимний. Николай Чудотворец один из самых почитаемых святых в христианстве.
Как говорит житие святого, Николай родился в III веке в городе Патара, в Римской империи. Мальчик с самого детства посещал храм, а повзрослев, решил посвятить себя всего – Вере Божьей. И стал священником. Богатое наследство родителей он раздал бедным. Со временем Николай был рукоположен в сан архиепископа в городе Миры.
Прославился как чудотворец и защитник оклеветанных и невинно осужденных. При жизни спас жителей Миры от страшного голода и моряков во время сильного шторма.
Поэтому Николая считают покровителем моряков, путешественников и купцов. Верующие просили его об успешном плавании и защите кораблей от штормов и бурь. Кроме того, ему молятся о чудесном разрешении трудного дела или особо невероятной удаче. Помогает он также восстановить справедливость тем, кого осудили по ложному обвинению, а также хранит от бед и несчастий детей, особенно сирот.
Святитель, так называют высоких церковных иерархов, Николай прожил до глубокой старости. После его смерти тело начало мироточить и к нему потянулись верующие за помощью. Вскоре по церковному преданию, произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его мощам. Мира стала местом паломничества и святой веры. Первоначально мощи святого хранились в городе Мире, где Николай служил архиепископом, а в XI веке были перенесены в город Бари в Италию.
У святого Николая в народе огромное количество прозвищ и наименований: Николай Угодник, Никола Вешний, Николай травный, Николай Летний, Николай Зимний и т.д. Такое многообразие можно объяснить только большой популярностью образа священнослужителя у православных христиан.
Христианский календарь имеет две даты поминания Николая Чудотворца. Первая дата в году – это 22 мая, которая приурочена к событию перенесения мощей святого в Бари из Мир Ликийских, состоявшегося в 1087 году. На «Летнего Николая» принято обращаться к святому за здоровьем и благосостоянием. Хоть «Николай Летний» и отмечается 22 мая, в конце весны, но лето уже близко и холода окончательно отступают.
Вторая дата – это 19 декабря, ставшая днем смерти Николая и названа «Зимним Николаем». Христиане воздерживались от работы, проводя день в молитвах и чествованиях святого.
В день святителя Николая также было принято заключать различные хозяйственные сделки и договоры. Установленные цены считались нерушимыми, ибо «никольский торг всему указ».
Главные приметы были связаны, с погодой. Если на «Николая Зимнего» ясно, то и на «Николая Летнего» в мае будет тепло и сухо. Появление инея накануне «Николаева дня» сулило хороший урожай овса. А если на «Зимнего Николая» выпадало большое количество осадков и образовывались большие сугробы, то весной будет много сочной травы.
Поскольку Николая Угодника считают покровителем детей, то и подарки в этот день преподносили именно детям.
Именно святой Николай послужил прообразом современного Санта-Клауса – белобородого старца, тайно проникающего в дома и дарящего тайно подарки. Все началось с истории, рассказанной жителями города Патары о спасении от нищеты старика с тремя дочерьми. Узнав об ужасном безденежье своего прихожанина, архиепископ решил ему помочь. По ночам тайно подбрасывал в окно его дома мешочки с золотом, тем самым спас семью от разорения. По легенде, один из этих мешочков случайно угодил в чулок одной из девушек, лежащего на полу.
После этого в Европе зародилась традиция вешать у изголовья чулки в ожидании, что святой Николай положит в них подарки. В житии святителя сохранилось немало рассказов о тайной благотворительности. Благодаря тому, что он подбрасывал в дымоход деньги нуждающимся людям, сложилось представление, что рождественский дедушка проникает в дом через печную трубу. Накануне Рождества дети пишут святому Николаю записки со своими заветными желаниями и просьбами. А на окне или у камина принято оставлять святому Николаю угощение.
Древний и наиболее распространенный тип написания икон святого– поясной образ, который складывался в византийском и русском искусстве в XI-XIII веках. Правая рука святого поднята в благословляющем жесте, а в левой руке держит открытое, либо закрытое Евангелие.
Иконы Николая Чудотворца «зимнего» и «летнего» можно отличить друг от друга. Существует версия, что российский император Николай I обратил внимание, что его небесный покровитель изображен на иконах без головного убора. С тех пор на многих иконах Николая Чудотворца изображали в епископской митре (головном уборе) символизирующей «Николая Зимнего».
В иконостасе периода середины XVIII века в Войсковом Воскресенском соборе в станице Старочеркасской в местном ряду располагается икона «Николая Чудотворца Зимнего». В отличие от обыденного поясного образа, святой изображен в полный рост.
На Руси день Николая Чудотворца отмечался особенно торжественно. Люди всей семьей шли в храм на литургию. После собирались за праздничным столом. Устраивали массовые гулянья на зимних улицах. Так же в этот день было принято дарить подарки друг другу.
Тимошенко В.И.– ученый секретарь Старочеркасский музей-заповедник
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!