«Нас никто и не спрашивал, Но не было тех, кто отказывался…»
Новость в рубрике: Защита Отечества, ИзбранноеВ Аксайском районе отметили День памяти воинов-интернационалистов. День для памятной даты был выбран не случайно – 15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Сегодня эту дату отмечают не только воины-афганцы, но и ветераны боевых действий в Югославии, Чечне, Грузии, Сирии и в других вооруженных конфликтах. Не исключением стал и нынешний год.
В этот день аксайские ветераны боевых действий в «горячих точках» почтили память своих товарищей, возложив цветы у захоронений на Аксайском кладбище. Затем действие переместилось на площадь Героев, где воины-интернационалисты возложили цветы к памятнику «Участникам боевых действий посвящается».
– Война в Афганистане унесла жизни около 15 тысяч советских солдат и офицеров, 53 тысячи солдат и офицеров получили ранения и контузии, более десяти тысяч остались инвалида-ми, – обратился к «афганцам» председатель Совета ветеранов Аксайского района Г.А. Поздняков. – Сегодня день памяти о мужестве и воинском братстве. Вечная память погибшим и слава тем, кто выполнил свой воинский долг.
Он также отметил, что во время отправки солдат в Афганистан на учете в районном военкомате было около 250 человек, из них четверо погибли в бою, еще 11 умерли от ран.
Заместитель председателя Совета ветеранов В.Г. Давыдов поблагодарил «афганцев» за выполнение своего воинского долга перед Родиной. Также он добавил, как важно продолжать эстафету поколений, делиться с молодежью и школьниками воспоминаниями о своей службе.
– В боевых действиях в Афганистане принимали участие и пограничники, которые прикрывали вывод советских войск из Афганистана. Пожелаю вам всем крепкого здоровья, счастья, – отметил ветеран пограничной службы ФСБ России подполковник А.Я. Михайлусов.
Военный комиссар Аксайского района Г.П. Сурков присоединился к пожеланиям, подчеркнув необходимость совместной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи.
В годы афганской войны десятки тысяч наших сограждан отправились исполнять интернациональный долг, среди них и жители Аксайского района. Один из них – Владимир Васильевич Сергиенко, служивший офицером-вертолетчиком под Кандагаром с сентября 1984 года по декабрь 1985 года.
С чего обычно начинается путь к своей профессии? Конечно, с детства. Вот и юный Владимир мечтал сначала быть военным, а затем, ближе к окончанию школы, определился с родом войск: или авиация, или воздушно-десантные.
Из-за того, что воздушно-десантное училище было только одно – в Рязани, то решил все же попробовать себя в авиации, там и вариантов для поступления было больше. Поехал поступать в Ейск, где обучали летчиков истребителей-бомбардировщиков. С первого раза не удалось поступить, но позднее получилось зачислиться в Ростовский учебно-авиационный центр (сейчас его уже нет – прим. героя публикации). Потом десять месяцев службы и полеты на Ми-1. Это был первый вертолет, который освоил В.В. Сергиенко.
На вопрос, тяжело ли было учиться, «афганец» ответил «нет».
– Повезло с инструктором. Если что-то не получалось, то он не кричал, ногами не топал, давал конфетку, и потом все получалось, – добавил Владимир Васильевич.
В 1980 году юноша окончил учебный центр, присвоили звание сержанта. После Центра три месяца проходил переквалификацию в Бахмутском учебном центре в 30 километрах от Харькова (Украина), по окончании которого было присвоено звание младшего лейтенанта.
В конце 1981 года В.В. Сергиенко уехал на учебу в Саратовское авиационное училище. Программу учебного заведения Владимир Васильевич проходил экстерном и получил впоследствии звание лейтенанта. А отсюда – в группу советских войск в Восточную Германию, на первое место службы. Здесь же проходили частые боевые дежурства на объекте либо у границы еще не объединенных ФРГ и ГДР.
– Так прошло полтора года эдакой хорошей жизни, – усмехнулся Владимир Васильевич, вспоминая годы службы. – До тех пор, пока не пришла разнарядка направляться в Афганистан. Нас никто и не спрашивал, хотим или нет, но не было тех, кто отказывался.
Из полков, где служил В.В. Сергиенко, сформировали эскадрилью и направили в город Владимир, где приписали к местной военной части на время небольшого отпуска перед отправкой в самую южную «горячую точку» Афганистана – Кандагар.
На месте высадки Владимиру Васильевичу запомнился шум стрелявших противоракетных установок и АСУ-76 (советская легкая противотанковая авиадесантная самоходная артиллерийская установка – прим. ред.). Грохот стоял неимоверный, но каждый из прилетевших понял, что его ждет в ближайшее время.
В течение двух недель новобранцев ввели в курс дела, первым делом предстояло отремонтировать хотя бы часть летного состава, поскольку на ходу было только четыре вертолета. Затем пошла работа в «поле»: свободная охота, поисковые операции, сопровождение колонн, зачистка площадки для высадки солдат, различные виды разведок, уничтожение техники и укреплений врага. Несмотря на то, что В.В. Сергиенко управлял вертолетом огневой поддержки, случалось и эвакуировать людей, за что командир экипажа получил орден Красного Знамени.
Бои проходили каждый день, порой приходилось подниматься на срочный вылет, а иногда отбивать внезапную атаку.
– Как-то в районе Кандагара атаковали колонну душманов. А они, зная, как мы летаем, стреляли из своих переносных ракетных комплексов не по ведущим в колонне, а по ведомым, – вспоминает Владимир Васильевич. – Мы и отстрелялись. Со снижением, скольжением, смещением и в развороте с отстрелом этих установок.
Из этой ситуации тогда удалось выкрутиться: вражеская ракета, которая должна была поразить ведомый вертолет, пролетела мимо метров на 50 от него и ушла на самоуничтожение.
– Это как? – недоуменно перебиваю я.
– А вот так, – продолжает «афганец». – Когда производится выстрел, ракета от установки получает тепло, а инфракрасная головка самонаведения направляется на источник еще большего тепла (в нашем случае вертолет), и если от нее увернуться, то ракета уйдет на определенную высоту и самоликвидируется.
Быть вертолетчиком довольно опасно, но наш герой уверяет, что было немного попроще, чем тем, кому необходимо было высаживать людей на вершинах гор, производить эвакуацию раненых и подвозить боеприпасы, для чего требовалось подниматься на большую высоту, чем это было возможно для другой техники. Потому такая задача была закреплена за вертолетами Ми-8, они имели больший диаметр лопастей. Для сравнения, техника, на которой летал В.В. Сергиенко, могла подниматься на 4 500 метров, а высота гор Гиндукуш, где пролегал перевал Саланг (через него проходила автомобильная дорога, связывающая центр и север Афганистана), составляла более 7 700 метров. В горах было несколько точек высадки, а где надо – занимались высоты, более благоприятные для ведения боевых действий.
– За время службы не приходилось далеко летать от места дислокации, как и принимать участие в крупных операциях афганской кампании, тем не менее работы на богом забытом Кандагаре тоже хватало, – добавляет В.В. Сергиенко.
Владимир Васильевич должен был покинуть Афганистан в сентябре 1985 года, однако смена приехала только для летчиков Ми-8, а с ними и новый командир полка. Тот хвалился, мол, «приедут мои горные орлы из Закавказья, научат вас летать». К концу октября они и приехали, затем во время высадки десанта в одном из горных котлованов, где были тяжелые для высадки условия, потеряли 16 вертолетов вместе с самим командиром. После на замену прибыл другой командир, ранее возглавлявший полк В.В. Сергиенко в Германии. Но к тому времени Владимир Васильевич уже отбыл домой.
Да и дорога домой далась непросто. Долго не было транспорта, который вывез бы с территории боевых действий. Вскоре удалось договориться с экипажем Ан-12, который возил боеприпасы, но была незадача – на борту не был предусмотрен кислород для пассажиров, необходимый на больших высотах ввиду разреженности воздуха. Но бойцы, которым нужно было попасть домой, были не против пойти на риск. Так долетели до Ташкента, оттуда большинство улетело домой в Смоленск, а В.В. Сергиенко – в Казань, к супруге.
После Афганистана судьба по-звала обратно в Азию, на этот раз в Узбекистан, город Чирчик, что в 30 километрах от Ташкента. Там создали Центр подготовки летного состава для ведения боевых действий на горной и пустынной местности.
– Там же размещалась десантная часть, потому и сделано все было добротно: и бараки, и база, и казармы, не повезло только с плацем, уж очень большой он был, – отмечает «афганец».
В этом Центре В.В. Сергиенко пробыл с 1986 по 1989 год. Когда приехал – случилась авария на Чернобыльской АЭС, и все Ми-8 отправились на ее ликвидацию, а оставшиеся, в том числе и Владимир Васильевич, управлявший в основном Ми-24, уехали на дежурство на границе с Ираном, за тысячу километров от Ташкента.
В 1989 году вернулся в Группу советских войск в Германии, где прослужил полтора года, затем в результате скорого вывода войск из Германии группу направили в Торжок, а позже и в Рязанскую область. Там остановились на аэродроме Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), где летали на чехословацких учебно-тренировочных самолетах Л-29. Поначалу было непросто сладить с местным населением, для которого военные казались неспокойными соседями, но со временем стали друг другу по возможности помогать. В Рязани Владимир Васильевич находился с 1991 по 1999 год. В 1997 году списался с летной работы, а в 1999-м ушел на пенсию в возрасте 37 лет.
Жена по семейному долгу сопровождала Владимира Васильевича по всем местам службы супруга – и в Германии, и в Узбекистане, и в Рязани. Поехала она с ним и в Аксай, где живут до сих пор.
После военной службы трудно осваиваться на «гражданке», приходилось В.В. Сергиенко работать на различных предприятиях в Ростове-на-Дону, Аксае и Батайске.
Сегодня Владимир Васильевич посвятил себя другой работе – воспитанию двух внучек: старшую возить в школу и на тренировки по фигурному катанию, а младшую – в детский сад. Еще одна страсть – рыбалка.
В заключение нашей беседы В.В. Сергиенко отметил, что в какой бы ситуации ты ни оказался, очень важно оставаться человеком. «Давать советы – дело, конечно, неблагодарное», – заметил наш собеседник, но все же посоветовал заниматься тем, к чему лежит душа, лишь бы были воля и стремление.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!