Покуда жив казачий дух, жива великая Россия
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, КультураТак считает писатель, историк Михаил Павлович Астапенко. Практически в любой библиотеке Ростовской области, в историко-краеведческом разделе, можно найти книги по истории казачества России с фамилией их автора – Михаила Павловича Астапенко. Это и неудивительно, ибо он является одним из самых издаваемых в России авторов по истории казачества России.
По книгам Михаила Павловича изучают историю донского и других казачьих войск России не только на Дону, но и далеко за его пределами: в казачьих диаспорах Канады, Аргентины, Австралии. По данным профессора Пьера Готье, на факультете славистики Сорбоннского университета Франции студенты изучают историю российского казачества по трехтомнику «доктора Михаила Астапенко» «История казачества России», изданному в Ростове-на-Дону в 1995 году.
Михаил Павлович Астапенко, отец которого был участником Брусиловского прорыва 1916 года и бойцом Щорсовской дивизии, командовал батальоном в 100-й дивизии, впоследствии ставшей 1-й гвардейской дивизией советской армии, в 1974 году после окончания исторического факультета Ростовского государственного университета, год отработал учителем истории в школе поселка Гигант в Сальском районе. Однако мечта изучать профессионально историю донского казачества и писать книги по этой теме перебросила его в станицу Старочеркасскую, где начал формироваться историко-архитектурный музей-заповедник, основанный по инициативе великого Михаила Александровича Шолохова. Здесь, в исторической столице донского казачества, где сохранилось множество старинных памятников, где жива память о временах Степана Разина, Кондратия Булавина и атамана Платова, и развернулась творческая деятельность Михаила Павловича, с июля 1975 года по декабрь 2012 года проработавшего заведующим научно-просветительным отделом.
С начала 1977 года в периодической печати одна за другой выходят его статьи по истории донского казачества, причем первая появилась не где-нибудь, а в одной из главных газет Советского Союза – «Известиях». К настоящему времени на счету Михаила Павловича – 76 книг и около 1 200 статей, опубликованных в многочисленных газетах и журналах СССР, России, США, Канады, Польши, Англии и других стран.
Первая книга М.П. Астапенко увидела свет в 1984 году в Ростовском книжном издательстве. Она была посвящена истории и памятникам станицы Старочеркасской и называлась «Останется вечно монументом». Эта книга на долгие годы стала настольной для экскурсоводов и краеведов Дона. Через год в том же издательстве вышла книга для младших школьников «Славен Дон». Цветные иллюстрации к ней выполнил известный в свое время художник Н. Драгунов.
После этого наступила очередь столичных изданий. Первая московская книга Астапенко «И будет помнить вся Россия» (совместно с В. Левченко) появилась в 1986 году в издательстве «Молодая гвардия» и была посвящена знаменитому донскому атаману графу Матвею Платову. Позже Михаил Павлович решил расширить и дополнить этот материал и выпустить книгу «Атаман Платов» сначала в московском издательстве «Современник», а потом – в Ростове-на-Дону.
К юбилею знаменитого Азовского осадного сидения 1637 – 1641 годов М.П. Астапенко выпустил книгу «Подвиг дивный».
Историк и писатель, Михаил Павлович Астапенко возвращает нашей культуре незаслуженно забытые имена военных деятелей, атаманов, писателей.
В 1995 году вышла книга М.П. Астапенко «Донские казачьи атаманы», в которой впервые в исторической литературе были представлены биографии всех донских войсковых атаманов периода 1550 – 1920 годов. Переизданная в дальнейшем, она, как и «Подвиг дивный», вошла в учебные программы школ Ростовской области и особенно в систему казачьего образования.
В начальный период «перестройки», когда возникла потребность в учебной литературе по истории донского казачества для школ Ростовской области, именно книги М.П. Астапенко были изданы первыми. Сначала Ростовский институт повышения квалификации учителей выпустил его «Край Донской казачий», а в 1995 году в издательстве Ростовского госуниверситета увидело свет «Краткое пособие по истории Донского края» М.П. Астапенко, там же, где за три года до этого вышла его книга «Донские казаки. 1950 – 1920 гг.».
Основателен том «Истории донского казачества» М.П. Астапенко, рекомендованный министерством общего и профессионального образования Ростовской области в качестве учебного пособия для учащихся образовательных школ, лицеев, гимназий, учреждений начального и среднего профессионального образования, учителей и преподавателей.
В 1998 году издательство Ростовского университета выпустило в свет «Историю казачества России» М.П. Астапенко в пяти книгах. Здесь представлена история всех 13 казачьих войск России до 1920 года. Именно это пятикнижие и используется на факультете славистики Сорбонского университета Франции для изучения истории российского казачества.
Перу Михаила Павловича принадлежит историческое повествование «Атаман Каледин», в котором впервые показана объективная биография героя Брусиловского прорыва (в нем участвовал отец автора Павел Максимович Астапенко), Георгиевского кавалера, первого вольного донского атамана и генерала от кавалерии Алексея Максимовича Каледина.
В 2000 – 2002 годах вышел в свет десятитомник Михаила Астапенко «История донского казачества». Сюда вошли его исторические повествования о Степане Разине, Кондратии Булавине, атамане Иване Краснощекове, «вихорь-атамане» Матвее Платове, донском историке Василии Сухорукове, интересное повествование о самобытном донском философе-историке Евлампии Котельникове и других.
В 2003 – 2011 годах в различных донских изданиях увидели свет новые произведения Михаила Астапенко: «История Донского края» (совместно с Е.М. Астапенко) в двух томах, историческое повествование «Степан Разин», книга о донском поэте казачьего зарубежья Николае Туроверове, «Атаман Платов». В 2011 году в новочеркассском издательстве «Лик» вышла «История казачества России» Михаила Астапенко в 15 томах.
В 2013 году выходит в свет книга «Вихорь-атаман. Историческое повествование». В 2018 книгография Михаила Павловича пополнилась такими книгами, как «История казачьих кладбищ города Черкасска, станицы Старочеркасской» и «История Донского края».
«Остров Крым барона Врангеля» вышла с 2020 году, в 2021 выходят книги «Уходили мы из Крыма» и «История рода Кирсановых». В этом году Михаил Павлович уже издал книгу «Петр Первый на земле Донской», и на написанном автор останавливаться не собирается.
«Кто только не писал о донских казаках, кто только не пытался исследовать загадочную душу и природу непобедимых вольных донцов, а история их доныне пестрит загадками и темными местами, да и не исследованы по-настоящему мощные пласты казачьей истории, хотя и все или почти все выдающиеся литераторы и историки прошлого обращались к изучению такого уникального явления, невиданного в истории Западной Европы, да и мира, каким было российское казачество…», – говорит сам Михаил Павлович. Книги, статьи, очерки М.П. Астапенко играют заметную роль в развитии донского краеведения. Михаил Павлович решает важную задачу – привлекает внимание юных читателей к истории Донского края, его природе, к судьбам известных людей, обо всем этом он говорит просто, ярко, доступным языком. Ведь в последнее время с новой силой возрос интерес к истории казачества.
С началом в нашей стране перестройки началось возрождение российского казачества. В ноябре 1990 года на казачьем Кругу в Ростове-на-Дону был создан «Союз казаков Области Войска Донского», определенно высказавшийся за то, чтобы считать Гражданскую войну на Дону закончившейся. Круг поставил задачу возрождения казачества на началах народоуправления, православия, свободы предпринимательства и духа.
16 июня 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принял постановление о реабилитации казачества. Этим актом были отменены все беззаконные декреты, постановления и указы в отношении казачества, принятые в 1918 –1920 годах. За казачеством были признаны права по возрождению традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, форм земледелия и землепользования, несения воинской службы в частях Вооруженных Сил и Пограничных войск России.
В июне того же года был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. После этого появилось несколько развернутых законодательных актов в части реализации постановления Верховного Совета России и Указов Президента Российской Федерации. В настоящее время идет практическое выполнение этих и других законодательных актов, появившихся в ХХI веке.
Мы задали несколько вопросов одному из самых издаваемых в России авторов по истории казачества России М.П. Астапенко.
– Михаил Павлович, почему именно казачество стало ключевой темой всех ваших трудов?
– С детства меня привлекала героика и героические личности, которые воевали не только за себя, но и за униженных и оскорбленных. Донские казаки идеально вписались в мои детские грезы, недаром первая книга, которую я прочитал в четвертом классе, «Сыны степей донских» Дмитрия Петрова-Бирюка, о чем я ему рассказал на встрече с ним в 1975 году в Союзе писателей в Ростове. В будущем тема истории донского казачества стала ключевой в моей работе и остается таковой до сих пор. Тема эта кажется мне нескончаемой, настолько мощным является пласт истории донского казачества.
В студенческие годы меня интересовала героическая и свободолюбивая история донского казачества, а в Старочеркасском историко-архитектурном музее-заповеднике эта тема нашла свое полное воплощение, ибо материал о знаменитых героях донского казачества здесь буквально лежал под ногами (Майдан), стоял перед глазами (собор Черкасска), а улицы и дома вели не только от дома к дому и от улицы к улице, но и от эпохи к эпохе, каждая из которых дала столько личностей, известных не только на Дону и в России, но и в Европе и мире.
– Хотелось бы уточнить: казаки – это все-таки некая социальная общность или, как они сами часто утверждают, некий субэтнос?
– Споры о том, кто такие казаки, идут не одно столетие и будут идти еще много десятилетий. В дореволюционный период казаки – это вольные люди, лихие храбрые воины, с конца XIX века оформившиеся в отдельное военное сословие. Российское общество делилось на сословия: дворяне, купцы, мещане, казаки и другие.
Я спокойно отношусь к утверждению, что казаки – это особый русскоязычный субэтнос. Не раздражает меня и фраза, что «казачество – это состояние духа». С середины XIX века появилось понятие «приписные казаки», когда в казаки принимали присланных царем войсковых атаманов-неказаков (П.Х. Граббе, А.В. Самсонов, Ф.Ф. Таубе, В.И. Покатило и другие).
В моем понимании казак – это человек, высоко ценящий волю, независимость, способный действовать в неблагоприятной обстановке, любящий свою семью, род, Родину, готовый защищать эти ценности с особым упорством, не падающий духом в самой безвыходной жизненной обстановке.
Своим внукам и внучкам, когда им трудно, я говорю: «Лиза, Максим, Костик, не падайте духом, прорвемся, ведь мы же казаки!» И это действует! У казаков ценилось умение победить не ценой героической смерти, а ценой жизни! То есть уметь достичь победы, глупо не рискуя своей жизнью, ведь их дома ждали матери, отцы, жены, дети.
В бытовой жизни донского казачества мне особенно «любы» их чистоплотность, уважение к старшим, трудолюбие, стремление доводить начатую работу до логического завершения, умение работать самостоятельно, без начальника и командира. Делать все основательно, а «не широм-пыром, как-нибудь» (любимая фраза моей супруги Галины – умницы, «чистотки, додельницы»).
– Самое, на ваш взгляд, исторически важное событие в истории донского казачества?
– В истории донского казачества на протяжении четырех веков было много важных событий, воспетых не только в сухих исторических повествованиях, но и опоэтизированных в песнях, былинах, сказаниях. Недаром Л.Н. Толстой сказал, что «вся история России сделана казаками. Народ казаками желает быть». Но из сотен таких событий я бы выделил участие донского казачества в Азовском осадном сидении 1641 года, прогремевшем на всю Европу, события Разинского движения (Степан Разин – «единственное поэтическое лицо русской истории» – А.С. Пушкин), участие донского казачества в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813 – 1814 годов до взятия Парижа весной 1814 года, участие донцов в освобождении Болгарии от 500-летнего турецкого ига, героическое участие донцов в сражениях Великой войны (так первоначально называлась Первая мировая война 1914 – 1918 годов).
Донская земля исключительно богата на знаменитостей, оставивших исторический след не только в истории Дона, России, но и Европы и мира. К числу последних относятся Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев, Матвей Платов, Яков Бакланов, Николай Туроверов, Михаил Шолохов (мировое признание!). Прославили Дон героическими деяниями казаки из родов Иловайских, Орловых, Ефремовых, Краснощековых, Красновых, Леоновых, Кутейниковых, Власовых, Фроловых, Богаевских и другие.
– По вашим книгам преподают историю казачества в других странах. Как вы думаете, почему за рубежом так интересна эта тема?
– Действительно, в 90-е годы прошлого столетия на факультет славистики Сорбоннского университета в Париже профессор Пьер Готье преподавал историю казачества России по моему трехтомнику (в пяти книгах). Он приезжал в Старочеркасск познакомиться с автором, то есть со мной. На мой вопрос, чем интересна эта тема сорбоннским студентам, он ответил: «Героикой и вольнолюбием! Мы считаем, что казачество – это единственное вольное сословие России на всем протяжении ее истории. Нет ничего ценнее воли и вольной личности».
Кстати, я часто по долгу службы общался с иностранцами и видел, что они принимают нашу культуру просто с восторгом, с большим интересом слушают рассказы о ней, знакомятся с ее носителями. Помню, знаменитый французский киноактер и кинорежиссер Пьер Ришар признался мне, что до нашей встречи считал казаков полубандитским племенем, которое в 1814 году вломилось в Париж, правда, оговорился, пошутив, что казаки немножко исправили там демографическую ситуацию. Так вот, после нашей встречи Пьер изменил свое мнение о казаках и их культуре. Мы много успели ему рассказать о донской казачьей культуре, о традициях и обычаях, организовали концерт казачьих народных песен, после чего Пьер сказал мне: «Да какие же вы бандиты?»
– Вашему перу принадлежит историческое повествование «Атаман Каледин», в котором впервые показана объективная биография героя Брусиловского прорыва. Расскажите об этой работе поподробнее? Ваш отец рассказывал вам о событиях, в которых он принимал участие?
– Историческое повествование «Атаман Каледин» я написал на одном дыхании. Все сошлось в тот период воедино: рассказы отца о его участии в составе 8-й армии Каледина (тогда Каледин это – «контра») в Брусиловском прорыве летом 1916 года (отцу было тогда 20 лет, он получил ранение в плечо), мои собственные многолетние наработки по этой теме, поддержка в написании книги со стороны тогдашнего художественного руководителя Ростовского театра драмы им. М. Горького народного артиста России Николая Евгеньевича Сорокина, который потом поставил спектакль в своем театре по пьесе Е. Корнилова и моему историческому повествованию, в котором Николай Сорокин сыграл роль атамана Каледина. Это был первый театральный Каледин, объективно представленный артистом.
– В вашей книгографии на страницах интернет-изданий можно прочесть следующее: «Историк и писатель Михаил Астапенко возвращает нашей культуре незаслуженно забытые имена военных деятелей, атаманов, писателей». Кого вы можете упомянуть в этом списке?
– Кроме Каледина, Федора Крюкова, я вернул современным читателям незаслуженно забытых, иногда намеренно забытых, персонажей донской истории: донских атаманов 1550 – 1920 годов (72 биографии!), легендарного поэта казачьего зарубежья Н.Н. Туроверова, донских казаков казачьего зарубежья, вынужденно ушедших на чужбину после поражения в Гражданской войне (я дал сотни их биографий в Донской энциклопедии» в двух томах) и многих других.
– Какую бы вашу работу вы сами выделили из всех?
– Я горжусь своей 15-томной «Историей казачества России», куда вошли мои основные работы.
– Вы много лет занимаетесь не только изучением, но и пропагандой истории казачества. Как вы считаете, насколько изучение истории родного края влияет на мировоззрение молодежи? Действительно ли история способна повлиять на воспитание любви к Родине?
– Глубоко уверен, что знание своей истории способно воспитать патриотические чувства даже у самого черствого и толстокожего человека. А.С. Пушкин был уверен, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».
То, что изучение истории своего рода, края, Отчизны способно благотворно влиять на юные умы и души, я вижу на примере многих молодых людей, которые обращаются ко мне с просьбой помочь в отыскании их родовых корней. А это значит, что связь времен не прерывается, предки не умирают, пока их помнят потомки.
Историю донского казачества изучают во всех школах Дона, но особенно скрупулезно в кадетских корпусах. Все это надо углублять, ибо интерес к истории Дона растет, и это заметно.
Не у всякого человека будет время прочитать книгу, а тем более многотомную, поэтому Михаил Павлович сейчас ведет блог – «Михаил Астапенко. Яндекс Дзен», где ежедневно публикует по три-пять коротких статей по различным аспектам истории донского казачества. «С удовлетворением отмечаю, что люди читают эти очерки, делятся впечатлениями, и аудитория моих читателей растет, как растет моя гордость за Дон и милое моему сердцу донское казачество», – отмечает автор.
Сейчас Михаил Павлович готовит к юбилейному изданию «Историю казачества России» в 20 томах, дополняет «Донскую энциклопедию», готовит к переизданию книги для дошкольников и учеников начальных классов – творческих планов огромное количество. А также новых встреч и интересных знакомств. «Что дает история, если к ней подходить неформально? Она дает возможность не забыть людей, которые достойны того. Сохранить память», – говорит Михаил Павлович. История не скучная наука, когда книги по ней пишут такие увлеченные люди, когда они превращаются перед твоими глазами в увлекательное кино!
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!