Летописец казачьих песен
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», КультураФольклорист, этнограф и музыковед А.М. Листопадов привлекал внимание к народной художественной культуре Дона. Любовь к родной земле и гордость за нее неотъемлемо связаны с уважением к людям, прославившим Отечество своими талантами. В ряду прославленных деятелей культуры и искусств есть удивительный и одержимый человек. Он не очень известен широкой публике, но заслуживает внимания и почета. Речь идет об Александре Михайловиче Листопадове (1873 –1949), выдающемся фольклористе, талантливом музыковеде и этнографе.
Листопадов был не просто собирателем донской песни. Он был бесконечно влюблен в песню еще с ранних лет и остался верен ей до конца жизни. Александр Михайлович не любитель песенного творчества, а композитор-профессионал, который считал необходимым использовать все данные ему способности для бескорыстного служения народу.
Песня – это правдивая история, это душа народа в звуках и красках. Листопадов привлекал и развивал всеобщее внимание к народной художественной культуре Дона. Песенное собрание А.М. Листопадова – это живое искусство донского казачества. Его труды признаны классическими, так как включают тексты практически всех фольклорных песенных жанров, бытовавших на Дону. Листопадовым записаны былины, исторические песни, военно-бытовые, бытовые протяжные, семейные, любовные, бытовые «частные» – хороводные, плясовые и так далее. Уникальным считается зафиксированный цикл песен казачьей старинной свадьбы на Дону со всеми свадебными обрядами.
Многоголосие в донской казачьей песне стало предметом особого внимания Листопадова. Ученый уловил самобытность, своеобразие мелодических ходов и гармоничных сочетаний казачьей песни.
Песни и стихи А.М. Листопадова востребованы и в настоящее время. Сегодня гордым носителем наследия донского этнографа является фольклорный коллектив Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, существующий более 40 лет.
Годами музейные работники, совмещая экскурсии и репетиции, находили и разучивали казачьи песни, оттачивали исполнительские навыки. А если надо было принять в станице дорогого гостя, то они тут как тут, в казачьих народных костюмах с хлебом-солью да песней казачьей.
Зрители аплодировали музейному фольклорному коллективу не только на донской земле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Будапеште (Венгрия), Гаграх (Абхазия).
В 1985 году коллектив из музейных работников выступил перед гостями станицы на Атаманском подворье, тем самым заложив основу для создания традиции проводить в станице Старочеркасской фольклорные фестивали «Играет песня над Доном» и «Нет вольнее Дона Тихого».
Родился Александр Михайлович Листопадов 6 (18) сентября 1873 года на Северском Донце в казачьей станице Екатерининской (ныне – Краснодонецкая Белокалитвинского района). По другим данным, не в самой станице, а в близлежащем хуторе Нижние Серебряки. Отец преподавал в духовной семинарии. Удивительной мастерицей и певуньей была мать Александра Михайловича. Он рос и воспитывался в окружении истинных любителей и почитателей донских казачьих песен. С ранних лет в нем проявился талант музыканта. Маленький Саша хорошо играл на балалайке, гитаре, скрипке, фортепьяно. С увлечением участвовал в домашних концертах. Первоначальное музыкальное образование Листопадов получил в Новочеркасской духовной семинарии, куда он поступил, когда окончил духовное училище. В годы учебы юным Александром, певчим и регентом ученического хора, были сочинены духовные песнопения. В музее музыкальной культуры М. Глинки в Москве хранятся написанные его рукой «Отче наш», «Милость мира», «Тебе поем», «Достойно есть», «Иже херувимы», «Отца и Сына». В программе концертов его хора наряду с церковной музыкой и классическими произведениями звучали донские казачьи песни. Именно тогда у будущего фольклориста родилась мысль о собирании песен Донского края.
Окончив духовную семинарию, Александр Михайлович работал учителем. Первые записи песен были им сделаны в 1892 г. Тогда же он решил, что нужно овладеть серьезными знаниями, литературными и музыкальными, для того чтобы профессионально заниматься фольклористикой.
Собирать, систематизировать и комментировать донские казачьи песни А.М. Листопадов начал в 19 лет. К своему тридцатилетию он собрал несколько сотен казачьих песен, организовал и возглавил экспедицию за песнями (июнь 1902 – 1904 гг.) в Первый Донской округ. Для сбора песен Александру Михайловичу необходимы были лошадь с телегой, тетрадь, карандаш и записывающее устройство тех лет – фонограф. Это и было началом экспедиции. Приехав в хутор или станицу, он находил стариков, с удовольствием исполняющих донские песни. И занимался своим любимым делом – записью песен и наблюдений. В одной из статей А.М. Листопадов отмечал: «Большинство записанных песен носит в себе характерные признаки древнего сложения. Далее песни более позднего происхождения, исторические, после петровских времен, протяжные военно-бытовые того же периода, творцами которых являются по преимуществу сами же казаки, слагались как бы по одному типу, выработанному глубокой стариной, и передаваемые непосредственно в чистом виде из поколения в поколение».
В качестве примера он приводит песню «Всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», сочиненную Федором Анисимовым на мотив старинной песни «Уж вы, братцы, мои братцы, атаманы-молодцы».
В 1905 году выходит в свет первый печатный труд Листопадова «Донская казачья песня». Еще не изданная – в рукописном варианте – эта работа была награждена серебряной медалью общества естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В этом собрании насчитывалось около 1 200 казачьих песен, многие из которых ранее вообще не были известны ученым.
Закончить консерваторию и университет Александру Михайловичу не удалось, так как в 1907 году за участие в студенческих волнениях он был выслан в Саратов, без права
проживания на Дону.
В Саратове Листопадов с 1907 по 1920 год жил и преподавал пение и географию в женских саратовских гимназиях, работал в Саратовской консерватории, вел дирижирование и народное творчество.
В 1911 году был опубликован сборник «Песни донских казаков», куда вошли 107 казачьих песен, подготовленных к печати Листопадовым. За этот труд музыкант-фольклорист был награжден золотой медалью и премией «В память международных конгрессов по антропологии и доисторической археологии 1892 года». На следующий год издаются работы «1812 год в народных песнях» и «Народные песни – донские казачьи, малорусские и великорусские» с приложением 30 песен.
После Гражданской войны, А.М. Листопадов возвращается на Дон. С 1920 года живет в Новочеркасске, преподает в Донском педагогическом институте и музыкальном техникуме. Из расформированного Новочеркасского Войскового донского хора создает певческую капеллу. В 1923 году он становится дирижером-хормейстером созданного им музыкального драматического коллектива, где в 1925 году осуществляет постановки опер «Аида» Д. Верди и «Князь Игорь» А. Бородина.
Александр Михайлович посетил более сотни казачьих станиц, прошел пешком около двух с половиной тысяч километров. Особенно плодотворно работал он в станице Мелиховской и хуторе Пухляковском, где записал много старинных казачьих песен.
Вот одна из записанных в станице Разинской, бывшей станицей Есауловской, в 1905 году песня «Ой да, как у нас-то было».
Ой да, как у нас-то было
Ой-да, как у нас-то да было
На Тихом-то Дону,
Ой-да, на дикой-то степе
При черном большом курганчику.
При большом курганчику было.
Там спочив-то имел
Удал добрый молодец,
Богатырь наш Дюк Степанович,
Вот-бы, Дюк Степанович, было
Разудаленьюий,
Удал добрый молодец,
Спочив имел день до вечеру.
Спочив день до вечеру, да было,
Как в осенненькую.
Вот темную ночушку,
До самой-то до белой зари.
До самой белой-то зари, да было,
Наезжали на него,
Раздоброго молодца,
Наезжали три охотничка.
Ой-да, три охотничка,
Три охотничка,
Вот-бы, три разбойничка,
Три горских было татариня.
Три горских татариня.
Они думали
Вот крепкую думушку,
Думу себе за единую.
Думу за единую;
Передумамши
Вот крепкую думушку,
Они только слово молали.
Они слово молали:
Как на первый говорил,
Вот с этих, охотничек:
«Я его, братцы, копьем сколю,
Я его копьем-то сколю!»
На другой-то говорит,
Что с этих, разбойничек:
«Я его, братцы, конем стопчу,
Я его конем-то стопчу!»
Вот на третий говорит,
Что с этих, охотничек:
«Я его, братцы, живьем возьму,
Я его живьем-то возьму!»
Вот лежит-то лежит,
Лежит Дюк Степанович,
Лежит младец прислухается.
Лежит прислухается
Ото сну-то бы он,
Удал добрый молодец,
Ото сну он пробуждается.
Младец пробуждается;
За шелковый чунбур
Вот наш Дюк Степанович,
За чунбурик он хватается.
За чунбур хватается,
Вот он на конь-то сел,
Он наш богатырь лихой,
На конь сел он, как сокол взлетел.
На конь, как сокол, взлетел:
Он и перьвого,
Что из тех охотничков,
Перьвого, братцы, копьем сколол,
Перьвого копьем сколол,
А другого-то,
Вот из тех разбойничков,
Другого, братцы, конем стоптал.
Другого конем стоптал,
Ну и третьего,
Вот бы с тех татаринев,
Третьего его живьем в плен взял.
В 1939 году исследователь донского фольклора закончил и отдал в печать свой труд «Песни донских казаков», в который вошло 1204 казачьи песни. Великая Отечественная война нанесла тяжкий удар деятельности собирателя. Когда фронт приблизился к Ростову, Александр Михайлович с женой ушли пешком в станицу Кумшацкую (ныне – станица на дне Цимлянского водохранилища). Даже в страшные месяцы оккупации Листопадов продолжал вести записи. К счастью, сохранились его тетради, взятые с собой. В Ростове все фонограммы песен, записанные на восковые валики фонографа, были уничтожены немцами. Это была невосполнимая потеря. Но Листопадов продолжал неутомимо работать над трудом всей жизни – пятитомником «Песни донских казаков». Но лишь в 1949-1954 годах, уже после его смерти, собрание песен было издано.
«Казаки любят петь… В долгие зимние и осенние вечера, свободные от тяжелых полевых работ, сходится в «курень» на зов деда вся семья, и тут открывается своеобразная песенная школа, где учитель, седой, как лунь, старик, затягивает «старинушку» и ведет, ведет ее долгим, за душу хватающим мотивом… Внимательно вслушивается молодежь в дедовскую песню, схватывает быстро родной напев и начинает подтягивать…», – писал Листопадов в предисловии к своей книге «Песни донских казаков».
В 1948 году в Ростове торжественно отметили 75-летие Листопадова, а 14 февраля 1949 года он умер.
Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остается самым крупным собранием русских народных песен с нотами. В обширной коллекции А.М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры. Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод A.M. Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. Однако это песенное собрание все еще недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного и в целом – историко-культурологического анализа.
Много в пятитомном собрании Листопадова упоминаний о записях в станице Ста-рочеркасской, есть ссылки на наших местных жителей (упомянуты фамилии Полугуцевых, Безродновых, Волоховых, Ахановых и других).
В первом томе собрания в разделе исторических песен опубликован текст, записанный в станице Старочеркасской в 1936 – 1937 годах:
У нас, братцы, было на Дону
(Разин объединяет голытьбу)
У нас, братцы, было на Дону,
Во Черкасском городу
Народился молодец – Стенька
Разин удалец.
Во казачий круг Степанушка
Не хаживал,
Он с большими господами Дум
не думывал.
Ой, ходил, гулял Степанушка
В царев кабак,
Думы думал атаманушка
С голытьбою:
«Он, вы, ребятушки, вы, братцы,
Голь несчастная!
Вы поедемтя, ребяты,
Во сине море гулять,
Корабли-бусый товарами
На море разбивать,
А купцов да богатеев
В синем море потоплять».
Нет на Дону такого казачьего ансамбля, который не знал бы имени Александра Листопадова и не дарил бы сердцам слушателей записанных им донских напевов.
Фольклорные коллективы используют текстовой материал донского этнографа в плане поэтического начала и распевы, ныне существующие по станицам и хуторам Дона. Множество песен у казаков о Доне, а еще больше распевов на один текст. Казак родился на Дону, кормился с Дона, рос вместе с родной рекой, женился, уходил на службу. Тосковал о Доне и о семье на чужбине.
Текстовые записи донских казачьих песен постоянно претерпевали изменения. Менялись времена и герои, а казаки, как народ поющий, не могли изменять полюбившимся песням, вот и приходилось их перепевать на новые времена. Таких песен великое множество. Пример – песня «Из-за леса, леса копии мечей».
Ой, из-за лесу да лесу
копия мечей,
Едет сотня казаков-лихачей,
Э-эй-эй-эй, живо, не робей!
Едет сотня казаков-лихачей.
Ой, перед сотней есаул,
ой, молодой.
Он скомандовал: «Ребята,
все за мной!».
Э-эй-эй-эй, живо, не робей!
Он скомандовал: «Ребята,
все за мной!».
Ой, «За мной, братцы, –
он кричит – эй, не робей!
На завалы поспешайте
поскорей.
Э-эй-эй-эй, живо, не робей!
На завалы поспешайте
поскорей.
В цикл песен об атамане Платове органично вписывается по тексту и времени песня «Вышли с Дону казаки». У Листопадова описание звучит так: песня о казаках на фронте Отечественной войны 1812 года. Песня пелась в строю конном и пешем, а также на стоянках для плясок.
Текст популярной плясовой казачьей песни «Ой вы, морозы» есть в сборнике Листопадова, записан он собирателем в Басках Верхний Дон. Песню эту играют по всему Дону.
Творчество летописца казачьих песен вошло в золотой фонд музыкальной культуры XX века. Всю жизнь Листопадов провел с песней.
Ростовский писатель Михаил Андреевич Никулин, хорошо знавший Александра Михайловича, посвятил ему повесть «Погожая осень». В ней он отразил воспоминания и впечатления от встреч и бесед с композитором-фольклористом. М.А. Никулин считает, что наследие великого земляка может быть названо «хрестоматией устного поэтического и музыкального творчества донских казаков, хрестоматией донской песни» и Листопадов является «примером беззаветного… солдатского служения народу». Нельзя с этим не согласиться. Каждый служит Родине по-своему. Кто-то с оружием в руках неотступно охраняет ее границы от врагов, а кто-то с карандашом в руках неусыпно трудится для сохранения культурного фонда от людского забвения. И каждый во всяком деле проявляет свое усердие настолько, насколько понимает смысл своего дела.
А.Н. Полякова, заведующая культурно-образовательным отделом Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника